Дело №2а-231/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Агаповка 03 апреля 2017 года

Агаповский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Латыповой Т.А.,

при секретаре Джабаровой Э.Ш.,

с участием помощника прокурора Агаповского района Карюкиной Е.А.,

административного ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, его представителя Куркиной Н.В. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., представителя заинтересованного лица ИП Соколова Ю.В.- Калетина А.В. по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной в реестре за №,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Агаповского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Агаповского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц на основании ст.39 КАС РФ к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, в котором просил признать пункт 2 постановления № «О временном прекращении движения транспортных средств по участку автодороги местного значения <адрес> – <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы района Б.Н. Тайбергенова, согласно которого, администрации Агаповского муниципального района Челябинской области постановила: движение транспортных средств от <адрес> до <адрес> и обратно организовать через <адрес> по подъездной автодороге, расположенной в 25 метрах на север от <адрес>, в связи с отсутствием альтернативной дороги, которое было размещено на официальном сайте администрации Агаповского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал на противоречие оспариваемой нормы п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, ст.210 Гражданского кодекса РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Агаповского района Карюкина Е.А. требования поддержала в полном объёме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.

Административный ответчик - администрация Агаповского муниципального района Челябинской области, ее представитель Куркина Н.В., в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора не согласилась, ссылаясь на отсутствие противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству.

    Представитель заинтересованного лица ИП Соколова Ю.В.-Калетин А.В., административные исковые требования прокурора поддержал, ссылаясь, что принятым нормативно правовым актом нарушены права собственника подъездной автодороги ИП Соколова Ю.В., расположенной по адресу: <адрес>

Выслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив представленные суду письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление прокурора Агаповского района Челябинской области подлежащим удовлетворению.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в полном объеме (ч. 1 ст. 178, ч. 7 ст. 213 КАС РФ). При этом суд не вправе выйти за пределы предмета заявленных требований, если это не предусмотрено законом.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Часть 1 статьи 208 КАС РФ наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а так же в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вступившим в законную силу решением Агаповского районного суда Челябинской области по делу №2-946/2015 от 14.10.2015г, оставленным без изменения апелляционным определением Челябинского областного суда по делу «11а-15535/2015 от 15.12.2015 года удовлетворены требования прокурора о признании незаконными действий администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в части неисполнения обязанности по содержанию и эксплуатации автодороги <адрес>, протяженностью <данные изъяты> метра, на администрацию возложена обязанность в течение года с момента вступления решения в законную силу осуществить мероприятия по ремонту и озеленению вышеуказанной автомобильной дороги общего пользования. До настоящего времени администрация района не осуществила ремонт указанной дороги (л.д.74-87,88-104)

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области за подписью главы района Б.Н. Тайбергенова издано постановление № «О временном прекращении движения транспортных средств по участку автодороги местного значения <адрес> – <адрес>» (л.д.27), согласно которого администрация Агаповского муниципального района постановила: Пункт 2. Движение транспортных средств от <адрес> до <адрес> и обратно организовать через <адрес> по подъездной автодороге, расположенной в 25 метрах на север от <адрес>, в связи с отсутствием альтернативной дороги. Указанное постановление было размещено на официальном сайте администрации Агаповского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ Соколовым Ю.А. было приобретено сооружение – подъездная автодорога протяженностью <данные изъяты> м., расположенная по адресу: Россия, <адрес> в 25 метрах на север от <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № и ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии №, что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (л.д. 9, 56-61).

На основании правоустанавливающих документов, технического и кадастрового паспортов, усматривается, что сооружение – подъездная автодорога протяженностью <данные изъяты> м., расположенная по адресу: Россия, <адрес>, в 25 метрах на север от <адрес>, является коммерческим объектом недвижимости, которая создавалась для осуществления предпринимательской деятельности, строилась в целях разработки Сахаринского рудника (карьера) и предназначается для эксплуатации карьерной техники, следовательно, не предназначена для движения неограниченного круга лиц (л.д.64-70,71-73)

В соответствии с частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.5 ст.15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации возложена обязанность в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п.2 ст.12 Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия составляют не более 2,5 кв. м (для весеннего периода 7 кв. м) на 1000 кв. м, при этом предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Срок ликвидации повреждений для различных групп дорог и улиц установлен от 5 до 10 суток.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности определен п.4 ст.6 Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.13 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

В соответствии п.11 Постановления Правительства Челябинской области от 19.10.2011г. №362-П, временные ограничения или прекращение движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог осуществляются посредством, закрытия движения транспортных средств на участке автомобильной дороги и обеспечения объезда по автомобильным дорогам общего пользования по согласованию с владельцами автомобильных дорог.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Порядок изъятия у собственника имущества для государственных и муниципальных нужд предусмотрен главой 15 ГК РФ.

Вместе с тем нормативно правовыми актами не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по распоряжению и использованию чужого имущества, принадлежащего частным лицам и организациям в целях осуществления дорожной деятельности (в том числе в части использования автодорог не общего пользования в целях организации временного проезда транспортных средств неограниченного круга лиц) и право на возложение обязанностей на частных лиц и организации по содержанию автодорог в состоянии, пригодном для движения транспортных средств неограниченного круга лиц и обеспечению безопасности дорожного движения на таких автодорогах (в том числе с учетом их не предназначенности для такого движения).

    

Пунктом 2 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Агаповского муниципального района ограничено право Соколова Ю.В. на использование принадлежащей ему автодороги не общего пользования и возложена обязанность по приведению дороги в состояние, пригодное для проезда транспортных средств неограниченного круга лиц (что является технически невозможным и сопряжено с несоизмеримыми и необоснованными экономическими затратами). Фактически, принадлежащее ИП Соколову Ю.В. имущество у него изъято в целях исполнения Администрацией Агаповского района своих обязанностей по организации дорожного движения.

После издания постановления Администрации Агаповского муниципального района на собственника возложено бремя по содержанию автодороги как объекта, предназначенного для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, т.ч. фактически возложена обязанность по приведения автодороги в соответствие с ГОСТ Р50597-93 и в соответствии с другими нормативными актами, регулирующими безопасность дорожного движения транспортных средств неограниченного круга лиц, при этом собственник согласия на изъятие у него имущества и возложения на себя дополнительных обязанностей не давал.

Судом установлено, что п.2 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Агаповского муниципального района Челябинской области - ограничено право Соколова Ю.В. на использование принадлежащей ему автодороги не общего пользования и возложена обязанность по приведению дороги в состояние, пригодное для проезда транспортных средств неограниченного круга лиц (что является технически невозможным и сопряжено с несоизмеримыми и необоснованными экономическими затратами), что противоречит приведенному выше федеральному законодательству, поскольку ставит в неравные условия.

Фактически, принадлежащее ИП Соколову Ю.В. имущество у него изъято, без его согласия, в целях исполнения администрацией Агаповского района своих обязанностей по организации дорожного движения. Данное обстоятельство является основанием для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству и не действующей с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 25 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)

░░░░░ «░░░░░»

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-231/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Агаповского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Агаповского муниципального района Челябинской области
Другие
ИП Соколов Юрий Владимирович
Суд
Агаповский районный суд Челябинской области
Дело на сайте суда
agap.chel.sudrf.ru
06.03.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.03.2017[Адм.] Передача материалов судье
07.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
20.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017[Адм.] Судебное заседание
07.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее