УИД: 11RS0001-01-2023-001722-52 Дело № 2-3972/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Лушковой С.В.

при секретаре Рейш В.А.

с участием истца Козлова Ю.А.

представителя ответчика генеральной прокуратуры Российской Федерации, третьего лица Прокуратуры Республики Коми Скворцовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 23 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Козлова Юрия Анатольевича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Росфинмониторингу, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному Комитету Российской Федерации о возложении обязанности исключить из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Козлов Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к УФК по Республике Коми о возложении обязанности исключить истца из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; взыскании компенсации морального вреда в сумме 70 000 руб. В обоснование требований указано, что в отношении истца имело место уголовное преследование по ч. 3 ст. 206 УК РФ. Согласно приговору от ** ** **, Верховный Суд Республики Коми пришел к выводу об излишней квалификации его действий по ч. 3 ст. 206 УК РФ, как захват заложника, и в связи с этим также пришел к выводу об излишнем указании на квалифицирующий признак убийства, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а именно убийства, сопряженного с похищением человека, исключив из предъявленного обвинения. В связи с предъявленным обвинением по ч. 3 ст. 206 УК РФ, истец был включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также ему было отказано в рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Определением суда от ** ** ** было отказано в принятии искового заявления к УФК по Республике Коми о возложении обязанности исключить истца из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, определением суда от ** ** **, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Прокуратура Республики Коми, МРУ Росфинмониторинга по СЗФО.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Определениями суда от ** ** ** и от ** ** ** к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Следственный Комитет Российской Федерации, Росфинмониторинг.

В судебном заседании истец требования поддержал. Указал, что несмотря на отсутствие права на реабилитацию, основанием присуждения компенсации морального вреда является осуществление уголовного преследования, и как следствие наступление неблагоприятных последствий, приведенных в иске.

Представитель ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации, третьего лица Прокуратуры Республики Коми требования не признала по доводам письменных возражений на иск.

Ответчики Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Республике Коми, Следственный Комитет Российской Федерации, Росфинмониторинг, третье лицо, не заявляющие самостоятельные требований, МРУ Росфинмониторинг по СЗФО, извещенные надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.

При отсутствии возражений, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Установлено, что ** ** ** постановлением и.о. руководителя СУ СК РФ по Республике Коми в отношении Козлова Ю.А. и других возбуждено уголовное дело №... по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

** ** ** Козлов Ю.А. задержан в порядке статей 91-92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и допрошен в качестве подозреваемого. ** ** ** постановлением Сыктывкарского городского суда ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

** ** ** Козлову Ю.А. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 210 УК РФ.

** ** ** Козлову Ю.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 210 УК РФ, пунктом «ж» части 2 статьи 105 УК РФ.

** ** ** Козлову Ю.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1статьи 210 УК РФ, пунктом «ж» части 2 статьи 105 УК РФ, пунктами «а», «ж» части 2 статьи 105 УК РФ, пунктом «ж» части 2 статьи 105 УК РФ, частью 3 статьи 30, пунктами «а», «е», «ж» части 2 статьи 105 УК РФ, пунктом «ж» части 2 статьи 105 УК РФ.

** ** ** в отношении неустановленного лицо возбуждено уголовное дело №... по части 1 статьи 105 УК РФ (по факту убийства ФИО5).

** ** ** уголовное дело №... соединено в одно производство с уголовным делом №..., делу присвоен №....

** ** ** Козлову Ю.А. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 210 УК РФ, частью 1 статьи 209 УК РФ, пунктами «а», «в», «е», «ж», «з» частью 2 статьи 105 УК РФ, пунктом «а» части 3 статьи 111 УК РФ, пунктами «а», «б» части 3 статьи 111 УК РФ, частью 3 статьи 30, пунктами «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ, частью 3 статьи 30, пунктами «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ, частью 3 статьи 30, пунктами «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ, частью 4 статьи 159 УК РФ, частью 4 статьи 159 УК РФ, частью 4 статьи 159 УК РФ, пунктами «а», «б» частью 3 статьи 163 УК РФ, частью 3 статьи 206 УК РФ, частью 3 статьи 206 УК РФ, частью 3 статьи 222 УК РФ, частью 3 статьи 222 УК РФ, частью 3 статьи 222 УК РФ, частью 3 статьи 222 УК РФ, частью 3 статьи 222 УК РФ, частью 3 статьи 222 УК РФ.

Приговором Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** Козлов Ю.А. признан виновным в совершении предусмотренных частью 1 статьи 210 УК РФ, частью 1 статьи 209 УК РФ, пунктами «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от ** ** **) (в отношении ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14), частью 3 статьи 30, пунктами «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от ** ** **) (в отношении ФИО15), частью 1 статьи 30, пунктами «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от ** ** **) (в отношении ФИО15), частью 3 статьи 30, пунктами «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от ** ** **) (в отношении ФИО16, ФИО13), по части 4 статьи 159 УК РФ (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от ** ** **) (в отношении ФИО17), по части 4 статьи 159 УК РФ (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от ** ** **) (в отношении ФИО18), частью 3 статьи 222 УК РФ (в редакции Федерального закона №398-ФЗ от ** ** **), и ему назначено наказание:

- по части 1 статьи 210 УК РФ в виде 15 лет лишения свободы со штрафом в размере 750 000 руб. с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев;

- по части 1 статьи 209 УК РФ в виде 13 лет лишения свободы со штрафом в размере 750 000 руб. с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев;

- по пунктам «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от 13.06.1996) (в отношении ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14) в виде пожизненного лишения свободы;

- по части 3 статьи 30, пунктам «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от 13.06.1996) (в отношении ФИО15) в виде 12 лет лишения свободы;

- по части 1 статьи 30, пунктам «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от 13.06.1996) (в отношении ФИО15) в виде 9 лет лишения свободы;

- по части 3 статьи 30, пунктам «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона №63-ФЗ от 13.06.1996) (в отношении ФИО16, ФИО13) в виде 12 лет лишения свободы;

- по части 4 статьи 159 УК РФ (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от 07.03.2011) (в отношении ФИО17) в виде 9 лет лишения свободы со штрафом в размере 750 000 рублей с ограничением свободы на 1 год 6месяцев, освободив от данного наказания на основании пункта «в» части 1 статьи 78 УК РФ в связи с истечением срока давности;

- по части 4 статьи 159 УК РФ (в редакции Федерального закона №26-ФЗ от 07.03.2011) (в отношении ФИО18) в виде 9 лет лишения свободы со штрафом в размере 750 000 рублей с ограничением свободы на 1 года 6 месяцев, освободив от данного наказания на основании пункта «в» части 1 статьи 78 УК РФ в связи с истечением срока давности;

- по части 3 статьи 222 УК РФ (в редакции Федерального закона №398-ФЗ от 28.12.2010) в виде 7 лет лишения свободы.

На период отбывания наказания в виде ограничения свободы Козлову Ю.А. установлена обязанность 2 раза в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, согласно установленного графику, а также ограничения на совершение действий без согласия указанного органа: не менять места жительства или пребывания; не выезжать за переделы территории муниципального образования, определенного указанным органом по избранному месту жительства после отбывания лишения свободы; не место постоянного проживания (пребывания) с 22 до 6 часов.

В соответствии с частью 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем полного сложения наказаний Козлову Ю.А. назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы со штрафом в размере 1 500 000 руб.

В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 79 УК РФ условно-досрочное освобождение от наказания по приговору Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** отменено.

На основании статьи 70 УК РФ по совокупности приговоров путем полного присоединения не отбытой части наказания по приговору Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** Козлову Ю.А. назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы со штрафом в размере 1 500 000 руб. Местом отбывания наказания в виде лишения свободы определена колония особого режима с отбыванием первых 10-ти лет лишения свободы в тюрьме.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** приговор Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** в отношении Козлова Ю.А. изменен. Постановлено считать Козлова Ю.А. осужденным по части 1 статьи 210 и части 1 статьи 209 УК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №377-ФЗ. Исключено из приговора:

- из осуждения Козлова Ю.А. по пунктам «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №63-ФЗ) осуждение за убийство ФИО5 и ФИО14, уголовное преследование в данной части прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 27 УПК РФ за непричастностью к совершению преступлений, за Козловым Ю.А. признано право на реабилитацию в порядке главы 18 УПК РФ;

- указание на признание отягчающим Козлова Ю.А. наказание обстоятельствами совершения преступлений с использованием оружия и боеприпасов – по убийствам ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО19, покушению на убийство ФИО15, и совершение преступлений с использованием форменной одежды представителя власти – по убийствам ФИО6, ФИО7 и ФИО8

Переквалифицированы действия Козлова Ю.А. с части 3 статьи 30, пунктов «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №63-ФЗ) (в отношении ФИО15) и части 3 статьи 30, пунктов «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №63-ФЗ) (в отношении ФИО16 и ФИО13) на часть 3 статьи 30, пункты «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от ** ** ** №63-ФЗ) (в отношении ФИО15, ФИО16 и ФИО13), по которой назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет.

Смягчено назначенное наказание Козлову Ю.А. по пунктам «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в отношении ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО20, ФИО13) до 19 лет 6 месяцев лишения свободы.

Этим же апелляционным определением постановлено Козлову Ю.А. на основании части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных по части 1 статьи 210 УК РФ, части 1 статьи 209 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 №377-ФЗ), пунктам «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №63-ФЗ) (в отношении ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО20, ФИО13, части 3 статьи 30, пунктам «а», «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №63-ФЗ) (в отношении ФИО15, ФИО16 и ФИО13), части 1 статьи 30, пунктам «е», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 №63-ФЗ) (в отношении ФИО15), части 3 статьи 222 УК РФ наказаний назначить 25 лет лишения свободы со штрафом в размере 1 000 000 рублей и ограничением свободы на 2 года.

На основании пункта «в» части 7 статьи 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по приговору Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** и на основании статьи 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору от ** ** ** окончательно Козлову Ю.А. назначено 27 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с отбыванием первых 10-ти лет в тюрьме со штрафом в размере 1 000 000 рублей и ограничением свободы на 2 года.

Установлена Козлову Ю.А. обязанность 2 раза в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы, согласно установленному графику, а также ограничения на совершение действий без согласия указанного органа: не менять места жительства или пребывания и не выезжать за пределы территории муниципального образования, определенного указанным органом по избранному месту жительства после отбывания лишения свободы; не покидать место постоянного проживания (пребывания) с 22 до 6 часов.

Этот же приговор в части разрешения гражданских исков ФИО21 и ФИО22 о компенсации морального вреда и взыскании в их пользу с Козлова Ю.А. 1 млн. и 250 тыс. руб., и в части конфискации имущества Козлова Ю.А. отменен.

В остальном приговор от ** ** ** в отношении Козлова Ю.А. и других оставлен без изменения.

Как следует из приговора Верховного Суда Республики Коми от ** ** **, оценив предъявленное подсудимым обвинение, суд пришел к выводу об излишней квалификации действий Козлова Ю.А. и ФИО23 по ч. 3 ст. 206 УК РФ, как захват заложника, а в связи с этим и излишнего указания на квалифицирующий признак убийства, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а именно убийства, сопряженного с похищением человека, и исключает их из предъявленного подсудимым обвинения, поскольку, как установлено в судебном заседании, перемещение и удержание потерпевшего в гараже кафе <данные изъяты>» было осуществлено в целях понуждения иных лиц к совершению каких – либо действий (<данные изъяты>).

По доводам иска, в связи с уголовным преследованием по ч. 3 ст. 206 УК РФ, начиная с ** ** **, истец был включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Данное обстоятельство причинило ему страдания, поскольку по настоящее время (так полагал на дату обращения с иском) он состоит в списке террористов, находящемся в открытом доступе, его семья, знакомые, коллеги до настоящего время не получили опровержения тому, что он обвинялся в терроризме. Кроме того, в связи с уголовным преследованием по ч. 3 ст. 206 УК РФ ему было отказано в рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

В силу пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В этих случаях от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (статья 1071 ГК РФ).

Вопросы реабилитации регламентированы главой 18 УПК РФ.

В силу положений статьи 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (ч. 1).

Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: 1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; 2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; 3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; 4) осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; 5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры (ч. 2 ст. 133 УПК РФ).

Из разъяснений, содержащихся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», с учетом положений части 2 статьи 133 и части 2 статьи 135 УПК РФ право на реабилитацию имеют как лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в части 2 статьи 133 УПК РФ, так и лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства либо уголовное дело прекращено и (или) приговор отменен по таким основаниям в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

В п. 4 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 17 обращено внимание судов на то, что к лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в части 2 статьи 133 УПК РФ, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со статьи 105 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ), а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.

В рассматриваемом случае вывод об излишней квалификации действий Козлова Ю.А. по ч. 3 ст. 206 УК РФ, как захват заложника, а в связи с этим и излишнее указание на квалифицирующий признак убийства, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а именно убийства, сопряженного с похищением человека, и исключение их из предъявленного подсудимому обвинения, не является реабилитирующим обстоятельством, влекущим в силу ст. 1070 ГК РФ право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования.

Вместе с тем в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что судам следует учитывать, что нормами статей 1069 и 1070, абзацев третьего и пятого статьи 1100 ГК РФ, рассматриваемыми в системном единстве со статьей 133 УПК РФ, определяющей основания возникновения права на возмещение государством вреда, причиненного гражданину в результате незаконного и необоснованного уголовного преследования, возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием, не обусловлена наличием именно оправдательного приговора, вынесенного в отношении гражданина, или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям либо решения органа предварительного расследования, прокурора или суда о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого. Поэтому не исключается принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о взыскании компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и на основании принципов справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение, по которому данная мера пресечения применяться не могла, и др.).

Проверяя доводы и возражения сторон, суд приходит к следующем.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808.

В силу подпункта 17.2 пункта 5 Положения, Росфинмониторинг размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Согласно подпункту 5 пункта 2.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 - 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 было утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, действующее в спорный период.

В соответствии с абз. 2 пункта 2 Положения Федеральная служба по финансовому мониторингу вносит изменения в сведения об организациях и (или) физических лицах, содержащихся в перечне, в случае получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, информации об изменении, уточнении или дополнении таких сведений.

Согласно п. 3 Положения, информация о наличии оснований для включения в перечень и исключения из него организаций и (или) физических лиц, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 статьи 6 Федерального закона, а также информация, в соответствии с которой необходимо внести изменения в сведения об организациях и (или) физических лицах, содержащихся в перечне, представляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, согласованном с ними, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации - в соответствии с Положением о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2002 г. N 425.

Указанием Генпрокуратуры РФ от 05.12.2007 N 193/27 "О порядке направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности", в целях обеспечения формирования предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предложено заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принимать необходимые меры к своевременному получению информации об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются данные об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; не позднее трех рабочих дней после ее получения направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения: о вступившем в законную силу приговоре суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об отмене указанного решения и прекращении производства по делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию; о принятом в установленном законом порядке процессуальном решении о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации; о вынесенном в установленном законом порядке постановлении следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно сведениям Росфинмониторинга, Козлов Ю.А. включен в Перечень 27.08.2014 на основании поступившей информации прокуратуры Республики Коми.

Информация о включении Козлова Ю.А. в Перечень размещена в соответствующем разделе официального сайта Росфинмониторинга в информационной сети «Интеренет».

Подпунктом 4 пункта 2.2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлено, что основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 281.1 - 281.3, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" признано утратившими силу и утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц.

В соответствии с абз. первым подпункта «б» пункта 2 названных Правил, Перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем исключения организаций и (или) физических лиц из перечня в случаях получения от государственных органов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 6 Федерального закона, для исключения из перечня.

Согласно подпункту в пункта 6 Правил обязанности по предоставлению информации о наличии оснований для исключения организаций и (или) физических лиц из перечня представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу возложена на Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуру субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами.

Вместе с информацией о наличии оснований для исключения организаций и (или) физических лиц из перечня в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляется необходимая для идентификации информация, указанная в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил (п. 7 Правил).

В силу подпункта «а» пункта 10 Правил, информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами - в порядке и сроки, которые согласованы Федеральной службой по финансовому мониторингу с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Информация о наличии оснований для включения в перечень или исключения из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о необходимости внесения корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) физических лицах представляется в виде надлежащим образом заверенных копий решений судов Российской Федерации и иностранных судов (выписок из них), копий процессуальных документов, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации документов (п. 13).

Решение о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о корректировке содержащихся в перечне сведений об организациях и (или) о физических лицах принимается незамедлительно не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, подтверждающей основания для включения в перечень, исключения из перечня организаций и (или) физических лиц и корректировки содержащихся в перечне сведений об организациях и (или) о физических лицах, а также информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил (п. 15).

Пунктом 18 Правил установлено, что Федеральной службой по финансовому мониторингу во взаимодействии с государственными органами, указанными в пунктах 3 и 6 и подпункте "г" пункта 10 настоящих Правил, не реже чем один раз в год осуществляется проверка информации, на основании которой организация и (или) физическое лицо были включены в перечень, а также проверка информации о наличии возможных оснований для исключения организаций и (или) физических лиц из перечня или информации, в соответствии с которой необходимо внести корректировки в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах.

Материалами дела подтверждены факты обращения Росфинмониторинга в прокуратуру Республики Коми для уточнения информации в отношении Козлова Ю.А.

О наличии, предусмотренных законом оснований для исключения Козлова Ю.А. прокуратура Республики Коми известила Росфинмониторинг письмом от ** ** **.

На основании поступившей ** ** ** информации, Росфинмониторингом составлен Акт №... от ** ** **, и ** ** ** Козлов Ю.А. исключен из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (п.14).

За причинение вреда в сфере властно-административных отношений граждане вправе требовать в том числе компенсацию морального вреда, которая осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (пункт 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть как наряду с ним, так и самостоятельно. При этом суммы, взыскиваемые в возмещение морального вреда и материального ущерба, должны быть разграничены.

Согласно статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Как указано в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", судам следует учитывать, что моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит.

Поскольку обвинение по ч. 3 статьи 206 УК РФ предъявлено Козлову Ю.А. ** ** **, то включение его ** ** ** в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, основано на законе.

Вместе с тем, нашел подтверждение факт нарушения срока направления органами прокуратуры информации (не позднее трех рабочих дней с даты оглашения приговора Верховного Суда Республики Коми от ** ** **, которым исключена излишняя квалификации действий Козлова Ю.А. по ч. 3 ст. 206 УК РФ, с учетом даты апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** (Указания Генерального прокурора Российской Федерации №... «О порядке направления в Росфинмониторинг сведений по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности»)) в Росфинмониторинг - ** ** **.

Довод истца о том, что в связи с предъявленным обвинением по ч. 3 ст. 206 УК РФ, ему было отказано в рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей, не подлежит проверке в рамках рассматриваемого дела.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на возмещение компенсации морального вреда за счет государства.

Определяя размер компенсации морального вреда, руководствуясь положениями статей 151, 1069, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства дела, длительность; характер и степень страданий истца, данные о его личности, и, исхода из принципов разумности и справедливости, суд считает сумму в размере 10 000 руб. соответствующей перенесенным страданиям.

Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Взыскание компенсации следует произвести с Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Росфинмониторингу, Следственному Комитету Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда; к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Росфинмониторингу, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному Комитету Российской Федерации о возложении обязанности исключить из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 10 000 ░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3972/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Козлов Юрий Анатольевич
Ответчики
Следственный комитет Российской Федерации
УФК по РК
МИНФИН России
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Другие
МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
прокуратуура республики коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Лушкова Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2023Передача материалов судье
15.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее