Решение по делу № 8а-8403/2021 [88а-9076/2021] от 22.04.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                           № 88а-9076/2021

КАССАЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                        09 июня 2021 года

          Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зеленского А.М.

судей Мальцевой Е.Г., Терентьевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Владыко Р.Ю., действующего также как законный представитель <данные изъяты> <данные изъяты> на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года по административному делу                           № 2а-165/2020 по административному исковому заявлению Владыко Р.Ю., Владыко М.А., действующих также как законные представители <данные изъяты> <данные изъяты>, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу об оспаривании приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации права, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав пояснения Владыко Р.Ю. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Сороки Н.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Административные истцы обратились в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, к районному отделу южного Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра), в котором с учетом уточнений просили: отменить уведомление о приостановлении государственной регистрации права и дополнение к уведомлению о приостановлении государственной регистрации права; обязать органы Росреестра внести изменения в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, указав в отношении земельного участка с кадастровым номером сведения о нахождении земельного участка в общедолевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме; обязать органы Росреестра внести изменения в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, указав в отношении теннисного корта, теннисных столов, детских площадок, площадок для отдыха, скамеек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером сведения о нахождении указанных объектов в общедолевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме; обязать органы Росреестра и других участвующих лиц в деле определить размер доли в общедолевой собственности на земельный участок и иные объекты, фактически находящиеся в общедолевой собственности; выдать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок с внесенным исправлениями в п. 1 раздела 2 выписки «Правообладатель»; выдать выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на доли квартиры с указанием доли в общедомовом имуществе многоквартирного дома, в том числе и в земельном участке под многоквартирным домом; отменить уведомление об отказе в государственной регистрации от 17.05.2019г. ,183; взыскать с Управления Росреестра по Санкт- Петербургу государственную пошлину в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>, <адрес>. 16.03.2019г. они обратились в Управление Росреестра с заявлением об установлении размера их долей в общем имуществе многоквартирного дома с учетом земельного участка, исходя из размера жилой площади, принадлежащей им квартиры; внести изменения в кадастр недвижимости, отразив в нем принадлежность земельного участка к общему имуществу многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>; внести изменения в ЕГРН, отразив в нем долю закрепленного в общем имуществе многоквартирного дома за заявителями; выдать заявителям правоустанавливающие документы на квартиру, дом и земельный участок с внесенными изменениями и исправлениями с указанием их долей в общедомовом имуществе и общем земельном участке.

28.03.2019г. административными истцами получено уведомление Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации от 27.03.2019г., в котором заявителям было предложено предоставить решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, содержащее указание на размер доли каждого собственника помещения в многоквартирном жилом доме, сведений о собственника конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном жилом доме (подлинник или копия). В дополнении к уведомлению о приостановлении государственной регистрации от 17.04.2019г., указано, что сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером к общему имуществу многоквартирного дома в ЕГРН отсутствуют, документы о формировании земельного участка в регистрационный орган не поступали. 11.06.2019г. административными истцами получено уведомление об отказе в государственной регистрации в связи с не предоставлением документов, необходимых для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Административные истцы считают, что из содержания имеющейся выписки из ЕГРН следует, что земельный участок под домом сформирован, зарегистрирован с присвоением кадастрового номера и имеет вид разрешенного использования — для размещения жилого дома (жилых домов). В приложении №2 «Состав общего имущества многоквартирного дома» к договору управления многоквартирным домом № CJI-KOJI/34/1-364 от 04.12.2013г. также указан земельный участок и его площадь, которые соответствуют выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска Владыко Р.Ю., Владыко М.А., действующих в своих интересах и интересах <данные изъяты> <данные изъяты> отказано.

В кассационной жалобе, поданной 13 апреля 2021 года через Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 апреля 2021 года Владыко Р.Ю. просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что суд не установил согласно проектной и технической документации многоквартирного дома состав общего имущества многоквартирного жилого дома. Поскольку земельный участок под многоквартирным домом был размежеван, сформирован и зарегистрирован органами РосРеестра, должен быть передан в общедолевую собственность собственников жилых помещений дома.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Судами установлено, что Владыко Р.Ю., Владыко М.А. и их <данные изъяты> <данные изъяты>. являются собственниками по 1/4 доли в праве собственности за каждым квартиры в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

16.03.2019г. административные истцы через МФЦ <адрес> Санкт-Петербурга обратились в Управление Роереестра с заявлением о государственной регистрации права долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>, уч. 144, (квартал VI).

27.03.2019г. Управление Роереестра по Санкт-Петербургу Уведомлением , 78/085/004/2019-183 информировало заявителей о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером до 27.04.2019г., в связи с тем, что заявителями не представлены (не поступили): решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в МКД, содержащее указание на размер доли каждого собственника участка, на котором расположен МКД, необходимые для оформления права общей долевой собственности на указанный земельный участок, на регистрацию не поступали.

По сведениям из ФГКУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , осуществлен 23.07.2012г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером на основании заявления от 17.07.2012г. № 7841/101/12-1629 и приложенного к нему межевого плана (в том числе Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 29.06.2012 № 4098-рк «Об утверждении границ земельного участка»). Сведения о подготовке Распоряжения во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и распоряжения правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005г. №25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организации при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом» не поступали, в связи с чем, у регистрационного органа отсутствуют основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером к общему имуществу МКД, предназначенного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.

Согласно сведениям ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером : сформирован 23.07.2012г.; площадь 37 745 +/-68 кв.м.; установлены ограничения - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности площадью 37 745 кв.м., право прохода и проезда площадью 20 565 кв.м.

Согласно материалам цветной аэрофотосъемки в границах спорного земельного участка расположены спортивная площадка и внутриквартальные проезды.

Судами установлено, что в настоящее время на земельном участке расположены элементы благоустройства, не являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, лит. А, в том числе внутриквартальные проезды, спортивная площадка и сделан вывод о том, что земельный участок для указанного МКД не формировался, его кадастровый учет не проведен, МКД расположен на территории, в отношении которой проект межевания не разработан. Указанный земельный участок является одним земельных участков, образованных при разделе земельного участка с кадастровым номером <адрес> на основании заявления от 17.07.2012г. № 7841/101/12-1629 и приложенного к нему межевого плана, Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 29.06.2012г.    №4098-рк «Об утверждении границ земельного участка», в отношении указанного земельного участка установлены ограничения - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности площадью 37 745 кв.м., право прохода и проезда площадью 20 565 кв.м.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводом которого согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу о том, что     осуществить регистрацию права общей долевой собственности административными истцами на земельный участок, а также на заявленные в административном иске элементы благоустройства в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» невозможно до его фактического формирования под размещение многоквартирного жилого дома и постановки на кадастровый учет, в связи с чем, оспариваемые решения Управления Росреестра по Санкт-Петербургу являются законными и обоснованными.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов исходя из следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 189-ФЗ), в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного    участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или    органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона № 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из Приложения №2 Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 09.11.2016г. № 961 «О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» теннисные столы, детские площадки, площадки для отдыха,    скамейки относятся к видам элементов благоустройства Санкт-Петербурга.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 07.03.2019г. № 153/пр «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома», размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн- проекта благоустройства дворовой территории.

Доказательств финансирования собственниками помещений в МКД благоустройства территории прилегающей к МКД в материалы дела не представлено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При обращении в регистрирующий орган административные истцы не представили документы, подтверждающие, что земельный участок под МКД по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, необходимый для эксплуатации и обслуживания указанного жилого дома, сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем действия Управления Росреестра по Санкт-Петербургу являются правомерными.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.

С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года по административному делу № 2а-165/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Владыко Р.Ю. - без удовлетворения.

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2020 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2021 года.

Председательствующий

Судьи

8а-8403/2021 [88а-9076/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Владыко Руслан Юрьевич
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга
Прокурор Санкт-Петербурга
Владыко Мария Александровна
Ответчики
Отдел управления Росреестра по Пушкинскому р-ну г. СПБ
Другие
Комитет по строительству Санкт-Петербурга
КИО СПб
МО РФ
УФРС по Спб
Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга
ООО "Новая Ижора"
Служба государственного строительного надзора и экспертизы СПб
Главная Военная прокуратура
ГЖИ СПБ
Военный прокурор Санкт - Петербургского гарнизона
Департамент имущественных отношений МО РФ
ФГКУ "Северо - Западное ТУИО"
ФГКУ "СТУИО" МО РФ
ООО "БАЛТРОС"
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Терентьева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее