Дело № 2а-1176/20
25RS0005-01-2020-000815-29
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Долженко Е.А.
при секретаре Фоминой Е.О.,
с участием старшего помощника
прокурора Первомайского района
г. Владивостока Андреевой И.Е.,
представителя административных
ответчиков: администрации г. Владивостока,
управления по работе с муниципальными
учреждениями образования администрации
г. Владивостока Алейник Е.С.
представившей
доверенности
представителей административного
ответчика МБОУ ДО «Эврика» Орловой Ю.А.,
на основании
распоряжения,
Бессонова С.К.,
представившего
доверенность.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Эврика» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г. Владивостока обратился в суд с данным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Эврика» г. Владивостока» (далее по тексту - МБОУ ДО «Эврика»), администрации г. Владивостока, управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, указывая, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока в рамках осуществления надзорной деятельности во исполнение приказа прокурора Приморского края от 17.11.2015 № 167 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», на основании решения о проведении проверки № 507 от 18.06.2019 на предмет МБОУ ДО «Эврика» требований законодательства о противопожарной безопасности. По результатам проверки в деятельности МБОУ ДО «Эврика» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, прокуратурой района 26.06.2019 директору МБОУ ДО «Эврика» внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру района направлен ответ о частичном устранении нарушении закона и запросе у учредителя – управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока денежных средств для устранения оставшихся нарушений закона. В феврале 2020 года ходе контрольной проверки устранения ранее выявленных нарушений установлено, что в МБОУ ДО «Эврика» ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые являлись основанием для внесения представления об устранении нарушений закона 20.02.2019, до настоящего времени не устранен. Так, проведенной проверкой установлено, что согласно предоставленному акту проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений система пожарной автоматики находится в неисправном и частичном работоспособном состоянии (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015). Сигнал ПОЖАР дублируется на пульт охраны в автоматическом режиме. Провода, используемые в системах пожарной автоматики, не соответствуют современным нормам и требованиям (в нарушение положений ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009,СП 6.13130.2013, ФЗ-123). Кабели и провода систем пожарной автоматики повсеместно проложены вдоль линий электропитания (в нарушение требований п. 4.14 СП 6.13130.2013, п.13.15.15 СП5.13130.2009). В кабинете 103, 205, помещениях буфета, склада цокольного этажа пожарные извещатели расположены менее чем в 50 см от электросветильников (в нарушение п.13.3.6.6 СП 5.13130.2009). Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (в нарушение п.61 Правил противопожарного режима). Неисполнение администрацией города Владивостока, управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, а также МБОУ ДО «Эврика» обязанности по содержанию и своевременному ремонту помещений образовательного учреждения, влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность образовательного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью учащихся.
Просит суд возложить на администрацию г. Владивостока, управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Эврика» г. Владивостока» на следующие цели: ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015. Возложить на МБОУ ДО «Эврика» обязанность в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока: провести ремонт (замену) системы автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с целью приведения их в соответствие с требованиями ГОСТ 27.002-2015.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования, дал пояснения аналогичные административным исковым требованиям.
Представитель административных ответчиков администрации г. Владивостока, управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в судебном заседании с административным иском не согласился, указал, что муниципальные бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основании муниципального задания. Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Согласно уставу учреждения таким органом является управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока. Финансовое обеспечение муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа, предоставляемых на основании соглашения о предоставлении субсидий. Администрация г. Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа. Истцом не представлены доказательства, что установленная в настоящее время автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре МБОУ ДО «Эврика» монтирована не в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке и не соответствует ГОСТу, действовавшему на момент ее установки, в соответствии с требованиями ГОСТ 27.002-2015 необходимо произвести полную замену данных систем. МБОУ ДО «Эврика» ранее не направлялась заявка в Управление на выделение бюджетных средств на проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении. Вопрос финансирования мероприятия по замене системы автоматической пожарной сигнализации в МБОУ ДО «Эврика» будет рассмотрен при формировании бюджета Владивостокского городского округа на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г.г. Кроме того срок указанный прокурором в течение которого необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности является коротким. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представители МБОУ ДО «Эврика» в судебном заседании с административным иском не согласились, указали, что истцом не доказан факт неисполнения МБОУ ДО «Эврика» обязанности по содержанию и своевременному ремонту помещений образовательного учреждения, полагают, что речь идет о нарушениях, которые не влияют на исправность пожарной сигнализации, кроме того, в настоящее время МБОУ ДО «Эврика» предпринимаются действия, направленные на приведение системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения в соответствие с действующими нормами и стандартами, разработана проектно-сметная документация на установку системы, 20.01.2020 г. в Управление направлено ходатайство о выделении бюджетных средств и 04.05.2020 г. направлена заявка на включение в бюджет 2021 г. средств на замену системы пожарной сигнализации. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав помощника прокурора, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Разрешая вопрос о надлежащих ответчиках по делу, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.
Согласно ч. 9 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответствующее муниципальное образование.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является, в указанном случае, муниципальное образование.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из материалов дела следует, что администрация г. Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа.
Статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено исполнение бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана и на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В соответствии с пп.1.2, 1.3 Положения об управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, утвержденного приложением к решению Думы города Владивосток от 29.08.2012 № 903, управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него функций.
Администрация г. Владивостока является учредителем образовательного учреждения, а также лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что все заявленные в административном иске и привлеченные к участию в деле административные ответчики являются надлежащими.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; производить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества в исследуемой сфере приняты Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - (далее – Закон № 123-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 384-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.
Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту – СНиП 21-01-97) определены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению (в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления) на всех этапах создания и эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений, а также пожарно-техническую классификацию.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки соблюдения учреждением требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что согласно предоставленному акту проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений система пожарной автоматики находится в неисправном и частичном работоспособном состоянии (в соответствии с терминологией ГОСТ 27.002-2015). Сигнал ПОЖАР дублируется на пульт охраны в автоматическом режиме. Провода, используемые в системах пожарной автоматики, не соответствуют современным нормам и требованиям (в нарушение положений ГОСТ 31565-2012, СП 3.13130.2009, СП 5.13130.2009,СП 6.13130.2013, ФЗ-123). Кабели и провода систем пожарной автоматики повсеместно проложены вдоль линий электропитания (в нарушение требований п. 4.14 СП 6.13130.2013, п.13.15.15 СП5.13130.2009). В кабинете 103, 205, помещениях буфета, склада цокольного этажа пожарные извещатели расположены менее чем в 50 см от электросветильников (в нарушение п.13.3.6.6 СП 5.13130.2009). Отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (в нарушение п.61 Правил противопожарного режима).
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается материалами дела.
Доказательств обратного, представителями ответчиков суду не представлено. Напротив, из информационного ответа начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока за №16-672/15 от 09.04.2020 г. на имя заместителя начальника правового управления администрации г.Владивостока следует, что в бюджете Владивостокского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрены расходы на выполнение мероприятий по замене системы АПС И СОУЭ в МБОУ ДО «Эврика».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
При этом государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора, заявленных в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
В связи с чем, с учетом объема работ, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда администрацией г. Владивостока, управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в течении 9-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, МБОУ ДО «Эврика» – 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27.002-2015.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27.002-2015.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: