Решение по делу № 66а-1094/2021 от 01.09.2021

УИД 42OS0000-01-2021-000142-86

№ 66а-1094/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

          г. Новосибирск                                                 07 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Захарова Е.И.,

судей Ненашевой Е.Н., Роженцевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№3а-133/2021) по административному исковому заявлению ООО «Колос» о признании недействующими в части Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы»,

по апелляционной жалобе Правительства Кемеровской области - Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 18 июня 2021 года,

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., пояснения представителя Правительства Кемеровской области – Кузбасса Ищенко К.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы (далее – Порядок).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03 мая 2017 № 189 внесены изменения в постановление № 62 (далее – постановление № 189).

Пунктом 1.9 Приложения № 2 к Порядку утвержден Перечень коэффициентов, учитывающих условия использования земельных участков, применяемых для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово. Для земельных участков, переданных в субаренду, земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц установлен коэффициент 1,2.

Общество с ограниченной ответственностью «Колос» (далее – ООО «Колос», Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.9 Постановления № 189 в части применения коэффициента, учитывающего особые условия использования – 1,2 за земельные участки под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических и юридических лиц.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ООО «Колос» является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности. Общество оплачивало арендные платежи на основании уведомления № 3 от 09 марта 2011 года, которые были определены на основании отчёта об оценке рыночной величины арендной платы от 28 февраля 2011 года. Впоследствии предупреждением Комитета по управлению государственного имущества Кузбасса о необходимости возмещения стоимости неосновательного обогащения от 10 декабря 2020 года административный истец уведомлён о необходимости погашения задолженности арендной платы, размер которой рассчитан по формуле, установленной Постановлением № 62 и с применением коэффициента, учитывающего особые условия 1,2. Полагает, что установленный коэффициент, учитывающий особые условия использования - 1,2, за земельные участки под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, является экономически необоснованным, поскольку земельный участок имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли. Фактически на участке расположен торговый комплекс – рынок «Колос», следовательно, устанавливая коэффициент вида разрешенного использования, уполномоченный орган должен был учитывать фактор передачи объектов недвижимости в аренду, исходя из вида разрешенного использования. Также считает, что введение отдельного коэффициента является необоснованным, так как этот фактор должен учитываться при определении коэффициента вида разрешённого использования и коэффициента базовой доходности.

Решением Кемеровского областного суда от 18 июня 2021 года признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденному постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 в части установления коэффициента, учитывающего условия использования земельных участком под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц. С Правительства Кемеровской области – Кузбасса в пользу ООО «Колос» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На указанное решение Правительством Кемеровской области - Кузбасса подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает о необходимости применения специального коэффициента Ку, учитывающего условия использования земельного участка при передаче его в пользование третьим лицам. Судом не учтено обоснование размера коэффициента при вынесении решения. Также ссылается на судебную практику Кемеровского областного суда, согласно которой суды не ставят под сомнение законность повышающего коэффициента при передаче земельного участка под аренду.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца, прокурором, участвующим в деле представлены возражения, в которых просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Кемеровской области – Кузбасса Ищенко К.С., являющаяся также представителем Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса и участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель административного истца ООО «Колос» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Из подпункта 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

27 февраля 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области принят Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы. В соответствии с пунктом 2.8 Порядка размер арендной платы за использование земельных участков определяется по формуле: А = УПКС x Кв x Ку x Ки x Кб x S / П, где: А - размер арендной платы; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который представляет собой частное от деления кадастровой стоимости земельного участка на площадь данного земельного участка; Кв - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Ку - коэффициент, учитывающий условия использования; Ки - коэффициент или произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленные пунктом 2 настоящего постановления; Кб - коэффициент базовой доходности (поправочный коэффициент); S - площадь земельного участка или площадь доли земельного участка; П - количество периодов внесения арендной платы в году.

В силу подпункта 8 статьи 3 Закона Кемеровской области от 4 июля 2002 года № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» (на дату принятия оспариваемого постановления) Коллегия Администрации Кемеровской области устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Кемеровской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 принято в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы и порядка принятия, предусмотренного статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 года № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления), опубликовано в соответствии с требованиями указанного закона.

Из материалов дела следует, что 31 марта 2005 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района (арендодатель) и ООО «Колос» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 00-2111-ю/с (далее - договор), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> для использования в целях: для размещения сельскохозяйственного торгово-промышленного комплекса, торговых мест по реализации сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, а также для организации выставок-ярмарок, сроком аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы за участок составляет 125887,3 рублей.

Изменение размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке, в случае принятия законов и иных нормативных актов уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающих или изменяющих порядок расчета арендной платы или земельного налога (пункт 3.4 договора).

Уведомлением Комитета по управлению имуществом Кемеровской области от 09 марта 2011 года изменен размер арендной платы, с 01 января 2011 года арендная плата устанавливается в размере 29 195 рублей 33 копейки в месяц.

Из предупреждения Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 10 декабря 2020 года следует, что полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе – городе Кемерово, возложены на Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса.

Согласно протоколу определения величины арендной платы с 01 января 2020 года арендная плата устанавливается в размере 1000576, 46 рублей. С 01 января 2021 года арендная плата устанавливается в размере 1 037 597,79 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении, при принятии административным ответчиком оспариваемого нормативного акта, принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

В соответствии с данным принципом арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что экономическое обоснование для установления значения коэффициента, учитывающего условия использования «1,2», в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на момент принятия оспариваемого нормативного акта, отсутствовало.

Данных о проведении анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.

Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кемеровского областного суда от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кемеровской области - Кузбасса – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 08 октября 2021 года

66а-1094/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью Колос
Ответчики
Правительство Кемеровской области-Кузбасса
Другие
Комитет по управлению государственнным имуществом Кузбасса
Прокуратура Кемеровской области
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
5ap.sudrf.ru
01.09.2021Передача дела судье
07.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Передано в экспедицию
07.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее