Судья Картавых М.Н. |
№ 33а-1140/2020 (10RS0011-01-2019-011085-09) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29.06.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Щепалова С.В., Сильченко Р.П.
при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.12.2019 по административному делу № 2а-8444/2019 по административному исковому заявлению ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным представления военного прокурора Петрозаводского гарнизона в части.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее – Военный комиссариат) обратилось с административным иском о признании незаконным представления военного прокурора Петрозаводского гарнизона от 24.10.2019 № 4781 в части пункта 2 представления, возложившего на Военный комиссариат обязанность «принять исчерпывающие меры, направленные на устранение указанных в настоящем представлении нарушений закона. В этих целях рассмотреть вопрос о прекращении проведения в отношении пенсионеров проверок их нахождения по месту жительства (регистрации) путем посещения, истребования дополнительных, не предусмотренных законодательством сведений и документов». В обоснование иска Военный комиссариат указывает, что в представлении не указаны конкретные нормы законодательства, которые нарушили должностные лица; представление содержит неясность по поводу срока его исполнения; в представлении отсутствуют ссылки на какой-либо нормативный правовой акт, запрещающий сотрудникам Военного комиссариата при осуществлении своих задач и полномочий в рамках реализации требований пенсионного законодательства Российской Федерации в вопросах назначения, перерасчета, приостановления и прекращения выплаты пенсий осуществлять проверки нахождения пенсионеров по месту их жительства (регистрации), путем посещения указанного пенсионером в заявлении о назначении пенсии адреса для проверки достоверности сведений; в материалах надзорного производства военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения прав Стукалова Д.Н.
Решением суда административные исковые требования удовлетворены.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционном представлении просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов представления указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права. Полагает, что в компетенцию сотрудников Военного комиссариата не входит проверка достоверности сведений, представленных военным пенсионером, по поводу его реального места жительства с целью выплаты пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента. Указывает, что сведения о трудоустройстве Стукалова Д.Н. в г. Анапе не нашли своего подтверждения.
В возражениях на апелляционное представление административный истец выражает согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Рудь Н.С. доводы апелляционного представления поддержал, представитель административного истца Кирпичникова М.А. против доводов апелляционного представления возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления и возражений на него, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2002-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 предусматривает, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, с 13.08.2014 Стукалов Д.Н. в силу положений Закона Российской Федерации от 12.02.1993 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации № 4468-I) состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Республики Карелия и является получателем пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента.
30.04.2019 Военным комиссаром Республики Карелия вынесено требование об организации проверки по фактическому месту проживания пенсионера Минобороны России Стукалова Д.Н.
05.07.2019 в адрес административного истца поступили сведения о трудоустройстве Стукалова Д.П. с мая 2019 г. в г. Анапа ((...)), в связи с этим была инициирована проверка по подтверждению фактического места жительства Стукалова Д.Н. на территории г. Петрозаводска с целью обоснованности применения районного коэффициента к пенсии.
21.08.2019, 26.09.2019 начальником отделения социального пенсионного обеспечения военного комиссариата г. Петрозаводск Республики Карелия Тесеевой Л.Я. осуществлялись проверки фактического места жительства Стукалова Д.Н. с составлением актов, утвержденных военным комиссаром г. Петрозаводска Республики Карелия.
На основании заявлений Стукалова Д.Н. (от (...), (...), (...)) военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона с привлечением специалистов Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата г. Петрозаводска Республики Карелия законодательства о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы.
24.10.2019 по итогам проверки военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона военному комиссару Республики Карелия внесено оспариваемое представление.
25.11.2019 административный истец обратился с административным иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом представлении не изложены конкретные указания на необходимость совершения определенных действий по выявленному в отношении заявителя нарушению с целью исполнения представления, не указаны конкретные нарушенные нормы законодательства, не ясен срок его исполнения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации № 4468-I.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (часть 1 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-I).
Часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-I предусматривает, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Закона Российской Федерации № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
И федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н, подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации № 4468-1 применению к сложившимся правоотношениям, предусмотрено право пенсионного органа проводить проверку достоверности документов, необходимых на назначения, перерасчета пенсии.
Согласно части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации № 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона Российской Федерации № 4468-I размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, сохраняется при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства только в отношении пенсионеров, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет.
В силу пунктов 2 и подпункта 39 пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из основных задач военных комиссариатов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления, Военному комиссариату законом предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, необходимых для назначения, перерасчета пенсии. Следовательно, возложение в оспариваемом представлении на Военный комиссариат обязанности прекратить проведение проверок в отношении пенсионеров в части нахождения пенсионеров по месту жительства (регистрации) не соответствует требованиям закона, судом первой инстанции в указанной части представление обоснованно признано незаконным.
При этом судебная коллегия учитывает, что гражданин Стукалов Д.Н., чье обращение в прокуратуру Петрозаводского гарнизона послужило основанием для внесения в адрес Военного комиссариата оспариваемого представления, 02.03.2020, то есть после проведения проверок его места жительства, обратился к Военному комиссару Темрюксого района и города-курорта Анапа для истребования из военного комиссариата г. Петрозаводска пенсионного дела для продления выплаты пенсии в связи с переездом к новому месту жительства (Анапский район, (...)).
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционного представления не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.12.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление административного ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационная жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи