Решение по делу № 2а-383/2021 от 26.11.2020

Дело № 2а-383/2021

47RS0014-01-2020-002197-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Приозерск                                                                       15 апреля 2021 г.

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего Левичевой Н.С.

при ведении протокола помощником судьи ФИО3,

с участием административного истца Кленовой В.Н., ее представителя Кондратович Е.Л., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Михалевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кленовой В.Н. к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании осуществить действия, направленные на обустройство (строительство) подъездной дороги к земельному участку,

установил:

Кленова В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, в котором просит признать незаконным бездействие административных ответчиков и обязать административных ответчиков осуществить действия, направленные на обустройство (строительство) подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером и расположенному на нем жилому дому с кадастровым номером по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 является собственником указанных земельного участка и жилого дома. Проход к дому и участку осуществлялся по лесному массиву, огибая скалу и озеро Рябчиково, от автобусной остановки «Новая Нива» с трассы А-121. Подъезд осуществлялся через лесную (полевую) дорогу с выездом на трассу А-121 в районе остановки «Белокаменка». Данный подъезд к земельному участку и жилому дому сложился исторически за счет земель общего пользования. В связи с реконструкцией автомобильной дороги А-121 «Сортавала», а именно при строительстве нового участка дороги от Приозерска до Белокаменки, съезд к объектам недвижимости не был предусмотрен проектной документацией. Новая дорога проходит в 30 м от участка административного истца и перекрывает имеющийся проезд к дому, в полосе отвода располагаются глубокие водоотводные кюветы (канавы), поэтому пройти либо заехать на земельный участок невозможно. На расстоянии 300 м от земельного участка предусмотрена площадка для отдыха транспортных средств, однако съезда к участку нет и со стороны данной площадки. Таким образом, административный истец не может подъехать к жилому дому и земельному участку. Продукты питания, вещи и предметы, необходимые для жизнедеятельности и благоустройства земельного участка и дома, в том числе крупногабаритные, тяжеловесные, дрова для топки, приходится переносить вручную по тропе от старой трассы. Кроме того, в связи с отсутствием подъезда к дому не может подъехать специальный транспорт служб пожарной безопасности и скорой помощи, что нарушает конституционное право административного истца на обеспечение безопасных условий жизни, охрану здоровья и медицинскую помощь. Дом и земельный участок были приобретены ФИО2 до реконструкции трассы (строительства нового участка), и к дому имелся подъезд. Фактическое отсутствие в настоящий момент подъездной дороги к жилому дому и земельному участку является подтверждением бездействия ответчиков, которые обязаны обустроить (построить) подъездную дорогу к дому и земельному участку, так как отсутствие подъезда к участку и дому является препятствием в пользовании объектами недвижимости. Обращения административного истца к ответчикам положительного результата не дали. (т. 1 л.д. 4-6, 24-26)

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Северо-Запад»). (т. 2 л.д. 86)

В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик администрация муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области указывает, что является ненадлежащим административным ответчиком. (т. 1 л.д. 57-58)

Административный ответчик администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в отзыве на административный иск в удовлетворении заявленных требований просит отказать в связи с их необоснованностью. (т. 3 л.д. 24-29)

В возражениях на административный иск заинтересованное лицо         ФКУ Упрдор «Северо-Запад» указывает, что в связи со строительством и реконструкцией автомобильной дороги А-121 были проведены публичные слушания по предварительному согласованию места размещения объекта. После соблюдения всех процедур по согласованию проекта строительства и реконструкции объекта ФКУ Упрдор «Северо-Запад» был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта с выполнением работ по разработке рабочей документации. В ноябре 2019 года было подписано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Кленова В.Н. обращалась в ФКУ Упрдор «Северо-Запад» по поводу отсутствия подъезда к ее дому и земельному участку только на этапах завершения строительства и реконструкции объекта и после его ввода в эксплуатацию. (т. 2 л.д. 119-121)

В судебном заседании административный истец Кленова В.Н., ее представитель Кондратович Е.Л. поддержали административные исковые требования, просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Михалева И.Н. в удовлетворении административного иска просила отказать, поддержала позицию, изложенную в отзыве на иск.

Административный ответчик администрация муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направила. (т. 3 л.д. 53)

Заинтересованное лицо ФКУ Упрдор «Северо-Запад», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. (т. 3 л.д. 55)

Заслушав объяснения административного истца Кленовой В.Н., ее представителя Кондратович Е.Л., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Михалевой И.Н., исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Кленова В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером . (т. 2 л.д. 103-107, 108-114)

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером является ранее учтенным земельным участком и поставлен на государственный кадастровый учет 30 июня 2006 г. Право собственности на земельный участок за ФИО2 зарегистрировано 8 июня 2017 г. на основании постановления главы администрации п. Кузнечное от 12 апреля 1994 г. и постановления администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 9 июня         2016 г. . (т. 1 л.д. 212-229, т. 2 л.д. 183-235)

Жилой дом с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом 1940 года постройки и поставлен на государственный кадастровый учет 12 декабря 2018 г. Право собственности Кленовой В.Н. на жилой дом зарегистрировано 28 января 2019 г.

Из выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 22 января 2013 г., земельный участок с кадастровым номером относится к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). (т. 1 л.д. 186-189)

Ведущим специалистом отдела землепользования управления по градостроительству, землепользованию и муниципальному имуществу администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области с участием главы администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, заместителя отдела развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в присутствии Кленовой В.Н. проведен осмотр территории вблизи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о чем составлен акт осмотра земельного участка от 25 марта 2021 г. (т. 3 л.д. 43-46)

Согласно указанному акту осмотром установлено, что земельный участок расположен вблизи автомобильной дороги А-121 «Сортавала», расстояние до земельного участка 60 м. Имеются металлические отбойники, кювет глубиной более 2 м, забор из сетки рабицы. Съезд с автомобильной дороги отсутствует. С севера подъезд со стороны автомобильной дороги «Сортавала» старое направление, отсутствует.

По вопросу отсутствия подъезда к земельному участку с кадастровым номером Кленова В.Н. направляла письменные обращения в администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, администрацию муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. (т. 1 л.д. 27-30, 201-204, т. 3 л.д. 10-17)

Факт отсутствия подъезда к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> подтвержден материалами дела, доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, лицами, участвующими в деле, не представлено.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).

Согласно ст. 1 областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014 г. № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 2 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 данной статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ч. 8, 10 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Часть 1 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

На основании ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.           № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Учитывая изложенные нормы права, принимая во внимание представленные в материалы дела сведения, исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах населенного пункта <адрес> сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что обязательства по осуществлению мероприятий, связанных с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к земельному участку с кадастровым номером , относятся к полномочиям администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

Поскольку обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой дорожной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования земельным участком и расположенным на нем жилым домом, не выполнена, имеются основания для удовлетворения административных исковых требований Кленовой В.Н. в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и возложения на администрацию муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обязанности осуществить мероприятия, связанные с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к земельному участку с кадастровым номером расположенному по адресу: <адрес>

Учитывая приведенные выше выводы, оснований для удовлетворения остальной части административных исковых требований Кленовой В.Н. суд не находит.

Согласно Бюджетному кодексу РФ решение задач и реализация функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования (местного бюджета). При этом, муниципальное образование самостоятельно обеспечивает сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, определяет формы и направления расходования средств бюджетов.

Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов и носит строго целевой характер. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

Исходя из характера возложенных на административного ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда двадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кленовой В.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

Обязать администрацию муниципального образования Севастьяновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в течение двадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, связанные с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству дороги к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Кленовой В.Н. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.

Судья                                                                              Н.С. Левичева

Решение изготовлено в окончательной форме 16 апреля 2021 г.

2а-383/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кленова Вера Николаевна
Ответчики
Администрация МО Севастьяновское сельское поселение
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Другие
ФКУ УПРДОР "Северо-Запад"
Суд
Приозерский городской суд Ленинградской области
Судья
Левичева Надежда Сергеевна
Дело на сайте суда
priozersky.lo.sudrf.ru
26.11.2020Регистрация административного искового заявления
26.11.2020Передача материалов судье
01.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Подготовка дела (собеседование)
15.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2021Предварительное судебное заседание
09.02.2021Подготовка дела (собеседование)
09.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее