Дело № 2-1280/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ <адрес>
К районный суд ЧР в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Васильевой Г.И.,
с участием: истца Майорова В.В. и его представителя Игнатьева Б.В.,
ответчиков Гущиной И.В., Майорова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Майорова ВВ к Каринцевой ЛП, Гущиной ИВ, Майорову СВ, нотариусу К нотариального округа ЧР ОМ о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону и признании права собственности на № доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л :
Майоров В.В. обратился в К районный суд ЧР с иском к Каринцевой Л.П., Гущиной И.В., Майорову С.В. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданные нотариусом К нотариального округа ЧР ОМ на земельный участок с кадастровым номером № и признании за ним собственности на № доли в праве на земельный участок в коллективном саду <адрес> с кадастровым номером №.
Свои требования Майоров В.В. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его супруга, Майорова АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После смерти Майоровой А.А. осталось наследство, состоящее, в том числе, из земельного участка в коллективном саду <адрес> площадью № кв.м с кадастровым номером №. Нотариус К нотариального округа ОМ по нотариальному делу № выдала ему свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ на № долю на земельный участок. Он не согласен с действиями нотариуса по определению долей в праве собственности на садовый участок. Указанный земельный участок был получен ими в № г. в период совместного проживания в браке, зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ Он, ссылаясь на ст. 256 ГК РФ, ст.ст. 34, 37 СК РФ, считает, что данный садовый участок является их совместной собственностью, и № доля на земельный участок не должна входить в наследственную массу после смерти его жены. Его доля в праве собственности на садовый участок должна составлять № в праве.
По ходатайству представителя истца протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена нотариус К нотариального округа ЧР ОМ (л.д.№).
В судебном заседании истец Майоров В.В. и его представитель Игнатьев Б.В. иск поддержали в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Ответчики Гущина И.В. и Майоров С.В. исковые требования не признали и просили в удовлетворении иска отказать.
Ответчики Каринцева Л.П. и нотариус К нотариального округа ЧР ОМ, извещенные о месте и времени судебного разбирательства по правилам ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли.
Суд с учетом мнения истца и его представителя, ответчиков Гущиной И.В. и Майорова С.В. счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков Каринцевой Л.П. и нотариуса К нотариального округа ЧР ОМ, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в порядке ч.ч. 3, 4 ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного постоянного пользования землей Майорова АА является собственником земли размером № га (л.д.№
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д№), данному земельному участку присвоен кадастровый номер № и адресный ориентир (местоположение): <адрес>
Согласно свидетельству о смерти Майорова АА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> (л.№
В соответствии со статьей 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Согласно статье 1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
На основании статьей 1141, 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
Наследниками первой очереди по закону к имуществу умершей Майоровой А.А. являются ее супруг Майоров В.В. и дети: Каринцева Л.П., Гущина И.В., Майоров С.В.. Наличия иных наследников первой очереди судом не установлено и по материалам дела не усматривается.
В соответствии со статьями 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 36 Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Согласно пунктам 2 и 5 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, и принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Изучение копии наследственного дела № на имущество Майоровой АА (л.д.№) показало, что ДД.ММ.ГГГГ нотариусом К нотариального округа ЧР на основании заявления о принятии наследства по закону истцу Майорову В.В., ответчикам Каринцевой Л.П. и Гущиной И.В. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на долю земельного участка (по № доле каждому) площадью № кв.м с кадастровым номером № и местоположением: <адрес> принадлежавшего Майоровой АА (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ Майоров В.В., Каринцева Л.П. и Гущина И.В. зарегистрировали право общей долевой собственности на названный объект недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№).
В соответствии с нормами статья 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в случае смерти одного из супругов свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов выдается нотариусом по месту открытия наследства по письменному заявлению пережившего супруга с извещением наследников, принявших наследство. Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов может быть выдано пережившему супругу на половину общего имущества, нажитого во время брака. По письменному заявлению наследников, принявших наследство, и с согласия пережившего супруга в свидетельстве о праве собственности может быть определена и доля умершего супруга в общем имуществе.
Как следует из материалов наследственного дела, Майоров В.В., которому нотариусом ОМ были разъяснены положения статьей 34, 37 Семейного кодекса РФ и статьи 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, с заявлением о выделении супружеской доли не обращался.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные сторонами, а также полученные судом доказательства с учетом требований статьи 67 ГПК РФ, и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения иска Майорова В.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Майорова ВВ к Каринцевой ЛП, Гущиной ИВ, Майорову СВ, нотариусу К нотариального округа ЧР ОМ о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданные нотариусом К нотариального округа ЧР ОМ на земельный участок с кадастровым номером № и признании за Майоровым ВВ права собственности на № доли в праве на земельный участок в коллективном саду <адрес> с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через К районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.