Дело №*** 07 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
с участием адвоката ФИО5,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Центру пенсионного обслуживания Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО2, является полковником запаса, проходил службу во внутренних войсках, в последствие в войсках национальной гвардии, с **.**.**** по **.**.****, уволен в запас по подпункту «б» п. 1 ст. 51. Пр. ФСВНГ РФ №*** п/с **.**.****, выслуга лет календарная 21 год, льготная 22 года.
За период прохождения службы жильем не обеспечен. В Санкт-Петербургском военном институте войск национальной гвардии с **.**.**** по настоящее время служебным жилым помещением, а также площадью в общежитии не обеспечивался, ввиду отсутствия таковых.
Решением жилищной комиссии от **.**.****, включен в список лиц, обеспечиваемых жилым помещением для постоянного проживания в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в <адрес> с датой постановки **.**.**** с составом семьи из четырех человек. В связи с чем, предусматривается компенсация за период до обеспечения жилым помещением, включая ежемесячную денежную компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предусматриваемых за счет средств ФИО1 бюджета.
Выплата истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения производилась только до конца 2017 года.
Так как, на данный момент истец является пенсионером МВД, он обратился в Главное Управление Министерства внутренних дел РФ по Санкт-Петербургу, с вопросом, почему ему не выплачивают ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, и **.**.**** Главное управление МВД, центр пенсионного обслуживания, дал ответ, что правовых оснований для выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы в Росгвардии, у МВД России не имеется.
Истцом понесены расходы по договору найма жилого помещения за спорный период времени в размере 312 000 рублей, что подтверждается договорами найма с подписями сторон.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация по договору найма жилого помещения за период с января 2018 года по декабрь 2018 года в размере 499,92х48х12=287 953 рубля 92 копейки.
Истец просит суд признать право на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения с учетом четырех членов семьи, взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> Центра пенсионного обслуживания в пользу ФИО2 денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере 499,92 х48х12=287 953 (двести восемьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят три) рубля 92 копейки.
Представитель истца адвокат по ордеру ФИО5 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МВД Российской Федерации по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, иск не признает.
Представитель ответчиков МВД Российской Федерации, ГУ МВД Российской Федерации по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, иск не признает, представил суду возражения, из которых следует, что ФИО2 проходил военную службу по контракту в войсках национальной гвардии РФ, приказом ФИО1 службы войск национальной гвардии от **.**.**** №*** л/с уволен со службы по истечении срока контракта. На момент увольнения жилым помещением обеспечен не был.
Согласно абз. 2 ч. 14 ст. 15 ФИО1 закона от **.**.**** № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств ФИО1 бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от **.**.**** №*** утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Положение).
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного ФИО1 органа исполнительной власти (ФИО1 государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
ФИО1 РФ от **.**.**** №*** образована ФИО1 служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ФИО1, служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФИО1 закона от **.**.**** №***-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид ФИО1 государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях ФИО1 органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах ФИО1 службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и ФИО1 органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях ФИО1 противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В соответствии с действующим законодательством, в МВД России военная служба не предусмотрена.
Приказом МВД России от **.**.**** №*** утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, в соответствии с которой пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы (военной службы) возложено на МВД России.
При этом, действующим законодательством Российской Федерации на МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии, до момента создания в вышеуказанном ФИО1 органе исполнительной власти своих пенсионных органов.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФИО1 службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности ФИО8 в судебное заседание явился.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Справкой ФГКВОУВО Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии №*** от **.**.**** подтверждается, что решением жилищной комиссии от **.**.**** (протокол №***) включен в список лиц обеспечиваемых жилым помещением для постоянного проживания в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в <адрес> с датой постановки **.**.**** с составом семьи четыре человека (он, супруга, сын, дочь). За период прохождения службы в военном институте войск национальной гвардии с **.**.**** ФИО2 служебным жилым помещением, жилой площадью в общежитии не обеспечивался.
**.**.**** ФИО2 заключен договор найма жилого помещения, согласно п. 1.1 которого наймодатель ФИО9 обязуется передать в наем нанимателю жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> корпус 1 <адрес>.
Согласно п. 2.1. ежемесячная арендная плата по настоящему договору составляет 26000 рублей.
Аналогичный договор был заключен ФИО2 **.**.****.
