Решение по делу № 2-685/2020 от 25.02.2020

Дело №...

№...

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Филипповой И.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре **.**.** декабря 2020 года путем проведения видеоконференцсвязи на базе Ухтинского городского суда Республики Коми дело по иску ФИО2 к администрации МР «Печора» о признании квартиры, несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расторжении договора социального найма, предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МР «Печора» о признании квартиры, несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расторжении договора социального найма, предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что между администрацией МР «Печора» и ФИО2 был заключен договор №... от **.**.** социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: **********. При осмотре помещения после подписания акта приема-передачи квартиры истцом были обнаружены скрытые существенные недостатки, выявление которых невозможно при первичном визуальном осмотре: одна из комнат предоставленной квартиры не обеспечена искусственным освещением; в ванной комнате расположена душевая кабина, использование которой невозможно в связи с отсутствием ее водоснабжения; ширина проема входной двери квартиры составляет 65 см, что не обеспечивает удобство и безопасность передвижения и размещения; канализационная труба имеет трещину.

Истец просит признать квартиру, расположенную по адресу: **********, не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; расторгнуть договор №... от **.**.** социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: **********; обязать администрацию МР «Печора» предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали.

Представитель администрации МР «Печора» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция по **********, Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ********** в **********, ФИО3, ФИО4, Печорский межмуниципальный отдел управления Росреестра по ********** в городе Печора.

Третьи лица ФИО3, ФИО4 исковые требования истца поддержали.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела №..., суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено следующее.

Квартира 6 ********** в ********** находится в муниципальной собственности.

Согласно сведения отделения по вопросам миграции ОМВД России по ********** ФИО2, ФИО3, ФИО4 зарегистрированы в муниципальной квартире, расположенной по адресу: **********.

Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** жилой дом, расположенный по адресу: ********** признан аварийным и подлежащим сносу.

08.04.2013 постановлением администрации МР «Печора» № 608/1 была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МР «Печора», из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы».

Жилой ********** в ********** был включен в указанную программу, в четвертый этап переселения.

**.**.** между администрацией МР «Печора» и ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения №..., согласно которому ФИО2 на состав семьи три человека, включая ФИО4, ФИО3 передано в бессрочное пользование и владение жилое помещение, расположенное по адресу: **********.

Согласно акту приема-передачи жилого помещения от **.**.** администрацией МР «Печора» передано, а ФИО2 принято жилое помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, расположенное по адресу: **********.

**.**.** ФИО2 получила ключи от предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: **********.

**.**.** от ФИО2 в адрес администрации МР «Печора» поступила претензия о том, что при осмотре жилого помещения по адресу: **********, обнаружены скрытые недостатки, выявление которых невозможно при первичном осмотре.

Конституция Российской Федерации (ст.40) гарантирует право каждого на жилище.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.

Из указанного следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием непригодным для проживания жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Согласно требованиям п.п. 12, 13, 14, 16 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов- изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Согласно выводам экспертного заключения № №... от **.**.**, составленному ИП ФИО9 представленному в суд истцом наружная дверь (входная в квартиру) не соответствует показателю, ширина двери 0,75 м. Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97*, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях.

Оконные стеклопакеты ПВХ – повреждения выявлены в помещении кухни и комнаты. Внутри стеклопакетов между камерами наблюдаются наросты, вкрапления внешне похожие на плесень, данные нарушения свидетельствуют о разгерметизации стеклопакетов. Не соответствуют показателю ГОСТ 30674-99 Блок оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия 5.9.3 Угловые и Т-образные соединения профилей должны быть герметичными.

Электроснабжение не в работоспособном состоянии (отсутствует подключение к электросетям).Душевая – отсутствует подача холодного и горячего водоснабжения. Душевая кабина находится в неисправном состоянии, что свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических норм и требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Межкомнатные двери не соответствуют показателю, ширина двери в помещении кухни 0,61 см.

Полы в помещениях кухни и комнаты №... – выявлены нарушения горизонтального уровня пола до 10 мм.

Отделка стен в помещениях комнаты №... и комнаты №... – поверхности оклеены различными видами обоев, частично окрашены.

Розетки, выключатели, патроны для освещения в помещении первой комнаты отсутствует выключатель, проводка открытая.

При этом экспертом указано, что для признания исследуемой квартиры благоустроенным жилым помещением необходимо провести ремонтные работы.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля помощник эксперта ИП Чёрной ФИО6 М.А. выводы заключения эксперта № №... от **.**.** полностью подтвердил, пояснив, что в настоящий момент квартира по адресу: ********** является неблагоустроенной, в ней необходимо произвести ремонтные работы. Также указала, что вследствие наличия плесени между стеклопакетами техническое состояние оконных блоков, установленных в помещениях ********** в **********, специалистом оценивается как аварийное и дальнейшая эксплуатация таких конструкций невозможна. Работы по замене оконных блоков относятся к перечню работ по капитальному ремонту.

Заключение эксперта № №... от **.**.** достаточно подробно мотивировано, в исследовательской части дано подробное описание хода проводимого исследования, прописаны использованные методики, на поставленные на разрешение эксперта вопросы даны полные, категоричные ответы, не допускающие неоднозначного толкования.

Кроме того, в судебном заседании помощник эксперта полностью подтвердила выводы заключения эксперта № №... от **.**.** и подробно пояснила, на основании чего она пришла к данным выводам.

На основании п. 9, п. 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** N №... наниматель имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения.

Пунктом 2 статьи 681 ГК РФ предусмотрено, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства сторон по договору должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В пункте 5 приложения N 7 к Правилами и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, применительно к оконным и дверным заполнениям к текущему ремонту отнесены работы по смене и восстановлению отдельных элементов (приборов) и заполнений, что не идентично замене оконных блоков.

Из пункта 4 Приложения N 8 к указанным Правилам и нормам следует, что к капитальному ремонту относится утепление жилых зданий, в которое входят работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров.

С учетом изложенного в силу перечисленных норм материального права работы по замене оконных блоков не могут быть отнесены к текущему ремонту жилого помещения, на основании пункта 4 приложения N к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда их следует отнести к работам капитального характера.

В соответствии сост. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ ист. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение указанных норм закона, стороной ответчика выводы заключения эксперта № №... от **.**.** по вопросу благоустроенности спорной квартиры не опровергнуты, полностью подтверждаются материалами дела.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно статье 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2).

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).

В силу ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Однако, указанные требования закона администрацией МР «Печора» не выполнены, ремонт **********, расположенной по адресу: **********, ответчиком не осуществлялся, выявленные экспертом недостатки устранены не были, что подтверждается исследованными судом заключениями экспертов.

При таких обстоятельствах, признать предоставленную ФИО2 квартиру по адресу: ********** благоустроенным жилым помещением, отвечающим всем вышеуказанным требованиям закона, в настоящий момент не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования истца о расторжении договора социального найма №... от **.**.**.

Вместе с тем, исковые требования ФИО2 о признании квартиры, расположенной по адресу: **********, не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу положений статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Рассматривая требование истца о возложении обязанности на администрацию МР «Печора» предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, суд находит его неподлежащим удовлетворению в силу следующего.

В силу ч.ч.1, 2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

В силу ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Из системного толкования приведенных норм и исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке возможно при соблюдении общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.

Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.

По сообщению администрации МР «Печора» ФИО2 на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит и не состояла, малоимущей не признавалась.

При таких обстоятельствах, исковое требование ФИО2 к администрации муниципального района «Печора» о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Иск ФИО2 к администрации муниципального района «Печора» о признании квартиры, несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расторжении договора социального найма, предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.

Расторгнуть договор №... от **.**.** социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: **********, заключенный между ФИО2 и администрацией МР «Печора».

Иск ФИО2 к администрации МР «Печора» о признании квартиры, несоответствующей требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено **.**.**.

Председательствующий: судья И.В. Филиппова

2-685/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Мандрик Наталья Васильевна
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Мандрик Иван Сергеевич
Хаёров Альберт Александрович
Мандрик Роман Сергеевич
Роспотребнадзор по г.Печоре РК
УФРС по г.Печоре
ГЖИ по г. Печора РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Филиппова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
pechora.komi.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2020Предварительное судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее