Копия дело № 2-2942/2022
УИД 24RS0048-01-2021-014425-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре – Погореловой И.К.,
с участием истца – Бычкова Е.А.,
представителя ответчика – ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Сисюляевой О.О., доверенность от 10.01.2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычкова Егора Андреевича к ФСИН России, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бычков Е.А. обратился в суд с иском к ФСИН России, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированны тем, что приговором Новосибирского областного суда г. Новосибирска ему назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима, в связи с чем, на основании указания ФСИН России истец направлен для отбывания наказания в ГУФСИН РФ по Красноярскому краю. В период с 11.01.2016 года по 14.12.2020 года Бычков Е.А. содержался в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где 29.10.2019 года на основании постановления начальника учреждения привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода в помещение камерного типа (ПКТ), а 19.12.2019 года на основании постановления начальника учреждения водворен в штрафной изолятор сроком на 7 суток. Постановлением начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю 30.12.2019 года привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода ПКТ сроком на два месяца, а постановлением от 03.03.2020 года водворен в ШИЗО на 10 суток. 11 января 2021 года он обратился в прокуратуру Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с требованием признать незаконным и необоснованным постановления начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.12.2019 года и 03.03.2020 года и отменить их, а также признать незаконным содержание его в ПКТ и ШИЗО в указанный период. Информационным письмом Прокурора Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях сообщено, что постановлением прокурора от 01.03.2021 года постановления начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.12.2019 года и 03.03.2020 года отменены. Полагает, что указанными действиями ему были причинены нравственные страдания, просит взыскать с ФСИН России в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 рублей, а также почтовые расходы.
Определением от 20.12.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Определением от 01.02.2022 года к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен начальник ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г.
Определением от 25.05.2022 года к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены сотрудники ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Слепов А.Ю., Игнатов А.Г., Михайлов А.С., Чепкасов Д.С.
В судебном заседании истец Бычков Е.А., принимающий участие посредством ВКС, заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика – ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Сисюляева О.О., действующая на основании доверенности от 10.01.2022 года, в судебном заседании требование не признала, просила в его удовлетворении отказать, т.к. истцом не представлены доказательства причинения ему нравственных и физических страданий.
Представитель ответчика ФСИН России, третьего лица ГУФСИН России по Красноярскому краю, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Третьи лица - начальник ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г., сотрудники ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Слепов А.Ю., Игнатов А.Г., Михайлов А.С., Чепкасов Д.С., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения истца, представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу ч. 5 ст. 117 УПК РФ, К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в помещения камерного типа.
В соответствии с приказом N 295 от 16 декабря 2016 года "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" гл. 24 п. 160 при переводе осужденных из ПКТ в ШИЗО за проступки совершенный в ПКТ, срок их содержания в ШИЗО в срок содержания ПКТ не засчитывается.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические факты: имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены; какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями и на какие нематериальные блага они посягают; в чем выразились нравственные или физические страдания истца; степень вины причинителя вреда.
Таким образом, по делам данной категории, рассматриваемым в порядке искового производства, бремя доказывания причинения вреда, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями и наступившим вредом лежит на истце.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бычков Е.А. приговором Новосибирского областного суда от 15.06.2012г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пп. а,б,в ч. 4 ст. 162, пп. ж,з ч. 2 ст. 105 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет 6 месяцев без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбывания наказания с 18.02.2011г. (т. 2 л.д. 25-31).
11.06.2016г. Бычков Е.А. прибыл в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где находился до 25.02.2016г., впоследствии убыл в ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, 29.02.2016г. вновь прибыл в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю и убыл – 14.12.2020 года в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, что подтверждается справкой по личному делу осужденного (т. 1 л.д. 43-44).
29.10.2019 года Бычков Е.А. постановлением начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г. привлекался к дисциплинарной ответственности в виде перевода в ПКТ на срок два месяца, срок отбытия которого исчислялся с 29.10.2019 года (т. 1 л.д. 52-53).
За совершение 17.12.2019 года в камере ПКТ нарушений установленного порядка отбывания наказания Бычков Е.А. постановлением начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г. от 19.12.2019 года привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения штрафной изолятор (ШИЗО) сроком на 7 суток, начало отбытия срока исчислялось с 19.12.2019 года (т. 1 л.д. 84-85).
После отбытия дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО, Бычков Е.А. вновь переведен в ПКТ для дальнейшего отбытия дисциплинарного взыскания от 29.10.2019 года.
30.12.2019 года постановлением начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г. Бычков Е.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде перевода в ПКТ сроком на 2 месяца (т. 1 л.д. 104-105).
Постановлениями от 01.03.2021г. Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях постановления начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.12.2019г. о применении к Бычкову Е.А. меры взыскания в виде перевода в ПКТ на срок 2 месяца, от 03.03.2020г. о применении к Бычкову меры взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 10 суток отменены (т. 1 л.д. 158, 159).
В связи с отменой постановлений о применении к Бычкову Е.А. мер взыскания, 01.03.2021г. Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г. направлено представление об устранении допущенных нарушений (т. 1 л.д. 160).
Из заключения по результатам служебной проверки в отношении сотрудников ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю проведенной с целью установления причин и обстоятельств, повлекших отмену постановлений о наложении дисциплинарных взысканий на осужденного Бычкова Е.А, следует, что нарушение закона стало возможным по причине нарушения ч. 5 ст. 117 УИК РФ, по причине отсутствия должного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников, неправомерного применения норм уголовно-процессуального законодательства при наложении дисциплинарного взыскания, со стороны начальника исправительного учреждения, недобросовестного исполнения обязанностей, выразившегося в формальном согласовании результатов проверки со стороны заместителей начальника. Кроме того, комиссией признано, что нарушения закона, выявленные Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Красноярского края, допущены сотрудниками ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю не из личных эгоистических или карьеристских устремлений (т. 1 л.д. 167-172).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что срок отбытия наказания по постановлению начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г. от 29.10.2019 года в виде перевода в ПКТ на дату привлечения к дисциплинарной ответственности Бычкова Е.А. по постановлению начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю Черемных Ю.Г. от 30.12.2019 года не истек, в связи с чем, такой перевод не может быть признан законным, кроме того, незаконным является и водворение Бычкова Е.А. в ШИЗО постановлением от 03.03.2020г.
Таким образом, судом, признаётся установленным и доказанным факт нарушения неимущественных прав истца, поскольку более строгими условиями содержания в исправительном учреждении (нахождение в ПКТ и ШИЗО) ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, и которые были не совместимы с уважением к человеческому достоинству.
В п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень и характер физических и нравственных страданий истца, связанных с его незаконным переводом в ПКТ, его личность (1988 г.р., не женат, работавшего до момента заключения под стражу), конкретные обстоятельства дела (незаконный перевод Бычкова Е.А. в ПКТ на основании постановления от 30.12.2019 года и водворение в ШИЗО на основании постановления от 03.03.2020г.), а также требования разумности и справедливости, и взыскивает с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, поскольку, по мнению суда, данная сумма, с учетом, установленных по делу обстоятельств в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных в результате незаконного перевода в ПКТ к прав Бычкова Е.А.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Бычковым Е.А. заявлено ходатайство о взыскании почтовых расходов, понесенных им при рассмотрении настоящего дела.
Несение данных расходов подтверждается представленными в материалы дела конвертами с марками и их копиями, в связи с чем, суд считает данные требования подлежащими удовлетворению в размере 1 032 руб. исходя из суммарной стоимости почтовых марок на конвертах.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-17 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 032 ░░░░░, ░ ░░░░░ 11 032 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░: 16 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░