Решение по делу № 2а-3391/2021 от 10.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск                                        23 сентября 2021 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3391/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным уведомления о приостановлении постановки жилого дома на государственный кадастровый учет и регистрации прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным уведомления о приостановлении постановки жилого дома на государственный кадастровый учет и регистрации прав.

В обоснование административных исковых требований административный истец указала, что согласно свидетельству о государственной регистрации от Дата в ее собственности находится земельный участок площадью 1 400 кв.м., расположенный по адресу: Адрес. Разрешенное использование земельного участка: индивидуальное жилищное строительство. Дата административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Ангарский отдел (далее – Ангарский отдел Управления Росреестра по Адрес) была подана декларация о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Адрес. В декларации было указано, что жилой дом площадью 73,8 кв.м, был построен ФИО1 в 2021 году. По результатам рассмотрения декларации Ангарским отделом Управления Росреестра по Адрес было вынесено уведомление от Дата о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. Дата административным истцом подана апелляционная жалоба на уведомление от Дата о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Дата Управлением было принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении. С уведомлением от Дата № КУВД о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости не согласна по следующим основаниям.

В обоснование позиции Ангарский отдел Управления Росреестра по Иркутской области указал о необходимости, в силу требований подпунктов 7.1., 7.8. статьи 11 Федерального закона от Дата № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ № 174-ФЗ) проведения государственной экологической экспертизы. Требование Ангарского отдела № 2 Управления Росреестра по Иркутской области о проведении государственной экологической экспертизы в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Адрес незаконно. Согласно п. 7.1. ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства. Однако это требование действует в системной взаимосвязи со статьёй 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - ФЗ № 94-ФЗ) предусматривающей, что государственная экологическая экспертиза на Байкальской природной территории проводится только в отношении хозяйственных объектов.

ФЗ № 94-ФЗ является специальным законом и имеет приоритет перед остальными законами. Поэтому исходя из системного толкования ФЗ № 174-ФЗ и ФЗ № 94-ФЗ государственная экологическая экспертиза проводится в отношении не всех объектов капитального строительства, а только в отношении хозяйственных объектов. Индивидуальное жилищное строительство не является хозяйственным объектом, и поэтому, государственная экологическая экспертиза проводиться не должна.

Кроме того, согласно п. 7.1. ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы является исключительно проектная документация. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в отношении индивидуального жилищного строительства проектная документация не разрабатывается. При наличии разработанной проектной документации в отношении объектов строительства проведение государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории является обязательным, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта (ч. 3 ст. 48 ГрК РФ). В связи с чем в отношении индивидуального жилищного строительства отсутствует объект государственной экологической экспертизы в виде проектной документации. В ФЗ № 174-ФЗ отсутствуют нормы права, прямо обязывающие застройщика индивидуального жилищного строительства специально разрабатывать проектную документацию, только лишь для целей государственной экологической экспертизы.

Позиция административного истца подтверждается ответом Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 07.04.2021 № ЕЖ/06-3184. Также, в соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории») строительство и реконструкция объектов в границах населённых пунктов не запрещены (пункт 12). Построенный административным истцом жилой дом находится именно в границах населённого пункта посёлка Нижний Кочергат, Иркутского района.

Таким образом, административным ответчиком нарушено право административного истца на постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении жилого дома, расположенною по адресу: Адрес

Административный истец просит суд признать незаконным уведомление № КУВД- от Дата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Ангарский отдел № 2 о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, в суд направила письменное ходатайство об отложении судебного заседания, однако данное ходатайство судом рассмотрено и отклонено.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения сторон, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что административным истцом Дата подана декларация о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Адрес

После проведения правовой экспертизы представленных документов Ангарским отделом № 2 Управления Росреестра по Иркутской области вынесено уведомление от Дата № КУВД- о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на уведомление от Дата № КУВД о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, Управлением Росреестра по Иркутской области принято решение от Дата об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Основанием приостановления государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Адрес, послужила необходимость, в силу требований п.п. 7.1., 7.8. ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ, проведения государственной экологической экспертизы.

Проверяя доводы административного истца об отсутствии требований закона о проведении государственной экологической экспертизы, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 3 ФЗ № 174-ФЗ установлены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

В соответствии с п. 7.8 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в границах Байкальской природной территории, за исключением проектной документации объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, за пределами особо охраняемых природных территорий.

Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Адрес, построен на земельном участке с кадастровым номером 38:06:160302:183, относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство. Данный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал, в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал, в границах Центальной экологической зоны Байкальской природной территории (реестровый .539), что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с п. 4 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий.

При этом, ч. 3 ст. 48 ГрК РФ устанавливает исключение из правила подготовки проектной документации. Подготовку проектной документации можно не осуществлять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Такими объектами считаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Застройщик вправе по собственной инициативе осуществить подготовку проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, с учетом применения специальной нормы закона о необходимости проведения государственной экологической экспертизы административный истец должен подготовить соответствующую проектную документацию, с представлением в регистрирующий орган положительного заключения государственной экологической экспертизы для постановки жилого дома на государственный кадастровый учет.

Доводы административного истца о применении положений ФЗ № 174-ФЗ только во взаимосвязи с положениями ФЗ № 94-ФЗ основаны на неверном толковании норм материального права. При этом в опровержение довода административного истца, ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ предусмотрена обязанность проведения государственной экологической экспертизы в отношении объекта капитального строительства, расположенного в границах Байкальской природной территории.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление соответствует требованиям закона, не является нарушающим права и законные интересы ФИО1 в связи с чем административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о признании незаконным уведомления № КУВД- от Дата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Ангарский отдел № 2 о приостановлении постановки жилого дома на государственный кадастровый учет и регистрации прав, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 07.10.2021, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.

Судья                                                                                                    И.А. Горбатько

2а-3391/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Яблонская Дарья Александровна
Ответчики
Управление Фед. службы гос. регистрации кадастра и картографии по И.о.
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Горбатько Игорь Алексеевич
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
10.08.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.08.2021Передача материалов судье
11.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.09.2021Предварительное судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее