дело № 2-530/2023

25 RS 0030-01-2023-001113-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2023 года                                                                            пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                                        Синенко И.С.,

при секретаре                                                                             Ромашкиной Е.Н.,

с участием прокурора                                   Ситак Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Хасанского района в интересах Арямовой Раисы Романовны к Министерству здравоохранения Приморского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Хасанская центральная районная больница» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

и.о. прокурора Хасанского района в интересах Арямовой Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Приморского края, КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница», в обоснование заявленных требований указал, что Арямова Р.Р., являясь инвалидом 3 группы, страдает сахарным диабетом 2 типа и сопутствующими заболеваниями. Жизненно необходимым лекарственным препаратом при заболевании сахарным диабетом является инсулин. С 01.01.2023 года краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хасанская центральная районная больница» прекратило выдачу Арямовой Р.Р. рецептов на бесплатное получение инсулина в связи с ее отказом от обеспечения необходимыми лекарственными препаратами с заменой данной социальной услуги на соответствующую выплату.

Арямова Р.Р., несмотря на получение ею соответствующей выплаты вместо социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», как лицо, страдающее сахарным диабетом, имеет право на бесплатное получение препаратов инсулина, медицинских изделий и средств диагностики для лечения сахарного диабета 2 типа за счет бюджета Приморского края. Соответственно КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» обязано выписывать Арямовой Р.Р. рецепты на бесплатное получение инсулина и изделий медицинского назначения: инсулиновые шприцы, иглы к ним и средства диагностики, этиловый спирт (100 гр. в месяц), а Министерство здравоохранения Приморского края обеспечивать оплату указанных медицинских препаратов, изделий и средств диагностики, за счет средств краевого бюджета.

Социальные права Арямовой Р.Р. в части обеспечения лекарственными препаратами были нарушены, однако Арямова Р.Р. в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит суд Министерство здравоохранения Приморского края обеспечить финансирование из средств краевого бюджета на закупку инсулина и изделий медицинского назначения – инсулиновые шприцы, иглы к ним и средства диагностики, этилового спирта для выписки их пациентке Арямовой Р.Р.; обязать КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» на постоянной основе выписывать Арямовой Р.Р. рецепты на бесплатное получение инсулина и изделий медицинского назначения: инсулиновые шприцы, иглы к ним и средства диагностики, этиловый спирт.

В судебном заседании помощник прокурора Хасанского района поддержала требования заявления по основаниям в нем изложенным.

Представители ответчиков Министерства здравоохранения Приморского края и КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались судом.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст.ст. 2, 20, 39 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья жизни граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

Статьей 29 данного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 такой перечень утвержден, в него включен, в том числе сахарный диабет.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти; субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы    государственных    гарантий    бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

         В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 года № 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Программа), в её разделе II «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана, в том числе высокотехнологическая медицинская помощь, включающая заместительную инсулиновую терапию системами постоянного подкожной инфузии (инсулиновая помпа), оказываемая гражданам, согласно разделу III Программы « еречень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в том числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

При этом организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

В Перечне (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Администрации Приморского края от 28.12.2022 № 922-пп утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

Данной Программой также предусмотрен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный перечень, в том числе входят инсулин содержащие препараты.

Пунктом 4 постановления Правительства № 890 установлено, что обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению бесплатно, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.02.2006 № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой».

При этом в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.02.2006 № 489-ВС указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

В тоже время, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, что предусмотрено п. 3 ст. 6.3 Федерального закона 178-ФЗ).

Вместе с тоем, исходя из приведенных нормативных положений отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»», не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N 890, которым препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.

Из материалов дела следует, что Арямова Р.Р., является инвалидом 3 группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ - 2004                       № 3010229, страдает сахарным диабетом 2 типа и сопутствующими заболеваниям (нефропатией, дистальная диабетическая сенсо-моторная полинейропатия нижних конечностей, гипертоническая болезнь, остеохондроз, ожирение (Эпикриз из медицинской карты стационарного больного № 2022/ТО – 742 КГБУЗ «Хасанская центральная районная больница»).

Из представленной информации КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» Арямовой Р.Р. рекомендовано лечение: инсулинотерапия, ей назначен инсулин 2 видов: инсулин «Аспарт» (короткого действия) и «Гларгин (Туджио)» (длительного действия), таблетки «Джардинс» не выписываются.

Таким образом, Арямова Р.Р. входит в категорию лиц, перечисленную в постановлении Правительства РФ № 890, а также имеет заболевание из перечня, содержащегося в указанном постановлении.

    Судом установлено, что с 01.01.2023 года КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» отказало Арямовой Р.Р. в выдаче жизненно необходимых препаратов – противодиабетических лекарственных средств, медицинских изделий и средств диагностики для лечения диагностированного у нее социально значимого заболевания – сахарного диабета 2 типа. Отказ мотивирован тем, что по данным ГУ – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, Арямова Р.Р. числится в региональном сегменте Федерального реестра лиц, имеющих право на государственную помощь, но отказалась от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения.

Из ответа КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» на обращение Арямовой Р.Р. следует, что ответчиком признается право пациентки на получение лекарственных препаратов на льготных условиях, несмотря на получение соответствующей выплаты вместо социальной услуги, однако в настоящее время КГБУЗ «Хасанская ЦРБ» не имеет технической возможности выписывать ей рецепты на бесплатное получение инсулина и изделий медицинского назначения, так как Министерством здравоохранения Приморского края по пациентке Арямовой Р.Р. закрыт доступ в программе ПК МИАЦ.

Как следует из ответа министерства здравоохранения Приморского края от 21.03.2023 года, на обращение Арямовой Р.Р., гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь по Федеральному закону от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и оформившим отказ в пользу денежной выплаты, набор социальных услуг (в том числе в качестве лекарственного обеспечения) не предоставляется.

При этом ссылка ответчика – министерства здравоохранения Приморского края в вышеуказанном ответе на положения ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» не может быть принята во внимание, поскольку указанной нормой определяется порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты при наличии у инвалида одновременно права на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается.

Статьей 12 закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», предусмотрено, что лица, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, обеспечиваются лекарственными препаратами на льготных условиях в рамках территориального перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Порядок предоставления лекарственных препаратов на льготных условиях гражданам Российской Федерации, страдающим социально значимыми    заболеваниями,    утвержден    Постановлением    Губернатора Приморского края от 08.07.2005 № 131-пг, в соответствие с которым граждане,       страдающие       социально       значимыми       заболеваниями, обеспечиваются лекарственными препаратами бесплатно в соответствии с назначением врача.

Арямова Р.Р., несмотря на получение ею соответствующей выплаты, вместо социальной услуги, по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», как лицо, страдающее сахарным диабетом, имеет право на бесплатное получение препаратов инсулина, медицинских изделий и средств диагностики для лечения сахарного диабета 2 типа, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 890.

При таких обстоятельствах, с целью восстановления прав Арямовой Р.В. на лекарственное обеспечение инсулином и изделиями медицинского назначения, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 890, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст.212 ГПК РФ, суд вправе по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Прокурором заявлено требование о немедленном исполнении решения суда. Учитывая, что Арямова Р.Р. нуждается в постоянном приеме лекарственных средств, суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                                р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.07.1994 ░░░░ № 890.

░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.07.1994 ░░░░ № 890.

         ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

               ░░░░░                                             ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░ 03.07.2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-530/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Арямова Раиса Романовна
прокурор Хасанского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Приморского края
КГБУЗ " Хасанская ЦРБ"
Суд
Хасанский районный суд Приморского края
Судья
Синенко Илья Сергеевич
Дело на сайте суда
hasansky.prm.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Подготовка дела (собеседование)
26.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее