АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2023 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Дука Е.А.,
судей Максименко И.В., Сокоревой А.А.,
при секретаре Зинченко Н.В.,
с участием третьего лица Сарантеевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левдиной Татьяны Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)2 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки; восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки; признании права на участие в мероприятии на получение мер государственной поддержки,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 мая 2023 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Ложниковой Валерии Максимовны, Левдиной Татьяны Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних (ФИО)1, (ФИО)2, удовлетворить.
Установить факт проживания Левдиной Татьяны Николаевны, (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)2, по адресу: (адрес), с 01 июня 2021 года по 23 мая 2023 года.
Признать незаконным решение Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 ноября 2022 года №549-п о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки», Левдиной Татьяны Николаевны, (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)2.
Обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры восстановить на учете граждан на получение субсидии мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки», (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)2.
Признать право Левдиной Татьяны Николаевны, (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)2, на участие в мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки».
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения третьего лица Сарантеевой Л.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Левдина Т.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)2 обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Депстроительства) об установлении факта проживания её и членов семьи по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, (адрес) 1 июня 2021 года по настоящее время; признании незаконным решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки; восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки; признании права на участие в мероприятии на получение мер государственной поддержки.
Требования мотивированы тем, что Левдина Т.Н. с 11 марта 2013 года признана участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» целевой программы автономного «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года №368-п составом семьи 3 человека, включая сына (ФИО)1, дочь (ФИО)4 На дату признания участниками подпрограммы истец и члены ее семьи были зарегистрированы по адресу: (адрес), на основании договора социального найма от 25 октября 2012 года. С 28 июля 2017 года истец и ее семья переехали на постоянное место жительства по адресу: (адрес), о чем истец проинформировала ответчика. В селе Чеускино истец зарегистрирована по адресу: (адрес). Данная квартира принадлежит на праве собственности (ФИО)19 (матери истца) на основании договора передачи жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность гражданину от 7 июня 2016 года №15, при этом истец не была включена в указанный договор ни как член семьи, ни как лицо, за которым сохраняется право пользования и проживания жилым помещением. 13 декабря 2022 года истец получила от ответчика уведомление о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия на основании приказа Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 ноября 2022 года №549-п. Основанием для снятия с учета явилось отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью составила более 12 кв. метров на человека. Решение ответчика считает незаконным, поскольку по адресу: (адрес), истец и члены ее семьи имеют исключительно регистрацию, в указанном жилом помещении не проживают, фактически истец и ее семья проживают по адресу: (адрес), комната 2.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение и нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что с учетом полученных сведений и документов с 28 июля 2017 года до принятия решения о снятии с учета и исключения из списка участников мероприятия истцом утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту жительства истца и членов ее семьи составляет 18,68 кв.м. (93,4 кв.м / 5 человек), что превышает 12 кв.м., установленных для признания нуждающимися в целях предоставления субсидии в соответствии с пунктом 5 Порядка. Считает, что суд подменяет административный орган и делает переоценку доказательств учетного дела истца. К показаниям (ФИО)19 о раздельном проживании с истцом необходимо было относиться критически, поскольку они даны близким родственником, иных свидетельских показаний, которые бы подтверждали раздельное проживание истца, в материалах дела нет. Фактически суд обязывает доказывать ответчика факт совместного проживания истца в квартире матери, при отсутствии у Депстроительства полномочий на эти действия в рамках действующего порядка.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы (ФИО)3, (ФИО)4, ответчик Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, третье лицо администрация сельского поселения Чеускино не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет», о причине неявки не сообщили, заявлений и ходатайств об отложении слушания дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения третьего лица (ФИО)19, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 апреля 2013 года Левдина (Ложникова) Т.Н. признана участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономному округе – Югре» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 – 2013 годы и на период до 2015 года», составом семьи 3 человека, включая сына (ФИО)1,(дата) года рождения, дочь (ФИО)4, (дата) года рождения.
На дату подачи заявления Левдина (Ложникова) Т.Н. и члены её семьи были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 39,6 кв.м по адресу: (адрес) на основании договора социального найма от 25 октября 2012 года в качестве членов семьи нанимателя, состоящей из 8 человек, установлена нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В период нахождения Ложниковой Т.Н. на учете состав семьи истца изменился в связи с вступлением в брак с (ФИО)10 (ей присвоена фамилия Левдина) и рождением сына (ФИО)12, (дата) года рождения. В последующем брак между истцом и (ФИО)11 расторгнут.
С (дата) (ФИО)3, (ФИО)1, (ФИО)4, (ФИО)12 зарегистрированы по месту жительства по адресу: (адрес). Собственником указанной квартиры, общей площадью 93,4 кв.м является мать истца (ФИО)19, которая также зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу с (дата).
Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 ноября 2022 года №549-п (ФИО)3 снята с учета на получение субсидии, исключена из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм» в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью составила более 12 кв. метров на человека.
Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 ноября 2022 года Левдина Т.Н. и члены ее семьи сняты с учета на получение субсидии и исключены из списка участников мероприятия по основаниям, предусмотренным подпункта 7.2 пункта 7 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительства жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявление на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года № 643-п.
В обоснование принятого решения Департаментом указано, что с 28 июля 2017 года нуждаемость в улучшении жилищных условий утрачена, поскольку обеспеченность на каждого члена семьи истца составила 18,68 кв.м (93,4 кв.м/5 человек), что более 12 кв.м, установленных для признания нуждающимися в целях предоставления субсидии.
Решение ответчика истец считает незаконным, поскольку по адресу: (адрес) истец и члены ее семьи имеют исключительно регистрацию, в указанном помещении не проживают, фактически истец и ее семья проживают по адресу: (адрес), комната 2.
Разрешая спор и удовлетворяя требования об установлении факта проживания, о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия и возлагая обязанность восстановить Левдину Т.Н. и членов ее семьи в списке участников мероприятия, суд первой инстанции приняв во внимание пояснения третьего лица (ФИО)19, согласно которым истец имеет свою семью, членами её семьи они не являются, в принадлежащем ей жилом помещении не проживают, имеют регистрацию для получения мер социальной поддержки, предоставленные истцом доказательства (акт проверки фактического проживания от (дата), договор энергоснабжения от (дата), акт приема-передачи жилого помещения от (дата)) установил факт проживания (ФИО)3, (ФИО)13, (ФИО)4, (ФИО)2 с (дата) по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (адрес), площадью 39,9 квадратных метров; пришел к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого решения, исходя из количества членов семьи, семья (ФИО)3 не была обеспеченна жилым помещением более 12 кв.м, в связи с чем истцы относилась к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно не подлежали исключению из числа участников государственной программы, претендующих на получение мер государственной поддержки с целью улучшения жилищных условий, оспариваемое решение принято ответчиком без соответствующих оснований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года № 368-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года № 108-п «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» осуществлялась реализация Подпрограммы 3.
Согласно пункту 3 Раздела 5 постановления (в редакции, действующей на дату постановки на учет), государственная поддержка по подпрограмме 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» осуществляется в отношении граждан, отнесенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членам их семей, проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 10 Порядка для участников Подпрограммы 3 государственная поддержка оказывается в виде субсидии.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 408-п (далее Постановление № 408-п), постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года № 368-п признано утратившим силу с 1 января 2014 года.
При этом в Постановлении №408-п в подразделе Подпрограмма V раздела 3 Обобщенная характеристика программных мероприятий, указано следующее: мероприятие «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм» направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в соответствии с Законом автономного округа № 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа № 368-п, № 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года №643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки.
В соответствии с пунктом 5 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии, относятся не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;
являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;
проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Согласно подпункту 7.2 пункта 7 данного Порядка утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком), является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.
Из содержания подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» следует, что гражданин, принимая участие в подпрограмме на добровольных началах, с момента признания участником данной программы становится лишь претендентом на получение соответствующей субсидии, в связи с чем, в период участия в программе должен соответствовать критериям нуждаемости, и в случае утраты оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии, подлежит снятию с учета на получение субсидии и исключению из списка участников мероприятия.
Как усматривается из обжалуемого решения суда, обеспеченность Левдиной Т.Н. и членов её семьи определена судом первой инстанции менее 12 кв.м на момент снятия с учета на получение субсидии и исключения из списка участников мероприятия исходя из площади квартиры 39,9 кв.м по адресу: (адрес) состава семьи в количестве четырех человек, с учетом (ФИО)2, родившегося в 2014 году (39,9/4=9,97).
Однако мотивы в обоснование вывода о том, что нуждаемость семьи истца должна определяться на момент принятия решения о снятии с учета на получение субсидии судом первой инстанции не приведены.
Определяя обеспеченность семьи истца в квартире по адресу: (адрес), суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что в заявлениях от 20 июля 2017 года, 22 ноября 2018 года, 22 июля 2019 года, от 29 января 2020 года, от 16 февраля 2022 года, поданных представителем (ФИО)19, указан иной адрес проживания истца – (адрес).
Также без исследования и правовой оценки оставлены послужившие основанием для снятия с учета и исключения из списка участников доводы Департамента о том, что обеспеченность семьи Левдиной Т.Н. в период с 28 июля 2017 года до принятия оспариваемого решения не соответствовала критериям нуждаемости.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции (ФИО)19 подтвердила факт вселения и проживания Левдиной Т.Н. с 28 июля 2017 года до 2021 года в принадлежащую ей квартиру по адресу: (адрес), предоставила справку с места жительства №98 от 18 августа 2023 года, которая судебной коллегией с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 43-44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», и в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принята в качестве нового доказательства, поскольку она подтверждает юридически значимые обстоятельства.
Факт проживания (ФИО)3 по вышеуказанному адресу подтверждается также заявлениями о предоставлении истцу субсидии в планируемом финансовом году (2018, 2019, 2020, 2022).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Доказательства того, что между Левдиной Т.Н. и её матерью заключалось какое-либо соглашение, определяющее право на жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставлены не были. Более того, документы об изменении жилищных условий, как заявления и документы об изменении семейного положения должны были быть представлены ответчику в период нахождения на учете в целях подтверждения нуждаемости, однако таких обстоятельств судом установлено не было.
Таким образом, оснований полагать, что истец и члены её семьи были вселены матерью (ФИО)19 в квартиру по адресу: (адрес), не в качестве членов семьи собственника, а по иным основаниям, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции установлен факт проживания истца в квартире матери.
Программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки. При наступлении событий, перечисленных в подпункте 7.2 пункта 7 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.
Требование, предусмотренное пунктом 5 Порядка, об определении уровня обеспеченности исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам исходя из уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам.
Как следует из предоставленной (ФИО)19 справки по адресу: (адрес) настоящее время зарегистрировано 9 человек: Левдина Т.Н. (заявитель) с 2017 года, (ФИО)4 (дочь) с 2017 года, (ФИО)1 (сын) с 2017 года, (ФИО)2 (сын) с 2023 года, (ФИО)14 (брат) с 2002 года, (ФИО)15 (племянник) с 2018 года, (ФИО)19 (мать) с 2002 года, (ФИО)16 (дядя) с 2013 года, (ФИО)17 (тетя) с 2022 года.
Таким образом, принимая оспариваемое решение ответчик обоснованно исходил из того, что в 2017 году обеспеченность (ФИО)3 и членов её семьи по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (адрес) составляла 18, 68 кв. м, что более 12 кв.м (93,4/5).
Истец с 28 июля 2017 года утратила основания для получения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, при этом (ФИО)3 была ознакомлена с условиями предоставления субсидии, однако условия подпрограммы относительно незамедлительного уведомления об изменении указанных в заявлении для предоставления субсидии и прилагаемых документах сведений не выполнила.
Факт проживания истца с 1 июня 2021 года по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, (адрес), площадью 39,9 кв. не имеет юридического значения, поскольку утрата нуждаемости произошла до указанной даты, установление данного факта в судебном порядке не может служить основанием для восстановления утраченного права на участие в мероприятии на получение мер государственной поддержки.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований Левдиной Т.Н.
С учётом изложенного выводы суда первой инстанции нельзя признать основанными на положениях действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам, оспариваемое судебное постановление не отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, решение должно быть законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 мая 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Левдиной Татьяне Николаевне в удовлетворении требований к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об установлении факта проживания, признании незаконным решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки, признании права на участие в мероприятии на получение мер государственной поддержки, отказать.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 25 августа 2023 года.
Председательствующий Дука Е.А.
Судьи Максименко И.В.
Сокорева А.А.