УИД 37RS0010-01-2024-001604-71
Дело № 2-1503/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Липенцева В.В.,
с участием представителя истца Барсукова Р.В.,
представителя ответчика Малковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Палехского района в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Палехского района Ивановской области, действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области о возложении обязанности, мотивировав его следующим.
Прокуратурой Палехского района Ивановской области по обращению гражданина, зарегистрированного с личного приёма прокурора области, проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Установлено, что через д. Паново проходит автомобильная дорога «Бокари - Шолохово». В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области» собственником владельцем автомобильной дороги «Бокари - Шолохово» (идентификационный номер дороги 24 ОП М3 Н-018) является Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. В ходе проверки, проведённой с участием сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Южский» и главы Пановского сельского поселения, установлено, что в нарушение требований законодательства стационарное искусственное освещение на участке автомобильной дороги «Бокари - Шолохово», проходящей через д. Паново Палехского района, отсутствует.
На основании изложенного истец просил суд возложить на Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения участка автомобильной дороги «Бокари - Шолохово» (идентификационный номер дороги 24 ОП М3 14-018), проходящей через д. Паново, в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.10.2024 следующим образом: установить стационарное искусственное освещение в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Представитель истца Барсуков Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Малкова Е.Е. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражала, пояснив, что Департаментом на данном направлении дороги уже проводятся необходимые работы, просила установить срок исполнения решения суда до 01.10.2025.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Палехского муниципального района Ивановской области, администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района, ОГИБДД МО МВД России «Южский», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с и. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 1, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) - автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся его технической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогим и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ 33150.
В ходе проверки, проведённой с участием сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Южский» и главы Пановского сельского поселения, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ГОСТ стационарное искусственное освещение на участке автомобильной дороги «Бокари - Шолохово», проходящей через д. Паново Палехского района, отсутствует.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Таким образом, поскольку выявленные нарушения угрожают безопасности дорожного движения, создают предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда здоровью пешеходов, водителей и пассажиров транспортных средств, а также их гибели, то есть нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, исковые требования прокуратуры Палехского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
При этом предложенный прокурором срок устранения недостатков дорожного покрытия суд полагает необходимым скорректировать и установить, исходя из реального срока окончания уже организованных ответчиком работ по устройству спорного освещения, - до 01.10.2025.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2025 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 24 ░░ ░░ ░-018), ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░░ 6.9.1) ░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░░░ 4.6.1.1).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.05.2024