Дело № 12-9/2024
19RS0001-02-2023-009245-28
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Абакан Республики Хакасия 26 января 2024 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Зарубин А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Управление инженерных защит» Широбокова Сергея Николаевича на постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по Республике Хакасия от 13 октября 2023 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника МО по ОВИП УФССП по Республике Хакасия по делу об административном правонарушении от 13 октября 2023 года, должностное лицо – директор ГБУ РХ «Управление инженерных защит» Широбоков С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Широбоков С.Н. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что с постановлением не согласен, так как оно принято с нарушением требований КоАП РФ, в отсутствие состава вменяемого правонарушения, исполнить требование судебного пристава исполнителя не имелось возможности. Просит отменить постановление, производство по делу прекратить.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Широбоков С.Н. в судебном заседании 26 января 2024 года доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям, просил производство по делу прекратить.
В судебном заседании 26 января 2024 года защитник Осколкова Е.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что учреждение является бюджетным, процедура выделения денежных средств на исполнение решения суда длительная. Декларация безопасности разработана. Однако, до тех пор, пока не будет локальной системы оповещения, согласование декларации безопасности с МЧС не возможно, об этом судебный пристав-исполнитель был уведомлен. В настоящее время заключен договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство локальной системы оповещения, а также подписано соглашение на выделение дополнительного финансирования на оборудование для локальной системы оповещения. Просила отменить постановление, производство по делу прекратить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
Судья, огласив жалобу, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Согласно ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Согласно ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29 сентября 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по Республике Хакасия в отношении директора ГБУ РХ «Управление инженерных защит» Широбокова С.Н. составлен протокол №2735 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу ГБУ РХ «Управление инженерных защит» не исполнено содержащееся в исполнительном листе ФС №003420913, выданным Абаканским городским судом Республики Хакасия 3 июля 2015 года по гражданскому делу 2-4094/2015 на основании решения суда от 28 мая 2015 года, вступившего в законную силу 3 июля 2015 года, требование об обязании ГБУ РХ «Управление инженерных защит» разработать декларации безопасности на гидротехнические сооружения: дамба «Северная», дамба «Восточная», дамба «Абаканская» (Орбитовская) и дрена №3 и утвердить декларации безопасности в Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору, в срок установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 26 апреля 2023 года о назначении срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - в срок до 14-00 часов 15 мая 2023 года.
По итогам рассмотрения дела должностным лицом вынесено постановление о признании директора ГБУ РХ «Управление инженерных защит» Широбокова С.Н. виновным в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в размере 10 000 руб.
Между тем, с принятым выводом административного органа о привлечении директора ГБУ РХ «Управление инженерных защит» Широбокова С.Н. к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, в том числе иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов представленных защитником в судебном заседании, 29 декабря 2023 года между ГБУ РХ «Управление инженерных защит» и Ордена Трудового Красного Знамени ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» заключен договор №ДХ-1 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство локальной системы оповещения комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Абакана и комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Абакана (район Нижняя Согра). Комплекс работ, подтверждается техническим заданием (Приложение №1 к Договору).
Согласно дополнительному соглашению №1 от 4 апреля 2023 года ГБУ РХ «Управление инженерных защит» увеличен лимит субсидии на 2023 год в рамках финансирования оказания государственных услуг.
Государственным заданием на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденным 4 апреля 2023 года, запланированы работы по установке локальной системы оповещения комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Абакана и комплекса гидротехнических сооружений инженерной защиты г. Абакана (район Нижняя Согра).
Разработаны технические условия на присоединение к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Республики Хакасия, которые не были предоставлены судебному приставу-исполнителю при рассмотрении административного дела.
Таким образом, вывод административного органа, относительно виновности директора ГБУ РХ «Управление инженерных защит» Широбокова С.Н. в совершенном правонарушении, сделан без учета реальной возможности для исполнения требования судебного пристава исполнителя от 26 апреля 2023 года, указанным доводам при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом надлежащая правовая оценка не произведена.
Никакие дополнительные сведения о реальной возможности исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении не истребованы и не исследованы при рассмотрении дела и надлежащая правовая оценка не дана.
Таким образом, выводы административного органа о законности и обоснованности привлечения к административной ответственности ГБУ РХ «Управление инженерных защит» по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ какими-либо фактическими данными не подтверждаются.
Как следует из диспозиции с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, состав административного правонарушения является формальным, поскольку данной нормой предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При изложенных выше обстоятельствах постановление заместителя начальника МО по ОВИП УФССП по Республике Хакасия от 26 апреля 2023 года о привлечении ГБУ РХ «Управление инженерных защит» к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ не содержит обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и его нельзя признать мотивированным.
В соответствии с положениями ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судья приходит к выводу, что административный орган не установил все фактические обстоятельства дела, и именно, не исследован вопрос на предмет реальной возможности ГБУ РХ «Управление инженерных защит» произвести действия по разработке декларации безопасности на гидротехнические сооружения: дамба «Северная», дамба «Восточная», дамба «Абаканская» (Орбитовская) и дрена №3 и утвердить декларации безопасности в Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору и иных действий ГБУ РХ «Управление инженерных защит» направленных на исполнение требования судебного пристава в установленный срок.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и поскольку такие нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, имеются основания для отмены обжалуемого постановления и возвращении дела на новое рассмотрение.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ составляет один год.
Поскольку установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника МО по ОВИП УФССП по Республике Хакасия от 13 октября 2023 года о привлечении директора Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Управление инженерных защит» Широбокова Сергея Николаевича к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении директора Государственного бюджетного учреждения Республики Хакасия «Управление инженерных защит» Широбокова Сергея Николаевича к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья
Абаканского городского суда А.В. Зарубин