Судья ФИО3 Дело № (2-397/2024)
УИД 25RS0021-01-2024-000659-04
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
24 сентября 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.
судей Рябенко Е.М., Веригиной И.Н.
при секретаре Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чехунова Павла Петровича к администрации Михайловского муниципального района Приморского края, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (ФГАУ «Росжилкомплекс») о признании права на обеспечение жилым помещением и возложении обязанности
по апелляционной жалобе Чехунова Павла Петровича на решение Михайловского районного суда Приморского края от 17.06.2024, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Чехунов П.П. обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Приказом командира войсковой части ... от 31.03.1995 уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста, выслуга составила 22 года 10 месяцев. На момент увольнения истец не был обеспечен постоянным жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации на состав своей семьи, субсидию на приобретение и строительство жилья также не получал. Был обеспечен служебным жилым помещением, где и проживает по настоящее время со своей супругой.
28.07.2009 истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в составе семьи 2 человека.
19.03.2010 между администрацией Кремовского сельского поселения и Чехуновым П.П. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> учетом члена семьи супруги ФИО6
Истец полагает, что у него есть право на обеспечение постоянным жильем по избранному им месту жительства в г. Владивостоке от Министерства обороны Российской Федерации, а администрация Михайловского муниципального района <адрес> обязана принять у него квартиру, в которой он в настоящий момент проживает по договору социального найма.
Просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по установленным нормам от Министерства обороны Российской Федерации (форма обеспечения квартира) по избранному месту жительства в г.Владивостоке Приморского края на состав семьи два человека (он и супруга ФИО6), возложить на администрацию Михайловского муниципального района Приморского края обязанность после обеспечения истца жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации принять от него жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, представители ответчиков в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывается, что наличие у истца квартиры по договору социального найма не может ограничивать его право на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации по избранному месту жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу представителем ФГАУ «Росжилкомплекс» указывается на обеспеченность Чихунова П.П. и членов его семьи постоянным жилым помещением после увольнения от органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу представителем администрации Михайловского муниципального района указывается на отсутствие оснований для отмены постановленного решения суда, поскольку нарушений прав со стороны администрации Михайловского муниципального района не установлено.
В заседание судебной коллегии суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании приказа командира войсковой части 06804 от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ ФИО2 уволен из Вооруженных сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания с правом ношения военной одежды. Выслуга лет истца на дату увольнения составила в календарном исчислении 22 года 8 месяцев 5 дней, в льготном исчислении – 27 лет 9 месяцев 13 дней.
На основании ордера № от 09.12.2002 от Министерства обороны Российской Федерации Чехунову П.П. как военному пенсионеру на состав семьи 3 человека, в том числе: супруга ФИО6, дочь ФИО8 предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. (л.д. 13)
На основании решения жилищной комиссии войсковой части 19745 № от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик запаса ФИО2 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», занимал служебную жилую площадь по адресу: <адрес>, состав семьи жена ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кремовского сельского поселения и Чехуновым П.П. заключен типовой договор социального найма жилого помещения №, состав семьи - жена ФИО6
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Порядком предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, и (или) членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 19.04.2023 N 222, Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", действовавшим на момент признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, установив, что контракт о прохождении военной службы с Чехуновым П.П. был заключен до 01.01.1998 года, после увольнения со службы истец органами местного самоуправления был обеспечен служебным жилым помещением, а в дальнейшем жилым помещением по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что истец на настоящий момент состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения, оставил исковые требования без удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, приходит к выводу о соответствии решения суда требованиям закона.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 №4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на дату увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 6).
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет по месту жительства на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.
Соответствующая обязанность органов местного самоуправления закреплена в пункте 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 №74, пункте 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей.
С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации № 4338-1 «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым предусмотрен порядок реализации военнослужащими права на жилище и определены источники и формы обеспечения их жильем, в том числе, выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение был урегулирован Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998, согласно которым (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществлялся органами местного самоуправления и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств Федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
В дальнейшем абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» утратил силу с 01.01.2011, статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005 приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Как видно из материалов дела, Чехунов П.П. после увольнения со службы в 1995 году, был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2009 году, на тот момент он и его супруга проживали в служебном жилом помещении, предоставленном Министерством обороны на основании ордера от 09.12.2002. После признания Чехунова П.П. в 2009 году нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилое помещение было предоставлено истцу по договору социального найма. Доказательств того, что истцом после увольнения в 1995 году было избрано место жительство г. Владивосток, материалы дела не содержат. На момент рассмотрения спора истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении или в улучшении жилищных условий не состоит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод, что Чехунов П.П. после увольнения со службы обеспечен органами местного самоуправления жилой площадью по избранному месту жительства, по договору социального найма с учетом члена семьи не ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие у Чехунова П.П. квартиры по договору социального найма, при наличии нотариального обязательства о ее сдаче органу местному самоуправления, не может ограничивать истца на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации по избранному месту жительства, основаны на неверном толковании вышеприведенным норм материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17.06.2024 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.10.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░