Решение от 15.10.2020 по делу № 2-1101/2020 от 09.09.2020

Дело № 2-1101/2020 (УИД 43RS0034-01-2020-001608-28)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года

г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дурсеневой Т.Е.,

при секретаре Бурмистровой Д.С.,

с участием истца Ворожцовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ворожцовой Ольги Юрьевны к Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» о назначении и выплате субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Ворожцова О.Ю. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что до 01 декабря 2019 года она получала субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с неуплатой задолженности по договорам о рассрочке с 01 декабря 2019 года выплата субсидии была приостановлена. Состояла на учете в ЦЗН с минимальным пособием, платить было нечем. Для возобновления выплаты субсидии 21 июля 2020 года подала документы в МФЦ, с 01 августа 2020 года субсидия была назначена. Полагает, что с учетом доходов имеет право на получение субсидии с декабря 2019 года. Просит суд обязать ответчика назначить субсидию за период с 01 декабря 2019 года по 31 июля 2020 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Ворожцова О.Ю. в судебном заседании настаивала на иске.

Представитель ответчика КОГКУСЗ «Управление соцзащиты населения в Слободском районе», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 15-16).

В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав объяснения истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено статьей 159 ЖК РФ.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Исходя из пункта 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 40 Правил субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

В силу подпункта «б» пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.

Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт «г» пункта 60 Правил).

Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).

В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

По смыслу приведенных норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.

Ворожцова О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).

11 июля 2019 года Ворожцова О.Ю. обратилась в КОГКУСЗ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» (далее по тексту – Управление социальной защиты населения в Слободском районе) с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению истец приложила необходимый пакет документов, в том числе соглашение о добровольном исполнении обязательств, заключенное с МУП «Теплосервис» 20 мая 2019 года. По условиям данного соглашения предприятие предоставило Ворожцовой О.Ю. рассрочку по оплате задолженности в сумме 23013 руб. 55 коп. за оказанные коммунальные услуги (отопление и ГВС), а последняя обязалась ликвидировать задолженность, возникшую по причине тяжелого материального положения, ежемесячными платежами в срок до 31 августа 2019 года (л.д. 17, 19).

Решением Управления социальной защиты населения в Слободском районе от 19 июля 2019 года Ворожцовой О.Ю. была назначена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 2442 рубля 80 копеек ежемесячно на период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года (л.д. 18).

Впоследствии Ворожцова О.Ю. предоставила ответчику соглашение о добровольном исполнении обязательств, заключенное с МУП «Теплосервис» 30 августа 2019 года, по условиям которого предприятие предоставило ей рассрочку по оплате задолженности в сумме 22102 руб. 56 коп. за оказанные коммунальные услуги (отопление и ГВС), а последняя обязалась ликвидировать задолженность, возникшую по причине тяжелого материального положения, ежемесячными платежами в срок до 30 ноября 2019 года (л.д. 20).

Письмом от 18 декабря 2019 года Управление социальной защиты населения в Слободском районе уведомило Ворожцову О.Ю. о том, что назначение субсидии будет приостановлено с 01 декабря 2019 года на один месяц в соответствии с подпунктом «б» пункта 56 Правил, так как ею не представлены документы, подтверждающие погашение задолженности в срок, определенный соглашением с МУП «Теплосервис». В течение месячного срока Ворожцовой О.Ю. предложено представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (л.д. 21).

24 декабря 2019 года Управление социальной защиты населения в Слободском районе приняло распоряжение № 10, согласно которому с 01 декабря 2019 года Ворожцовой О.Ю. было приостановлено назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 2442,8 руб. по причине наличия задолженности по оплате ЖКУ (л.д. 22).

Распоряжением № 15 от 24 января 2020 года Управление социальной защиты населения в Слободском районе прекратило Ворожцовой О.Ю. назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 01 декабря 2019 года в сумме 2442,8 руб. в связи с задолженностью по оплате ЖКУ (л.д. 23).

28 января 2020 года ответчик направил в адрес Ворожцовой О.Ю. письмо, указав, что выплата субсидии прекращена с 01 декабря 2019 года в соответствии с подпунктом «г» пункта 60 Правил (не представлены документы, подтверждающие исполнение соглашения с МУП «Теплосервис» от 30 августа 2019 года сроком до до 30 ноября 2019 года). При погашении задолженности по коммунальным платежам и предоставлении полного пакета документов рекомендовано обратиться за оформлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 24).    

