Дело №2-1316/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2017 г. п. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе
председательствующего судьи Кольцюк В. М.,
при секретаре Линкевич О. В.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску ЗАО «Тулаэлектропривод» к Воробьёву Ивану Владимировичу о возмещении затрат, связанных с обучением работника,
установил:
ЗАО «Тулаэлектропривод» обратилось в судебном порядке к Воробьёву Ивану Владимировичу с иском о возмещении затрат, связанных с обучением работника в котором указал, что 18 апреля 2016 г. между ЗАО «Тулаэлектропривод» и Воробьёвым И. В. был заключен трудовой договор №, на основании которого, приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ учеником токаря в механообрабатывающий цех №. Дополнительно ДД.ММ.ГГГГ с Воробьёвым И. В. был заключен ученический договор № на профессиональное обучение, по которому работодатель (ЗАО «Тулаэлектропривод») обязуется в течение пяти месяцев обучить работника (Воробьёва И. В.) профессии токарь, выплачивая во время обучения стипендию в соответствии с положением о выплате стипендии ученикам во время ученичества. В соответствие с п.2.5 ученического договора № ответчик обязан после окончания срока обучения отработать на предприятии не менее двух лет.
За период обучения Воробьёву И. В. была выплачена стипендия в размере 42 484 рубля 77 копеек. Также, за период обучения Воробьёва И. В. истец затратил средства на оплату инструктора производственного обучения ФИО1 в размере 2 309 рублей 57 копеек. Общие затраты на обучение Воробьёва И. В. составили 39 988 рублей 88 копеек.
По окончании обучения с ДД.ММ.ГГГГ ответчик был переведен на работу токарем третьего разряда. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Воробьёв И. В. был уволен с работы по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, на основании его заявления.
В соответствие с п.6 Положения о выплате стипендии ученикам во время ученичества и в соответствие с п.3 Ученического договора № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае невыполнения условий договора по окончании или во время ученичества без уважительных причин, в том числе, если работник не приступает к работе и в случае отрицательного результата по итогам обучения работник обязан возместить работодателю в полном объёме денежные средства в виде стипендии за время обучения и средства, затраченные на оплату труда инструктора производственного обучения, а также возместить другие понесенные работодателем расходы, связанные с прохождением работником процесса обучения.
При увольнении с ответчика удержано 1 926 рублей в погашение материальных расходов за период его ученичества, остаток долга составляет 40 372 рубля 45 копеек.
Ссылаясь на нормы ТК РФ истец просит суд взыскать с Воробьёва И. В. в свою пользу в возмещение затрат, связанных с обучением работника 40 372 рубля 45 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 411 рублей 17 копеек.
Представитель истца по доверенности ФИО2 письменным заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, рассмотрению дела в порядке заочного производства не возражал.
Ответчик Воробьёв И. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по известному суду месту регистрации, почтовая корреспонденция с извещениями о судебных заседаниях ответчиком не получена, возвращена в суд с отметками об истечении срока хранения. Поскольку указанная отметка свидетельствует лишь о невостребованности почтового отправления адресатом, суд признает извещение ответчика надлежащим, поскольку ответчик имел возможность получить беспрепятственно почтовую корреспонденцию по месту жительства, однако фактически уклонился от этого.
Согласно статье 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Также необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п.63).
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя истца.
В соответствие с ч.4 ст.167 ГПК РФ и ч.1 ст.233 ГПК РФ суд определил рассмотреть настоящее гражданское дел в порядке заочного производства, по правилам главы 22 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Ст.198 ТК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
В соответствие со ст.199 ТК РФ, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.204 ТК РФ).
Согласно ст.207 ТК РФ, в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Ст.249 ТК РФ установлено, что, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя.
Как следует из ученического договора №14 от 12 апреля 2016 г., ЗАО «Тулаэлектропривод» (работодатель) и Воробьёв И. В. (работник) заключили договор, по которому, работодатель обязуется обучить Воробьёва И. В. профессии «токарь» в течение 5 месяцев и присвоить квалификационный разряд (п.1.1), выплачивать за время обучения стипендию и оплату, исходя из ставки 1 разряда повременщика в соответствие с положением о выплате стипендии ученикам во время ученичества (п.1.2), закрепить за работником на весь период обучения инструктора производственного обучения ФИО1 (п.1.3), а работник обязуется после окончания срока обучения отработать на предприятии работодателя не менее двух лет (п.2.5).
П.3 данного договора установлено, что в случае невыполнения условий настоящего договора по окончании ученичества без уважительных причин, в том числе, если работник не приступает к работе и в случае отрицательного результата по итогам обучения (не сдача экзамена), работник обязан возместить в полном объёме работодателю денежные средства, полученные в виде стипендии за время обучения и средства, затраченные на оплату труда инструктора производственного обучения, а также возместить другие понесенные работодателем расходы, связанные с прохождением работником процесса обучения.
Договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до окончания срока обучения (п.6).
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Тулаэлектропривод» (работодатель) и Воробьёв И. В. (ученик) заключили трудовой договор, по которому Воробьёв И. В. принят на работу в механообрабатывающий цех № по профессии ученик токаря. П.1.7 договора работник обязался отработать на предприятии не менее двух лет после окончания срока обучения и присвоения квалификации или возместить расходы работодателю на обучение работника.
В соответствие с п.3.4 договора, работодатель выплачивает работнику стипендию в соответствие с положением в размере: 10 500 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5 250 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату окончания обучения по данной профессии. Договор заключен на срок обучения по данной профессии для выполнения работ непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника.
Положением о выплате стипендии ученикам во время ученичества, утверждённым генеральным директором ЗАО «Тулаэлектропривод» установлено, что стипендия ученикам токаря в течение первых трёх месяцев обучения производится в размере 10 500 рублей в месяц, за фактически затраченное время на обучение. За четвертый и последующие месяцы в размере 5 250 рублей в месяц за фактически затраченное время на обучение (п.3.1).
С работником заключается ученический договор на профессиональное обучение (п.5). Работник обязан отработать на предприятии после срока обучения не менее двух лет.
П.6 Положения установлено, что в случае невыполнения условий настоящего договора по окончании ученичества без уважительных причин, работник обязан возместить в полном объёме работодателю денежные средства, полученные в виде стипендии за время обучения и средства, затраченные на оплату труда инструктора производственного обучения, а также возместить другие понесенные работодателем расходы, связанные с прохождением работником процесса обучения.
Положением об оплате труда рабочих-инструкторов производственного обучения, утверждённым генеральным директором ЗАО «Тулаэлектропривод» ДД.ММ.ГГГГ установлено, что размер оплаты рабочим-инструкторам производственного обучения устанавливается: за подготовку новых рабочих – 500 рублей в месяц за одного подготовленного рабочего, за проведение производственной практики – 250 рублей за каждого практиканта.
ЗАО «Тулаэлектропривод» оплатило обучение Воробьёва И. В. и выплатило ему стипендию за период обучения с апреля 2016 по октябрь 2016 г. в сумме 39 988 рублей 88 копеек, оплата инструктора производственного обучения ФИО1 составила 2 309 рублей 57 копеек, общий размер затрат на обучение Воробьёва И. В. составил 42 298 рублей 45 копейки, что подтверждается справкой о затратах на обучение, расчётными листками Воробьёва И. В. за период с апреля 2016 по октябрь 2016 г., приказом ЗАО «Тулаэлектропривод» от ДД.ММ.ГГГГ № по оплате инструктора производственного обучения.
После окончания обучения приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, Воробьёв И. В. был переведен на работу в качестве токаря 3-го разряда механообрабатывающего цеха № ЗАО «Тулаэлектропривод».
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут по инициативе работника (собственное желание) и Воробьёв И. В. уволен с должности токаря 3-го разряда на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Воробьёв И. В. (ученик) и ЗАО «Тулаэлектропривод» (работодатель) заключили ученический договор, по которому предприятие обязалось обучить ученика профессии «токарь 3-го разряда», выплачивая ему при этом стипендию ежемесячно на период обучения, а ученик обязался, получив профессию «токарь 3-го разряда», отработать на предприятии не менее 2 лет подряд. По условиям договора, в случае увольнения ученика без уважительных причин, ранее обусловленного ученическим договором срока, он обязан по требованию работодателя возвратить предприятию полученную стипендию и другие понесённые в связи с ученичеством расходы.
После обучения Воробьёв И. В. был принят предприятием на работу в качестве токарем 3-го разряда, однако, он уволился с работы по собственному желанию, то есть по неуважительной причине, до истечения оговоренного договором двухлетнего срока, после приёма на работу в качестве токаря 3-го разряда.
При увольнении Воробьёва И. В. был ознакомлен с суммой затрат на обучение и компенсировал истцу затраты на обучение в размере 1 926 рублей. Предприятие заключило с Воробьёвым И. В. соглашение по возврату оставшейся суммы затрат на его обучение, однако данное соглашение ответчиком выполнено не было. На письменное обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ исх.№/пл о погашении суммы долга Воробьёв И. В. ответа не дал.
Согласно ст.207 и ст.249 ТК РФ, исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы истца, к которым, согласно ст.88 ГПК РФ, относится уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 1 411 рублей 17 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 и ст.ст.233-235 ГПК РФ
решил:
исковые требования ЗАО «Тулаэлектропривод» удовлетворить.
Взыскать с Воробьёва Ивана Владимировича в пользу ЗАО «Тулаэлектропривод» затраты, понесенные на обучение работника в размере 40 372 рубля 45 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 411 рублей 17 копеек, а всего 41 783 (сорок одна тысяча семьсот восемьдесят три) рубля 62 копейки.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения копии этого решения подать в суд, принявший заочное решение заявление об отмене этого решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца, со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 17 августа 2017 г..
Председательствующий В. М. Кольцюк