Мотивированное решение
изготовлено 15.04.2019
дело № 2-2619/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Молчановой Е.В.,
при секретаре Мельниковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминых А.С. к Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Мурманской области» о признании права в постановке на учет для получения жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Фоминых А.С. (далее – истец) обратилась в суд с иском к ГОКУ «УКС» (далее – ответчик) о признании права в постановке на учет для получения жилищной субсидии.
В обоснование иска указано, что она является лицом преклонного возраста, пенсионером по старости, а также инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Ее трудовой стаж в Мурманской области, которая относится к району Крайнего Севера, составляет 20 лет за период с ДД.ММ.ГГГГ Трудовую деятельность в Мурманской области начала осуществлять ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности продавца в магазине «Радуга».
ДД.ММ.ГГГГ получила статус пенсионера по старости. Находясь на пенсии, также продолжала осуществлять трудовую деятельность в г. Мурманске вплоть до ДД.ММ.ГГГГ
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в пгт <адрес> в <адрес>, которая является единственным жилым помещением и находится в ее частной собственности.
Иных жилых помещений на территории РФ за пределами РКС и на приравненных к ним местностям не имеет.
В ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учёт, как гражданина, имеющего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика было получено уведомление об отказе в постановке на учёт. Отказ был мотивирован тем, что не подтверждён факт проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Полагает данный отказ ответчика является незаконным, нарушает её право как пенсионера по старости и инвалида на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Просит суд признать отказ ГОКУ «Управление капитального строительства Мурманской области» в предоставлении жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях незаконным и обязать ответчика поставить ее на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Истец Фоминых А.С. в судебное заседание не явилась о дате, времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГОКУ «УКС» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. Представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий устанавливает Федеральный Закон от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей » (далее - закон, РКС) и в соответствии со статьей 1 закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Фоминых А.С. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС и приравненных к ним местностей в связи повторным прибытие истца в РКС после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со статьей 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Статьей 2 названного Закона, установлена очередность предоставления жилищных субсидий, пенсионерам жилищные субсидии предоставляются во вторую очередь, в первую - инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства при указанных в Законе обстоятельствах.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утверждено в порядке реализации названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879; с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья предоставляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства заявление, по установленной форме и пакет документов (пункт 9 Положения).
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Вместе с тем, конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в Конституции Российской Федерации не закреплены. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, включая установление категорий граждан, нуждающихся в таких мерах, и очередности их предоставления, будучи связан при изменении правового регулирования конституционным требованием недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции Российской Федерации), и конституционными принципами равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.
Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Судом установлено, что Фоминых А.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в ГОКУ «УКС» о постановке на учет граждан, имеющих права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из РКС и приравненных к ним местностей.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на учет, в связи с не подтверждением факта проживания в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностям в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, Фоминых А.С. по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: г. Мурманск, <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ переехала в <адрес> и снялась с регистрационного учета в г. Мурманске.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь прибыла в г. Мурманск и зарегистрировалась по адресу: <адрес>.
Довод истца о том, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ проживала в г. Мурманске, значения не имеет, поскольку в силу положений статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
- инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений, следует, что право граждан, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, стажа работы в регионе – не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
В материалы дела не представлено доказательств, что до ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась с заявлением о постановке на учет на получение жилищной субсидии.
Таким образом, принимая во внимание, что Фоминых А.С. прибыла в г. Мурманск после ДД.ММ.ГГГГ оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фоминых А.С. к Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства Мурманской области» о признании права в постановке на учет для получения жилищной субсидии - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Е.В. Молчанова