57RS0022-01-2019-001631-35 Дело №2-1754/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2019 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ефановой Ольги Николаевны к Управлению ветеринарии Орловской области о взыскании материального ущерба,
установил:
Ефанова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области о возмещении ущерба.
Исковые требования обоснованы тем, что 26.09.2918 в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Орловской области от 25.09.2018 №488-р в личном приусадебном хозяйстве истца произведено отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства в количестве 10 голов общим весом 700 кг. По результатам осуществленных мероприятий составлен акт о проведении бескровного убоя свиней, акт сжигания трупов свиней, акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства от 26.09.2018. В результате изъятия свиней истцу причинены убытки на сумму 70000 руб., а также утрачено личное подсобное хозяйство, являющееся источником дохода семьи истца. Для направления документов по возмещению ущерба истец обратился в администрацию Здоровецкого сельского поселения Орловского района, которая в свою очередь не направила документы на возмещение ущерба в Управление ветеринарии Орловской области. Указанное бездействие было оспорено в судебном порядке и 01.03.2019 документы истца на возмещение ущерба были переданы в Управление ветеринарии Орловской области. Вместе с тем, в возмещении ущерба истцу было отказано в связи с нарушением срока на подачу документов.
По указанным основаниям Ефанова О.Н. просила суд взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 70000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 5406 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.
В ходе рассмотрения дела Ефанова О.Н. уточнила исковые требования и просила суд взыскать с ответчика в счет причиненного ущерба 62356 руб.
Определениями суда в качестве третьих лиц привлечены Правительство Орловской области, Департамент финансов Орловской области, администрация Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области.
В судебном заседании Ефанова О.Н. иск поддержала, ссылаясь на то, что несвоевременная подача документов ответчику произошла не по ее вине.
Представитель ответчика Управления ветеринарии Орловской области Самофалова И.И., третьего лица Правительства Орловской области Титова И.Н., третьего лица Департамента финансов Орловской области Сечкина Н.М. полагали исковые требования неправомерными, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица администрации Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области Богатых Н.М. полагала, что иск надлежит удовлетворить, ссылаясь на доводы письменного отзыва. Относительно направления документов истца для возмещения ущерба в управление ветеринарии пояснила, что действительно по устной договоренности с Управлением ветеринарии Орловской области администрация оказывала гражданам содействие в направлении документов. Однако тем лицам, в хозяйстве которых установлен очаг заболевания, надлежало обращаться в Управление ветеринарии Орловской области самостоятельно. 26.09.2018 истец обратился в сельскую администрацию, представив все документы, позволяющие ей получить компенсацию изъятых животных. Вместе с тем, после составления акта об изъятии у Ефановой О.Н. умерло еще 2 головы свиней, после чего ее хозяйство включено в очаг заболевания. По данным основаниям документы не направлялись, а были направлены только после обращения Ефановой О.Н. в суд по вопросу оспаривания бездействия администрации.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Закон Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» (далее Закон «О ветеринарии») регулирует обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, осуществление государственного и ветеринарного надзора.
В соответствии со ст. 2 Закона «О ветеринарии» ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона «О ветеринарии» главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Ст. 19 Закона «О ветеринарии» установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанным в ст. 9 Закона «О ветеринарии», могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (далее Правила).
В соответствии с п. 3 Правил животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 №476 «Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)» африканская чума свиней включена в Перечень заразных, в том числе опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
П. 7 Правил предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно п. 8 Правил организация и проведение отчуждения животных и изъятие продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (п. 9 Правил).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (п. 10 Правил).
Согласно п. 11 Правил размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
В целях предупреждения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, Постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2011 №283 утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно приложению 1; Порядок расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, согласно приложению 2.
В соответствии с п. 6 Порядка по приложению решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства принимается Председателем Правительства Орловской области в форме распоряжения Правительства Орловской области (далее - распоряжение), проект которого готовится Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии), в течение двух суток после поступления от руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям или его заместителя решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Как установлено п. п. 8-11 Порядка по приложению 1 проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляется специальной комиссией (далее - Комиссия), состав и положение о которой утверждаются приказом Управления ветеринарии в течение суток с момента издания распоряжения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.
В состав специальной комиссии в обязательном порядке включаются начальник Управления ветеринарии в качестве председателя комиссии, представители исполнительных органов государственной власти Орловской области, правоохранительных органов и иных государственных органов.
При проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства Комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
Акт вручается гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, в течение трех суток с момента принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в соответствии с Порядком расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, утверждаемым постановлением Правительства Орловской области.
В соответствии с п. 2 Порядка по приложению 2 возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам - владельцам отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (далее - Получатели), понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, осуществляется Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии) за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области, выделенных Управлению ветеринарии на основании распоряжения Правительства Орловской области.
П. 3 данного порядка определено, что размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется Управлением ветеринарии Орловской области на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства на основании сведений, представляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, а в случае отсутствия таких сведений размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
Согласно п. 4 указанного Порядка для возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, Получатели в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента завершения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства представляют в Управление ветеринарии следующие документы:
письменное заявление о возмещении ущерба с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства, номера расчетного счета, открытого в кредитной организации, расположенной на территории Орловской области, или номера отделения почтовой связи, куда следует перечислять денежные средства;
копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя;
акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 №310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
Из представленных материалов дела установлено, что Указом Губернатора Орловской области от 18.09.2018 №567 территория д. Здоровецкие Выселки Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области определена как 1 угрожаемая зона, прилегающая к эпизоотическому очагу по африканской чуме свиней.
Эпизоотическим очагом определено хозяйство ФИО9, расположенное в д. Здоровецкие выселки.
П. 4 данного указа утвержден План мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней.
В силу п. 2.3 Плана в срок до 01.10.2018 определены мероприятия по организации и отчуждению животных из 1 угрожаемой зоны.
Хозяйство истца с поголовьем свиней на подворье в количестве 10 шт. включено в список владельцев животных 1 угрожаемой зоны.
21.09.2018 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям принято решение о необходимости проведения отчуждения животных, включая хозяйство Ефановой О.Н.
Соответствующее распоряжение об отчуждении свиней принято Председателем Правительства Орловской области 25.09.2018.
В этот же день Приказом начальника Управления ветеринарии Орловской области №232 утвержден состав рабочей группы для осуществления отчуждения животных.
26.09.2018 в хозяйстве Ефановой О.Н. произведен бескровный убой свиней в количестве 8 голов, о чем составлен акт бескровного убоя.
В этот же день специальной комиссией составлен акт об отчуждении у Ефановой О.Н. свиней в количестве 10 голов, массой 700 кг., а также акт передачи трупов свиней на сжигание.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Ефанова О.Н. для получения выплата за отчужденных животных обратилась в администрацию Здоровецкого сельского поселения Ливенского района Орловской области 26.09.2018, которая согласно пояснениям главы администрации оказывала помощь по направлению документов жителей сельского поселения в Управление ветеринарии Орловской области.
Вместе с тем, документы Ефановой О.Н. администрацией сельского поселения в адрес Управления ветеринарии Орловской области не направлялись.
04.12.2018 истец обратился в Управление ветеринарии Орловской области по вопросу невыплаты ей стоимости отчужденных животных.
Письмом от 26.12.2018 Ефановой О.Н. сообщено, что ее документы в адрес управления не поступали.
Соответственно в реестр получателей возмещаемого ущерба, понесенного при осуждении животных (свиней) Ефанова О.Н. не включалась.
На обращение в администрацию сельского поселения истцу направлено письмо от 31.01.2019 №17, согласно которому ее документы не направлялись в связи с установлением в ее хозяйстве эпизоотического очага.
Действительно Указом Губернатора Орловской области от 02.10.2018 №631 территория подсобного хозяйства Ефановой О.Н. признана эпизоотическим очагом африканской чумы свиней.
Однако животные из приусадебного хозяйства Ефановой О.Н. изъяты в рамках исполнения Указа от 18.09.2018 №567, Ефановой О.Н. выдан акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, дающий право на получение компенсации за изъятых свиней.
Указанный акт до настоящего времени не отменен и незаконным не признан.
Таким образом, Ефанова О.Н. вправе претендовать на возмещения ущерба за изъятых животных.
Вместе с тем, данные документы направлены в Управление ветеринарии Орловской области только 01.03.2019 после оспаривания в судебном порядке бездействия администрации сельского поселения, однако письмом от 29.03.2019 Ефановой О.Н. отказано в выплате по основаниям нарушения срока представления документов.
В свою очередь представитель ответчика и третьих лиц, возражая против иска, ссылались на то, что основание к отказу в выплате послужило исключительно нарушение срока предъявления документов. Факт выявления эпизоотического очага основанием к отказу не являлся в силу выдачи Ефановой О.Н. акта об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Таким образом, при условии своевременного обращения к ответчику Ефанова О.Н. была бы включена в реестр получателей возмещаемого ущерба, понесенного при осуждении животных (свиней).
Сторона ответчика полагала, что вышеприведенный 30-дневный срок является пресекательным и лишает истца права на выплату, однако суд с таким утверждением согласиться не может.
Как установлено по делу помимо Ефановой О.Н. документы в Управление ветеринарии через администрацию поселения подавали иные жители Здоровецкого сельского поселения.
Данный факт не оспаривался сторонами, ввиду чего истец объективно полагал, что предъявляя документы через орган местного самоуправления, согласившегося на такую передачу документов, они будут доставлены до адресата в установленный законом срок.
Вместе с тем, в силу ошибочного суждения об отсутствия права Ефановой О.Н. на возмещение ущерба данные документы не направлялись.
Кроме того, со стороны администрации сельского поселения никакого уведомления о том, что документы истца для получения выплаты за отчужденных животных в Управление ветеринарии Орловской области не направлялись, истцу не представлено, что представителем администрации сельского поселения не оспаривалось.
Следовательно, нарушение вышеуказанного срока предъявления документов произошло не по вине Ефановой О.Н., и она не может нести ответственность за неверные решения, принятые органом местного самоуправления.
Более того глава сельского поселения пояснила, что обращающимся за возмещением гражданам порядок подачи документов не разъяснялся, в связи с чем оснований усомниться в правомерности обращения к ответчику через сельскую администрацию у истца не имелось.
При таких обстоятельствах отказ в выплате истцу возмещения за изъятых животных нельзя признать правомерным и суд считает необходимым взыскать такое возмещение с ответчика в соответствии с существующим порядком за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области
При определении суммы ущерба суд принимает во внимание предоставленную ответчиком справку территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области от 08.10.2018, согласно которой средняя цена на свиней в сентябре 2018 г. составила 89084 руб. за тонну.
В судебном заседании между сторонами отсутствовал спор о количестве и массе уничтоженных свиней, указанных в акте, а также о правильности произведенного расчета, более того, истец уточнил требования по данной расчетной цене, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию 62356 руб. из расчета 89084 руб. / 1000 ? 700.
Доводы стороны ответчика, а также участвующих на его стороне третьих лиц суд отклоняет, поскольку они основаны на неправильной оценке фактически обстоятельств дела и правомерность требований истца не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 62356 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.09.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░