Решение по делу № 33а-1140/2020 от 04.03.2020

Судья Картавых М.Н.

№ 33а-1140/2020 (10RS0011-01-2019-011085-09)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29.06.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Щепалова С.В., Сильченко Р.П.

при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.12.2019 по административному делу № 2а-8444/2019 по административному исковому заявлению ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным представления военного прокурора Петрозаводского гарнизона в части.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее – Военный комиссариат) обратилось с административным иском о признании незаконным представления военного прокурора Петрозаводского гарнизона от 24.10.2019 № 4781 в части пункта 2 представления, возложившего на Военный комиссариат обязанность «принять исчерпывающие меры, направленные на устранение указанных в настоящем представлении нарушений закона. В этих целях рассмотреть вопрос о прекращении проведения в отношении пенсионеров проверок их нахождения по месту жительства (регистрации) путем посещения, истребования дополнительных, не предусмотренных законодательством сведений и документов». В обоснование иска Военный комиссариат указывает, что в представлении не указаны конкретные нормы законодательства, которые нарушили должностные лица; представление содержит неясность по поводу срока его исполнения; в представлении отсутствуют ссылки на какой-либо нормативный правовой акт, запрещающий сотрудникам Военного комиссариата при осуществлении своих задач и полномочий в рамках реализации требований пенсионного законодательства Российской Федерации в вопросах назначения, перерасчета, приостановления и прекращения выплаты пенсий осуществлять проверки нахождения пенсионеров по месту их жительства (регистрации), путем посещения указанного пенсионером в заявлении о назначении пенсии адреса для проверки достоверности сведений; в материалах надзорного производства военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения прав Стукалова Д.Н.

Решением суда административные исковые требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционном представлении просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов представления указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права. Полагает, что в компетенцию сотрудников Военного комиссариата не входит проверка достоверности сведений, представленных военным пенсионером, по поводу его реального места жительства с целью выплаты пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента. Указывает, что сведения о трудоустройстве Стукалова Д.Н. в г. Анапе не нашли своего подтверждения.

В возражениях на апелляционное представление административный истец выражает согласие с решением суда.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Рудь Н.С. доводы апелляционного представления поддержал, представитель административного истца Кирпичникова М.А. против доводов апелляционного представления возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления и возражений на него, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2002-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 предусматривает, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, с 13.08.2014 Стукалов Д.Н. в силу положений Закона Российской Федерации от 12.02.1993 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации № 4468-I) состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Республики Карелия и является получателем пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента.

30.04.2019 Военным комиссаром Республики Карелия вынесено требование об организации проверки по фактическому месту проживания пенсионера Минобороны России Стукалова Д.Н.

05.07.2019 в адрес административного истца поступили сведения о трудоустройстве Стукалова Д.П. с мая 2019 г. в г. Анапа ((...)), в связи с этим была инициирована проверка по подтверждению фактического места жительства Стукалова Д.Н. на территории г. Петрозаводска с целью обоснованности применения районного коэффициента к пенсии.

21.08.2019, 26.09.2019 начальником отделения социального пенсионного обеспечения военного комиссариата г. Петрозаводск Республики Карелия Тесеевой Л.Я. осуществлялись проверки фактического места жительства Стукалова Д.Н. с составлением актов, утвержденных военным комиссаром г. Петрозаводска Республики Карелия.

На основании заявлений Стукалова Д.Н. (от (...), (...), (...)) военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона с привлечением специалистов Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата г. Петрозаводска Республики Карелия законодательства о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы.

24.10.2019 по итогам проверки военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона военному комиссару Республики Карелия внесено оспариваемое представление.

25.11.2019 административный истец обратился с административным иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом представлении не изложены конкретные указания на необходимость совершения определенных действий по выявленному в отношении заявителя нарушению с целью исполнения представления, не указаны конкретные нарушенные нормы законодательства, не ясен срок его исполнения.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации № 4468-I.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (часть 1 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-I).

Часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-I предусматривает, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 Закона Российской Федерации № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

И федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н, подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации № 4468-1 применению к сложившимся правоотношениям, предусмотрено право пенсионного органа проводить проверку достоверности документов, необходимых на назначения, перерасчета пенсии.

Согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации № 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона Российской Федерации № 4468-I размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, сохраняется при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства только в отношении пенсионеров, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет.

В силу пунктов 2 и подпункта 39 пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из основных задач военных комиссариатов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления, Военному комиссариату законом предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, необходимых для назначения, перерасчета пенсии. Следовательно, возложение в оспариваемом представлении на Военный комиссариат обязанности прекратить проведение проверок в отношении пенсионеров в части нахождения пенсионеров по месту жительства (регистрации) не соответствует требованиям закона, судом первой инстанции в указанной части представление обоснованно признано незаконным.

При этом судебная коллегия учитывает, что гражданин Стукалов Д.Н., чье обращение в прокуратуру Петрозаводского гарнизона послужило основанием для внесения в адрес Военного комиссариата оспариваемого представления, 02.03.2020, то есть после проведения проверок его места жительства, обратился к Военному комиссару Темрюксого района и города-курорта Анапа для истребования из военного комиссариата г. Петрозаводска пенсионного дела для продления выплаты пенсии в связи с переездом к новому месту жительства (Анапский район, (...)).

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционного представления не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.12.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление административного ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационная жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1140/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ Военный комиссариат
Ответчики
военная прокуратура Петрозаводского гарнизона
Военный прокурор Петрозаводского гарнизона подполковник юстиции Дзёган А.В.
Другие
Стукалов Дмитрий Николаевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
05.03.2020Передача дела судье
16.04.2020Судебное заседание
26.06.2020Производство по делу возобновлено
29.06.2020Судебное заседание
13.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2020Передано в экспедицию
29.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее