Дело № 3А-654/2018
120а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-654/2018 по административному иску Бондаря Сергея Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Бондарь С.А. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:2631 и 24:11:№:2632, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года для земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 установлена кадастровая стоимость в размере 3 538 150 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 установлена кадастровая стоимость в размере 3 905 000 рублей.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «ОК «ПаритетЪ» и представленной в отчете № 549-ЗУ/18 от 13 ноября 2018 года по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 составляет 755 900 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 составляет 834 300 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 в размере его рыночной стоимости 755 900 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 в размере его рыночной стоимости 834 300 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Представитель административного истца Бондаря С.А. – Табалюк Д.В., действующий на основании доверенности, обратился с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие административного истца, указав, что поддерживает заявленные требования.
Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя, а также неявившихся представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Бондарь С.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:2631 и 24:11:№:2632, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, рп. Емельяново, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30 октября 2018 года (л.д. 8-9, 10-11).
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:11:№:2631, 24:11:№:2632 общей площадью 6 433 кв.м, 7 100 кв.м соответственно отнесены к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства дорожного сервиса (кемпинг).
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 октября 2018 года, по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 составляет 3 538 150 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 составляет 3 905 000 рублей. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 21 июня 2018 года (л.д. 12, 13).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 26 сентября 2017 года № 556-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Красноярского края, за исключением муниципального образования город Красноярск».Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 549-ЗУ/18 от 13 ноября 2018 года, выполненный ООО «ОК «ПаритетЪ» (оценщик Киселева Т.А.), в котором по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 составляет 755 900 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 составляет 834 300 рублей (л.д. 14-73).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчета об оценке № 549-ЗУ/18 от 13 ноября 2018 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что, по состоянию на 01 января 2016 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 составляет 755 900 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 составляет 834 300 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631 должна быть определена равной его рыночной стоимости в размере 755 900 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632 должна быть определена равной его рыночной стоимости в размере 834 300 рублей, поскольку рыночная стоимость земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения Бондаря С.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:2631, 24:11:№:2632 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 19 ноября 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Бондаря Сергея Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2631, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 755 900 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:№:2632, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 834 300 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Датой обращения Бондаря Сергея Анатольевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:№:2631, 24:11:№:2632 считать 19 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2018 года.