Как следует из объяснений Ворожцовой О.Ю. в судебном заседании, общедоступных сведений Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в период с 03 июня 2019 года по 09 октября 2019 года истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности доход у Ворожцовой О.Ю. составлял в июне 2019 года 14670 рублей, в июле-сентябре 2019 года по 7239 рублей в месяц, в октябре 2019 года – 1868 рублей (л.д. 36-41).

24 октября 2019 года Ворожцова О.Ю. была зарегистрирована в Центре занятости населения Слободского района в качестве безработной, снята с учета решением от 05 ноября 2019 года в связи с трудоустройством по направлению службы занятости; за указанный период ей начислено и выплачено пособие: с 24 по 31 октября 2019 года в размере 445,16 рубля, с 01 по 04 ноября 2019 года в размере 230 рублей (л.д. 9).

В соответствии с записями в трудовой книжке Ворожцова О.Ю. работала в ООО Лестрейд» с 05 ноября по 06 декабря 2019 года, ее заработок за отработанное время составил 4936,69 рубля (л.д. 31, 44).

Справкой Центра занятости населения Слободского района от 09 сентября 2020 года подтверждается, что с 12 декабря 2019 года Ворожцова О.Ю. зарегистрирована в качестве безработного, за период с 12 по 31 декабря 2019 года ей назначено и выплачено пособие в размере 1112,91 рубля (л.д. 10).

Согласно выписке из лицевого счета Ворожцовой О.Ю. в МУП «Теплосервис» истцом 04 декабря 2019 года произведена частичная оплата услуг по отоплению и ГВС за ноябрь 2019 года (л.д. 42).

Таким образом, размер среднемесячного дохода, получаемого истцом в период с июля по декабрь 2019 года, составлял величину ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области на 2019 год (11054 рубля для трудоспособного населения); кроме того, в период после заключения с МУП «Теплосервис» соглашения о рассрочке платежей от 30 августа 2019 года значительно уменьшился.

Несмотря на трудное материальное положение, Ворожцова О.Ю. предпринимала попытки погашения задолженности, что подтверждается ее объяснениями, следует из материалов дела (соглашений от 20 мая и 30 августа 2019 года, выписки из лицевого счета МУП «Теплосервис»). Размер ежемесячного дохода при отсутствии какой-либо иной финансовой помощи не позволил ей погасить задолженность, образовавшуюся перед МУП «Теплосервис», а также заключить с предприятием новое соглашение о рассрочке исполнения обязательств.

Вышеуказанные обстоятельства Управлением социальной защиты населения в Слободском районе в нарушение вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление и последующее прекращение предоставления мер социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без выяснения причин образования у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и не предусматривающих возможность приостановления и прекращения названной меры социальной поддержки, если задолженность имеет место, но она образовалась по уважительной причине, не устанавливались.

Поскольку решения Управления социальной защиты населения в Слободском районе Кировской области о приостановлении, а в последующем о прекращении выплаты субсидии были приняты без установления причин возникновения у Ворожцовой О.Ю. задолженности, возможности (отсутствия) у последней исполнения соглашения с учетом её имущественного положения, то данные решения в силу вышеприведенных норм федерального законодательства следует признать незаконными. Следовательно, требование истца в части назначения и выплаты субсидии за период с 01 по 31 декабря 2019 года подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку решением Управления социальной защиты населения от 19 июля 2019 года Ворожцовой О.Ю. была назначена субсидия на период по 31 декабря 2019 года; последующее предоставление государственной социальной помощи в виде субсидий носит заявительный характер и осуществляется только на основании заявления с приложением к заявлению необходимого пакета документов; соответствующего заявления в период с декабря 2019 по июнь 2020 года Ворожцова О.Ю. не подавала, то в удовлетворении требования о назначении и выплате субсидии за период с 01 января по 31 июля 2020 года Ворожцовой О.Ю. следует отказать.

Таким образом, иск Ворожцовой О.Ю. подлежит частичному удовлетворению.

Истцом при подаче искового заявления в суд уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей (л.д. 6).

В связи с частичным удовлетворением иска на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Ворожцовой О.Ю. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины следует взыскать 150 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2442 ░░░░░ 80 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 150 (░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ -

2-1101/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ворожцова Ольга Юрьевна
Ответчики
КОГКУ «Управление соцзащиты населения в Слободском р-не»
Суд
Слободской районный суд Кировской области
Судья
Дурсенева Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
slobodskoy.kir.sudrf.ru
09.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2020Передача материалов судье
11.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее