Решение по делу № 2-2390/2024 от 25.04.2024

УИД: 78MS0011-01-2024-000125-12

Производство № 2-2390/2024

Категория 2.218                                                                      25 июля 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи А.А. Токарь,

при ведении протокола помощником судьи    Ф.В. Берёзкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ПАО «Территориальная генерирующая компания », ООО «Жилкомсервис Адмиралтейского района» об обязании рассмотреть обращения, предоставить ответы на обращения, произвести перерасчёт платы за отопление,

у с т а н о в и л:

Первоначально ПАО «Территориальная генерирующая компания » (далее – ПАО ТГК ) был предъявлен иск в судебный участок Санкт-Петербурга о взыскании с ФИО1 задолженности за потреблённую тепловую энергию <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, что соответствует комнате площадью <данные изъяты> на которую открыт отдельный лицевой счет , в размере 6 349 рублей 17 копеек.

ФИО1 и ФИО2 предъявили иск к ПАО ТГК , назвав его «встречным иском», в котором просили обязать поставщика тепловой энергии произвести перерасчёт платы за потреблённую тепловую энергию за <данные изъяты> и <данные изъяты> принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, что соответствует иному расположенному в данной коммунальной квартире жилому помещению площадью <данные изъяты> для учёта коммунальных платежей которому открыт лицевой счет , ссылаясь на то, что данная комната не отапливается, так как в ней отсутствуют радиаторы, и походит только один вертикальный стояк общедомовой системы отопления. Одновременно просили ПАО ТГК предоставить копии ответов на обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также восстановить процессуальные сроки на подачу возражений относительно судебных приказов; определением мирового судьи судебного участка вышеуказанные требования приняты к рассмотрению как встречные. Впоследствии ФИО1 и Д.А. уточнили свои требования, исключив из них требования о восстановлении сроков принесения возражений относительно исполнения судебных приказов; гражданское дело мировым судьёй судебного участка передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, принято к рассмотрению на основании ч. 4 ст. 33 ГПК РФ, возбуждено гражданское дело , в ходе рассмотрения которого требования ФИО1 и Д.А. выделены в отдельное производство на основании ст. 151 ГПК РФ, требования ПАО ТГК о взыскании с задолженности за потреблённую тепловую энергию в размере 6 349 рублей 17 копеек решением от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по ходатайству ФИО1 и Д.А. в качестве второго ответчика по заявленным требованиям привлечено ООО «Жилкомсервис Адмиралтейского района». В настоящем деле рассмотрены требования истцов к ПАО ТГК об обязании ПАО ТГК -1 предоставить копии ответов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ N9 и копии обращений, на которые даны эти ответы, рассмотреть конструктивно обращения истцов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ПАО ТГК представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, помимо отопительных приборов относятся, в том числе разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло. При этом отсутствие фактического потребления тепловой энергии, может быть подтверждено только согласованным в установленном законом порядке демонтажем отопительной системы в помещении с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через такое помещение элементов внутридомовой отопительной системы, либо изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления, доказательств в подтверждение вышеуказанных обстоятельств истцы не представили, следовательно, не могут быть освобождены от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу отопления.

В судебное заседание истцы не явились, доверили защиту своих интересов представителю.

Представитель истцов в судебное заседание явилась, на удовлетворении уточнённых исковых требований настаивала, одновременно пояснила, что к ООО «Жилкомсервис Адмиралтейского района» требования у истцов отсутствуют в связи с предоставлением акта об отсутствии в принадлежащем истцам жилом помещении радиаторов.

Представитель ПАО ТГК в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что на все поданные представителем истцов заявления были даны ответы, которые истцами в установленном законом порядке, не обжалованы, само по себе несогласие с ответами основанием к их повторному рассмотрению не является.

Представитель ООО «Жилкомсервис Адмиралтейского района» в судебное заседание явился, полагал требования истцов не подлежащими удовлетворению, поскольку в принадлежащем истцам на праве собственности жилом помещении, проходит стояк центрального отопления, помещение является отапливаемым, оснований для освобождения от оплаты за коммунальную услугу отопления не имеется.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 в коммунальной квартире по адресу: <адрес> принадлежат: <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), <данные изъяты> (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) и <данные изъяты> (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО1 в этой же коммунальной квартире принадлежат: <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) и <данные изъяты> (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 23, 31 – 44).

Начисление платы за коммунальную услугу отопления в коммунальной квартире по адресу: <адрес> производится по отдельным лицевым счетам: за <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на упомянутую коммунальную квартиру, принадлежащих ФИО1, по лицевому счёту ; за <данные изъяты>, принадлежащие ФИО1, и <данные изъяты>, принадлежащие ФИО2, по лицевому счету , что признаётся истцами, в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривалось.

Разрешая требования истцов о перерасчёте платы за потреблённую тепловую энергию, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, суд исходит из следующего.

Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Согласно пункту 9 статьи 15 названного Закона, пунктам 43, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 354, оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 42 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 808, договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").

Так как коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в данном случае оказывались населению многоквартирного дома по адресу: <адрес> к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354).

Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Плата за коммунальные услуги включает в себя также плату и за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в МКД, в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к указанным Правилам.

В соответствии с ГОСТ "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 543-ст, МКД - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П, собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через общедомовую систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри дома, помимо отопительных приборов, относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает тепло.

Как следует из материалов дела жилой дом, в котором расположено принадлежащее истцам жилое помещение, подключен к централизованным сетям теплоснабжения, через спорную комнату транзитом проходит стояк центрального отопления, за счёт теплоотдачи от которого происходит обогрев данного помещения, кроме того, спорная комната является частью объема здания, имеющей общие ограждающие конструкции с иными помещениями, от которых, в том числе производится обогрев данного жилого помещения. Принимая во внимание приведённые нормы закона, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации требования истцов об обязании ПАО ТГК произвести перерасчёт, и снять произведённые начисления платы за фактически потреблённую тепловую энергию на том основании, что в ДД.ММ.ГГГГ в комнате площадью 31,8 кв.м были демонтированы радиаторы отопления суд признаёт неправомерными, подлежащими отклонению.

Приходя к такому выводу, суд также суд принимает во внимание, что перепланировка и переустройство жилого помещения производятся в порядке, установленном ст.ст. 26 – 28 ЖК РФ. Доказательств в подтверждение того, что проект переустройства жилого помещения, утверждён в порядке, установленном ст. 26 названного кодекса, истцы не представили, следовательно, факт самовольного демонтажа радиаторов отопления не влияет на обязанность истцов оплатить данную коммунальную услугу.

Учитывая изложенное, правовые основания для освобождения ФИО1 и Д.А. от внесения платы за отопление в связи с демонтажем радиаторов отсутствуют.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, к должностному лицу, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" (далее – Закон N 59-ФЗ) (ч. 1 ст. 1 Закона N 59-ФЗ).

Ст. 12 Закона N 59-ФЗ установлено, что письменные обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 данной статьи.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Объективное рассмотрение обращения означает отсутствие субъективного интереса со стороны лица, рассматривающего обращение. Всесторонность, то есть полнота рассмотрения, обеспечивается обязанностью надлежащим образом рассмотреть каждый из вопросов и доводов, указанных в обращении.

Недопустимо отказывать гражданам в рассмотрении обращения по существу формально, если на самом деле у органа или должностного лица имелась возможность рассмотреть такое обращение.

П. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ возлагает обязанность на государственный орган, орган местного самоуправления или на должностное лицо дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона N 59-ФЗ.

Данная норма содержит требование об обязательности письменного ответа по существу вопросов, поставленных в обращении.

При этом Закон N 59-ФЗ не содержит конкретных требований к содержанию и оформлению ответа, отмечая лишь то, что в нем должны быть даны ответы по существу поставленных в обращении вопросов, с рассмотрением всех доводов. Кроме того, названный закон не возлагает на лиц, перечисленных п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ обязанность повторного направления копии ответов на ранее рассмотренные обращения граждан, на предоставление заявителю копии его обращения, а также на повторное рассмотрение обращений гражданина в случае несогласия с ним заявителя.

В случае несогласия гражданина с ответом на его обращение, Законом N 59-ФЗ предусмотрен правовой механизм обжалования принятого по обращению решения или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 2п.п. 2 и 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 62 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Принятие каких-либо мер реагирования по результатам рассмотрения обращения гражданина, в том числе заявленных в поданном обращении, является диспозитивным правом должностного лица (но не его обязанностью), которая реализуется в зависимости от того, усмотрено ли наличие оснований для принятия соответствующих мер.

Порядок и сроки обжалования обращений граждан установлены главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Так, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности; такое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения (ст.ст. 218 (ч. 1), 219 (ч. 1) КАС РФ).

Из содержания искового заявления ФИО1 и Д.А. следует, что требования к ПАО ТГК об обязании предоставить копии ранее данных ответов на обращения и копии самих обращений, а также о конструктивном рассмотрении обращений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ обусловлены несогласием с содержанием данных по результатам их рассмотрения ответами, при этом в каждом конкретном случае истцы данные им ответы не оспаривали в сроки и порядке, установленные главой 22 КАС РФ.

С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для возложения на ПАО ТГК обязанности предоставить копии ответов на обращения истцов и копии этих обращений, а также повторно рассмотреть обращения истцов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    ФИО1, ФИО2 в удовлетворении иска отказать.

    Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

    Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: (подпись)

2-2390/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Жило Александр Сергеевич
Жило Д.А.
Ответчики
ООО "Жилкомсервис №2 Адмиралтейского района"
ПАО "ТГК-1"
Другие
Минин Сергей Петрович
Суд
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
oktibrsky.spb.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
25.07.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.11.2024Судебное заседание
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее