Дело 2-478/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 декабря 2018 года пгт. Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Чемис Е.В.,
при секретаре Бодриной Ю.В.,
с участием истца помощника прокурора Смирныховского района Пильтяй Р.В., Кузнецовой С.Л., представителя администрации МО ГО «Смирныховский» Гончарук Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Смирныховского района в интересах Кузнецовой Светланы Леонидовны к администрации МО ГО «Смирныховский» о предоставлении жилого помещения вне очереди,
у с т а н о в и л:
14 ноября 2018 года прокурор Смирныховского района Сахалинской области в интересах Кузнецовой С.Л. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди.
В обоснование иска указано, что Кузнецова С.Л. зарегистрирована в <адрес>; заключением межведомственной комиссии № 336/15 от 19.08.2015 года вышеуказанный дом признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции по причине полного разрушения. Кузнецова С.Л. признана малоимущей в целях постановки в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма и включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного, просит суд на администрацию МО ГО «Смирныховский» возложить обязанность предоставить Кузнецовой С.Л. вне очереди благоустроенное жилое помещение в <адрес> по договору социального найма, отвечающее всем установленным санитарно-техническим требованиям и равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади не менее <данные изъяты>.
В суде участвующий в деле прокурор Пильтяй Р.В. и Кузнецова С.Л. иск поддержали; ответчик представитель администрации МО ГО «Смирныховский» Гончарова Н.Л. иск не признала, пояснив, что в настоящее время нет свободных жилых помещений.
Выслушав истца Пильтяй Р.В. и Кузнецову С.Л., представителя администрации МО ГО «Смирныховский» Гончарову Н.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч.1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что по делам, где жилое помещение признано непригодным для проживания, предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площадью, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (п. 37)
Из приведенных норм в их взаимосвязи следует, что право на предоставление жилых помещения по договору социального найма вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ признается за гражданами при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, т.е. при условии, что эти граждане в установленном порядке признаны малоимущими, являются нуждающимися в жилом помещении и состоят на учете в качестве таковых.
В судебном заседании установлено, что Кузнецова С.Л. зарегистрирована в <адрес>, общей площадью - <данные изъяты>,, в том числе жилой - <данные изъяты>. Данное жилое помещение было предоставлено Кузнецовой С.Л. на основании договора социального найма.
Согласно заключению межведомственной комиссии № 336/15 от 19.08.2015 года <адрес> полностью разрушен.
Постановлением администрации МО ГО «Смирныховский» от 30.07.2018 года № 745 Кузнецова С.Л. признана малоимущей в целях постановки в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма.
Постановлением администрации МО ГО «Смирныховский» от 19.09.2018 года № 925 Кузнецова С.Л. по составу семьи из 1 человека включена в список граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также включена в список граждан на внеочередное предоставления жилья.
Согласно справке КУМС администрации МО ГО «Смирныховский», <адрес> в реестре муниципальной собственности не состоит.
Как следует из сообщения администрации МО ГО «Смирныховский» спорный дом не включен в муниципальную программу в связи с тем, что жилое помещение обследовано без привлечения специализированной организации.
Однако, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности предоставить жилое помещение истцу и его семье вне очереди в силу следующего.
В соответствии с п. 42, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в определении от 05 марта 2009 года №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий граждан, не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что акт и заключение межведомственной комиссии о признании дома разрушенным в установленном порядке незаконными не признавались, а факт не включения спорного жилого помещения в муниципальную программу по переселению не освобождает ответчика от обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение, поскольку предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, так как это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди.
Довод представителя администрации МО ГО «Смирныховский» Гончарук Н.Л. о невозможности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение в связи с отсутствием свободного жилого фонда является несостоятельным, поскольку отсутствие свободных жилых помещений не является основанием для неисполнения администрацией возложенных на них жилищным законодательством обязанностей.
В связи с тем, что спорное жилое помещение признано разрушенным, истец признан и состоит на учете в Администрации МО ГО «Смирныховский» как малоимущий, а также как нуждающийся в жилых помещениях, иного жилья пригодного для проживания он не имеют, учитывая требования ст. 89 ЖК РФ о том, что предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площадью, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Смирныховского района в интересах Кузнецовой Светланы Леонидовны к администрации МО ГО «Смирныховский» о предоставлении жилого помещения вне очереди, удовлетворить.
На администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области возложить обязанность предоставить Кузнецовой Светлане Леонидовне вне очереди жилое помещение в черте села <адрес>, по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта и равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площадью не менее 36 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Чемис
Решение в окончательной форме принято 4.12.2018 г.