Дело № 2-216/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года г. Невель
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.Е.,
при секретаре Ещенко Н.В.,
с участием ст. помощника Невельского межрайонного прокурора Иванова В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невельского межрайонного прокурора в интересах Полянской А.А. к Администрации Невельского района Псковской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Невельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Полянской А.А. с иском к Администрации Невельского района Псковской области, в котором просит обязать ответчика предоставить Полянской А.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее 25 кв.м на территории <адрес>.
В обоснование требований указано, что в ходе проведённой прокуратурой проверки по обращению Полянской А.А. по вопросу обеспечения жильем было установлено, что с <адрес> года Полянская А.А. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Полянская А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Собственником, а также членом семьи собственника указанного жилого помещения, Полянская А.А. не является. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полянская А.А. обучалась в ** расположенном в городе <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении. Приказом ТУ Невельского района ГГУСЗН Псковской области ДД.ММ.ГГГГ ** Полянская А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением и имеет право на обеспечение жилым помещением по месту проживания. На основании положений ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 и 2 Закона Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит заявленные требования удовлетворить. Прокурор полагает, что право предоставления жилого помещения указанной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения за счет субвенций в областном бюджете. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан относится к обязанности Администрации Невельского района, не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет.
В судебном заседании прокурор, действующий в интересах Полянской А.А., заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил возложить на Администрацию Невельского района обязанность по предоставлению Полянской А.А. благоустроенное жилье в соответствии с действующим законодательством, за счет средств субъекта
Истец Полянская А.А. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Представитель ответчика - Администрации Невельского района Псковской области Тарасенко М.В., с иском не согласилась, пояснив, что Администрация Невельского района наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Данные государственные полномочия Администрация района осуществляет в пределах средств, которые предоставляются из бюджета Псковской области в бюджет МО «Невельский район». Администрация района приобретает жилые помещения в пределах ежегодного списка, который формирует Территориальный отдел Невельского района ГГУСЗН Псковской области. В Администрации Невельского района отсутствуют собственные денежные средства на приобретение жилых помещений указанной категории граждан.
Представитель третьего лица - Администрации Псковской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В возражении на иск указал, что требования Невельского межрайонного прокурора не соответствуют нормам материального права, поскольку реализация права истца должна осуществляться в установленном порядке, регламентированном Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 года, которым предусмотрено, что помещения предоставляются указанным категориям лиц в соответствии со Списком детей-сирот исходя из объёмов средств областного бюджета. Указанные средства предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления. Размер выделяемых средств определяется исходя из финансовой возможности Псковской области. Указанные лимиты бюджетных средств доходят до их получателей в полном объеме в установленном бюджетным законодательством порядке.
Представитель третьего лица - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (ГГУСЗН Псковской области), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил возражение на исковое заявление, из которого следует, что требования истца незаконны, поскольку фактически являются требованиями о внеочередном обеспечении истца жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст.7 Закона области №1241-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список, который формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства. На ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Полянской А.А. в Списке – **. Полагает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих в Списке и представивших документы в органы опеки и попечительства ранее Полянской А.А.
Представитель третьего лица - Территориального отдела Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Преснякова Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований. Считает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих в Списке, и представивших документы в органы опеки и попечительства ранее Полянской А.А. Пояснила, что в настоящее время Полянской А.А. частично возмещаются расходы за аренду жилого помещения.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Установлено, что Полянской А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отнесена к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку её единственный родитель – М.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-50).
Согласно копии паспорта (л.д. 45) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Полянская А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой УФМС России по Псковской области в Невельском районе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51). Правообладателями указанного жилого помещения являются М.В.А. и М.С.В. (копия выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на л.д.38; копия справки Невельского отдела Государственного предприятия Псковской области «Бюро технической инвентаризации» ** от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 39; копия технического паспорта домовладения на л.д. 54-64).
В соответствии с договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-15) и актом приема передачи жилого помещения (л.д.16-17) Полянская А.А. является нанимателем жилого дома № ** по ул. <адрес> области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Права на имеющиеся (имевшиеся) у Полянской А.А. объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации не зарегистрированы (л.д.23,33).
Приказом ТУ Невельского района ГГУСЗН Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ ** Полянская А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением (л.д.32).
Решением жилищной комиссии Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола **) Полянская А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.52-53).
В ДД.ММ.ГГГГ году Полянская А.А. окончила МОУ Опухликовская средняя общеобразовательная школа Невельского района Псковской области и получила аттестат об основном общем образовании (л.д. 37). Согласно справке ГБПОУ Псковской области «Невельский многопрофильный техникум» ** от ДД.ММ.ГГГГ Полянская А.А. действительно являлась студентом дневного отделения и на находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).
В ДД.ММ.ГГГГ года Полянская успешно освоила образовательную программу среднего профессионального образования и получила диплом (л.д. 34).
Согласно копии свидетельства о рождении (л.д. 30) Полянская А.А. является матерью П.Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В материалах гражданского дела имеется копия заявления Полянской А.А. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес органа опеки и попечительства Невельского района с просьбой обеспечить жилым помещением в <адрес> (л.д. 44).
В суде установлено, до настоящего времени право Полянской А.А. на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке не реализовано, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её порядковый номер в списке –** (л.д.21-22), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её номер в списке – **.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет переданы органам местного самоуправления (п.2 ч.1 ст.1 Закона). При этом государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований (ч.2 ст.1 Закона).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ)лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1п.1 ст.8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 ст.8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.3 ст.8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (абз.2 п.3 ст.8).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).
Исходя из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-0З (ред. от 29.12.2014) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка -определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование указанного списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очерёдности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.
Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанная выше правовая позиция, изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 №7-КГ14-2, от 12.08.2014 №86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014.
В силу п.1 ст.4 и п.1 ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-0З дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.
Суд отклоняет доводы лиц, участвующих в деле, о том, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных граждан, включенных в список ранее Полянской А.А., поскольку в силу ч.1 ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании изложенного суд находит доводы ответчика и третьих лиц необоснованными, требования Невельского межрайонного прокурора в интересах Полянской А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Невельского межрайонного прокурора в интересах Полянской А.А. удовлетворить.
Возложить на Администрацию Невельского района Псковской области обязанность по предоставлению Полянской А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 2 августа 2018 года.
Судья Л.Е.Смирнова