Указанные договоры найма содержат указание на то, что совместно с ФИО2 проживают его супруга и дети: сын Георгий и дочь Василиса.
**.**.**** ФИО2 уволен в запас по подпункту «б» п. 1 ст. 51 (по истечению срока контракта).
**.**.**** ФИО2 начальником Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> было отказано было отказано в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в связи с тем, что законодательством Российской Федерации на МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии.
Ответом ФИО1 службы войск национальной гвардии Российской Федерации от **.**.**** ФИО2 также отказано в выплате указанной компенсации.
Вместе с тем, суд полагает, что поскольку увольнение истца имело место без предоставления жилого помещения, то за государством сохранилась обязанность по обеспечению его жилым помещением и по выплате компенсации за наем жилого помещения.
Согласно абзацу 2 пункта 14 статьи 15 ФИО1 закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств ФИО1 бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного ФИО1 органа исполнительной власти (ФИО1 государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлены предельные размеры ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также условия и размеры его повышения. В городах Москве и Санкт-Петербурге с **.**.**** размер такой компенсации определен в размере 15000 рублей в месяц, при этом указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, 3 и более членов семьи.
Размер компенсации подлежит определению с учетом количества месяцев пользования жилым помещением и размера ежемесячной платы за наем жилого помещения, определенного договором найма и ограниченного предельным размером, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909.
Суд полагает, что размер компенсации определен истцом неверно, поскольку им не учтено ограничение, установленное пунктом 2(1) указанного Постановления, согласно которому размер денежной компенсации для проживающих в городах Москве и Санкт-Петербурге не должен превышать 22500 рублей в месяц (15000х 1,5).
Рассчитывая размер компенсации из размера жилой площади на семью из 4-х человек, истец не учел, что в соответствии с абз. 2п. 2 указанного Постановления, в случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.
Из буквального содержания абз. 5 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 989 следует, что для возмещения расходов, связанных с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные п. 2(1) требуется соблюдение двух условий, а именно указанные расходы произведены с разрешения руководителя ФИО1 органа исполнительной власти (ФИО1 государственного органа), и за счет и в пределах средств, предусмотренных в ФИО1 бюджете на эти цели.
Поскольку указанные условия не соблюдены, компенсация должна определяться с учетом предельных размеров, установленных пунктом 2 (1) Постановления.
Таким образом, размер компенсации за 12 месяцев 2018 года составит 270000 рублей (22500х12).
При этом суд полагает, что ни ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, ни МВД России надлежащими ответчиками по заявленным ФИО2 требованиям не являются.
Согласно пункту "б" статьи 11 Закона РФ от **.**.**** N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу во внутренних войсках МВД России и в войсках национальной гвардии Российской Федерации осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
ФИО1 служба войск национальной гвардии Российской Федерации - ФИО1 орган исполнительной власти Российской Федерации. Созданная **.**.**** Росгвардия является центральным органом управления Войсками национальной гвардии Российской Федерации, созданных на основе Внутренних войск МВД России.
При этом проведенной реформой по созданию Росгвардии, военная служба в полном объеме исключена из орг-штатного построения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Организация осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, расходов на социальные гарантии военнослужащим, регулируется Бюджетным кодексом РФ.
Статья 38 Бюджетного кодекса РФ определяет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных ассигнований доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) или иным документом, являющимся основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что военная служба в МВД России в настоящее время не предусмотрена, выплаты гражданам, уволенным с военной службы, компенсации денежных средств за наем (поднаем) жилых помещений будут являться нецелевым использованием доведенных лимитов бюджетного финансирования, выделенных МВД России на указанные цели.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ от имени Российской Федерации по искам данной категории к Российской Федерации в суде выступает Главный распорядитель средств ФИО1 бюджета.
Главным распорядителем средств ФИО1 бюджета Российской Федерации является Министерство Финансов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство Финансов Российской Федерации.
С надлежащего ответчика в пользу истца, в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, надлежит также взыскать понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере, пропорциональном удовлетворенным требованиям.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за ФИО2 право на получение денежной компенсации за поднаем жилого помещения за 2018 год с учетом четырех членов семьи.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ФИО2 денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере 270000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5900 рублей, а всего 275900 (двести семьдесят пять тысяч девятьсот) рублей.
В удовлетворении иска ФИО2 к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Центру пенсионного обслуживания Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк