Дело №2а-4625/2021
УИД 75RS0001-02-2021-005968-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Марковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Верховод Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите к Ковалеву А.В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование до 01.01.2017г., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020г., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019-2020г., по налогу на имущество физических лиц за 2019г., земельному налогу с физических лиц за 2019г., пени, пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства: Ковалев А.В. состоит на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 18.01.2000 г. по 02.11.2020г., обязан уплачивать законно установленные налоги. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите были исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019г. в сумме -29354 руб., за 2020г. в сумме 27220,27 руб., налогоплательщиком произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019г. в сумме 22579,4 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год оплат не поступало. Налоговым органом были исчислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020г. в сумме 7068,48 руб. По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 оплат не поступало. Ковалев А.В. владеет имуществом, земельным участком, транспортными средствами, которые указаны в налоговом уведомлении № 6478362 от 03.08.2020г. Налогоплательщику были направленны налоговое уведомление № 347362 от 03.08.2020г., требования об уплате налога, страховых взносов № 55299 от 20.01.2018г., № 102164 от 30.07.2019г., № 165373 от 14.12.2020г., № 540166 от 25.09.2018г., № 95101 от 05.07.2018г. В связи с тем, что в установленные законом сроки Ковалевым соответствующие налоги не были уплачены, на сумму начислены пени.
13.05.2021 года Мировым судьей судебного участка № 14 Центрального судебного района г. Читы вынесено определение об отмене судебного приказа. Просит взыскать с Ковалева А.В. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в сумме 6325,45 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование до 01.01.2017г. в сумме 0,43 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в сумме 0,01 руб., пени по указанному взносу в сумме -1668,70 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 7068,48 руб., пени по указанному страховому взносу в сумме 12,34 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019-2020год в сумме 33994 руб., пени по указанному страховому взносу в сумме – 23,14 руб., налог на имущество физических лиц за 2019г. в сумме 32273 руб., пени по указанному налогу 59,20 руб., пени по транспортному налогу в сумме 0,69 руб., задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2019 года в сумме 19965 руб., пени по указанному налогу в сумме –33,94 руб.
Представитель административного истца Пахалуева В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик в судебном заседании исковые требования признал, просил отказать во взыскании по требованиям, по которым истек срок их предъявления.
Заслушав участников, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена соответствующая обязанность.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01.01.2017г. Федеральным законом от 03.07.2016г. №243-ФЗ Налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018г., 29 354 рублей за расчетный период 2019г., - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018г., 6884 за расчетный период 2019г. и 8426 рублей за расчетный период 2020г.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.
Как следует из материалов дела, межрайонной ИФНС №2 по г. Чите налогоплательщику направлялись налоговое уведомление № 347362 от 03.08.2020г., требования об уплате налога, страховых взносов № 55299 от 20.01.2018г., № 102164 от 30.07.2019г., № 165373 от 14.12.2020г., № 540166 от 25.09.2018г., № 95101 от 05.07.2018г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Ковалев А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.01.2000, 02.11.2020 года недействующий ИП исключен из ЕГРИП.
Из материалов дела следует, что Административный ответчик имеет в собственности следующие объекты налогообложения:
Автомашины:
- Кадилак Флитвуд государственный регистрационный номер Е111МВ75
-земельный участок кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
- иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, по адресу: <адрес>
-иные строения, помещения и сооружение, кадастровый №, по адресу: <адрес>
- квартира, кадастровый №, по адресу: <адрес>.
Мировым судьей судебного участка №14 Центрального судебного района г.Читы 09.03.2021 в отношении Ковалева А.В. был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, начисленной пени.
Определением мирового судьи от 13.05.2021 года судебный приказ отменен на основании возражений Ковалева А.В.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из приведенного законоположения прямо следует, что признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
На основании изложенного пени по страховым платежам, не превышающая установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ может быть признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Ссылаясь на изложенное, приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что поскольку пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в сумме 6325,45 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование до 01.01.2017г. в сумме 0,43 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в сумме 0,01руб., сумма пени по указанному по указанному страховому взносу -1668,70 руб. не превышает установленный частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, то в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
Проверяя сроки обращения в суд, суд исходит из следующего.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о пропуске срока для взыскания задолженности по обязательным платежам за 2019 год. Так административному ответчику было направлено требование №2350 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 13 января 2020 в срок 05.02.2020. На момент обращения с заявлением о вынесении судебного приказа 04.03.2021 шестимесячный срок для обращения суд административным истцом пропущен. Поскольку частично задолженность по уплате налогов на ОПС за 2019 год административным ответчиком погашена, оставшаяся задолженность, включенная в исковые требования, в сумме 6774 руб. взысканию не подлежит.
На момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления возможность взыскания задолженности по обязательным платежам за 2020 год налоговым органом не утрачена, поскольку шестимесячный срок для обращения за судебной защитой подлежал исчислению со дня следующего за днем вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен мировым судьей 13.05.2021 г.
Административное исковое заявление предъявлено налоговым органом 19.07.2021г., то есть в пределах установленного срока.
Не нарушен административным истцом указанный срок и при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, поскольку такой срок, исчисленный с даты со дня истечения сроков исполнения требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (13.01.2021г.) истекал 13.07.2021, и судебный приказ вынесен 09.03.2021г.
Принимая во внимание, что срок обращения в суд налоговым органом не пропущен, доказательства погашения образовавшейся задолженности не представлены, суд находит заявленные требования подлежат удовлетворению частично. В части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в сумме 6325,45 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование до 01.01.2017г. в сумме 0,43 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в сумме 0,01 руб., пени по указанному взносу в сумме -1668,70 руб., в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 года в сумме 6774 руб. оставить без удовлетворения. В части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 7068,48 руб., пени по указанному страховому взносу в сумме 12,34 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 27220 руб., пени по указанному страховому взносу в сумме – 23,14 руб., налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме 32273 руб., пени по указанному налогу 59,20 руб., пени по транспортному налогу в сумме 0,69 руб., задолженности по земельному налогу с физических лиц за 2019 года в сумме 19965 руб., пени по указанному налогу в сумме –33,94 руб., подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета городского округа «Город Чита» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска, в сумме 2800 руб.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить частично.
Взыскать с Ковалева А.В., ИНН №, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в сумме – 7068,48 руб., пени по указанному взносу в сумме 12,34 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020г. в сумме – 27220 руб., пени по указанному взносу в сумме 23,14 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме 32273 руб., пени по указанному налогу в сумме – 59,20 руб., пени по транспортному налогу в сумме – 0,69 руб., по земельному налогу с физических лиц за 2019г. в сумме – 19965 руб., пени по указанному налогу – 33,94 руб. Всего 86655,79 руб.
Взыскать с Ковалева А.В. в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 2800 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья О.А. Маркова
Мотивированное решение изготовлено 11.10.2021 г.