Решение по делу № 2а-503/2018 от 27.11.2018

Дело №2а-503/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Покровск                                  25 декабря 2018 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сыроватской О.И., единолично,

при секретаре Постниковой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терентьева Михаила Романовича, Терентьевой Марии Михайловны к администрации Муниципального района «Хангаласский район» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным отказа от 16.11.2018г. о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами отказа от 16.11.2018г. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами , и возложении обязанности устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административных истцов,

установил:

Терентьев М.Р., Терентьева М.М. обратились в Хангаласский районный суд РС(Я) с административным иском к администрации МР «Хангаласский район» РС(Я) о признании незаконным отказа от 16.11.2018г. о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами , отказа от 16.11.2018г. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами , и возложении обязанности устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административных истцов.

В обоснование своих исковых требований, административные истцы указали на то, что в 2013г. административный ответчик поставил на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами , и зарегистрировали их в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на право аренды и на праве постоянного (бессрочного) пользования. Часть поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, расположены под недвижимым имуществом с кадастровыми номерами . площадь совмещения составляет 6 173 кв.м.

07.01.2015г. истцы обратились к ответчику с просьбой снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами .; исключить из Единого государственного реестра недвижности все зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами ;

16.11.2018г. ответчик отказал истцам снять с кадастрового учета указанные земельные участки и исключить их из Единого государственного реестра недвижности все зарегистрированные права и обременения на указанные земельные участки. Истцы считают отказ ответчика незаконным по следующим основаниям: административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежат недвижимые имущества с кадастровыми номерами , которые расположены на земельном участка с кадастровым номером , принадлежащем ООО «ЭРГИС» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

После покупки у Ассоциации «ЭРГИС» причалов №№1,2,3,1,4 и подъездной дороги протяженностью 4000 кв.м. истцы, вправе самостоятельно использовать соответствующую часть земельного участка с кадастровым номером , расположенную под недвижимыми сооружениями с кадастровыми номерами , а также истцы обладают преимущественным правом купли или заключения договоров аренды земельных участков, расположенных под недвижимыми сооружениями с кадастровыми номерами , право собственности на которых не прекращены на основании решения суда, не изъяты для муниципальных или для государственных нужд, право ООО «ЭРГИС» на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером , площадью 5,5Га не прекращены на основании решения суда, не изъяты для муниципальных или для государственных нужд, а значит право истцов не прекращено. Отказом административного ответчика нарушены права истцов на преимущественное право покупки или аренды земельного участка, расположенного под недвижимыми сооружениями с кадастровыми номерами , и на самостоятельное использование земельным участком с кадастровым номером , площадью 5,5Га на условиях права постоянного (бессрочного) пользования. Просят признать незаконным отказа ответчика от 16.11.2018г. о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами , отказа ответчика от 16.11.2018г. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами , и возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административных истцов, путем снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами .; и исключения из Единого государственного реестра недвижности все зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами ;

В судебное заседание, будучи должным образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела не явились административные истцы, просят рассмотреть дело без их участия, а также представитель административного ответчика, о причинах неявки суду не сообщил, его явка не признана судом обязательной.

Суд на основании ч.6 ст.266 КАС РФ полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных истцов и представителя административного ответчика, поскольку они о времени и месте рассмотрения административного дела извещены должным образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства РФ.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах из компетенции (статьи 11, 34 Земельного кодекса РФ).

Из положений ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации возникновения права на земельный участок является акт, изданный органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания

Как следует из материалов дела, 10.11.2018г. истцы обратились к ответчику с просьбой снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами .; исключить из Единого государственного реестра недвижности все зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами ;

16.11.2018г. администрацией МР «Хангаласский улус» отказал истцам снять с кадастрового учета указанные земельные участки и исключить их из Единого государственного реестра недвижности все зарегистрированные права и обременения на указанные земельные участки, в связи с отказами в удовлетворении заявленных требований арбитражным судом РС(Я) и судом общей юрисдикции.

Так, в собственность административного ответчика МР «Хангаласский улус» РС(Я), зарегистрированы следующие объекты недвижимости:

-земельный участок, категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для размещения пристаней и гидротехнических сооружений, общей площадью 1 846 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

-земельный участок, категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для размещения объектов транспорта, общей площадью 11 940 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. .

-земельный участок, категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: земельные участки для размещения причалов, пристаней и гидротехнических сооружений, общей площадью 19 183 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. .

-земельный участок, категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: земельные участки автомобильных дорог, общей площадью 290 558 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. .

Основанием государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки являются распоряжения администрации МР «Хангаласский улус» от 13.06.2013 №962-р, от 15.07.2013 №1066-р, от 01.08.2013 №1264-р, от 01.11.2013 №1634-р.

На основании п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Так, распоряжениями администрации МР «Хангаласский улус» от 13.06.2013 №961-р и от 15.07.2013 №1066-р, земельный участок, общей площадью 1 846 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , земельный участок, общей площадью 11 940 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , переданы в аренду МКУ «Комитет управления муниципальным имуществом» МР «Хангаласский улус».

Распоряжениям администрации МР «Хангаласский улус» от 01.08.2013 №1264-р, земельный участок, общей площадью 19 183 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Комитет управления муниципальным имуществом» МР «Хангаласский улус».

Распоряжениям администрации МР «Хангаласский улус» от 01.11.2013 №1634-р, земельный участок, общей площадью 290 558 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Комитет управления муниципальным имуществом» МР «Хангаласский улус».

На основании разрешения на строительство №RU 14514000-298/13 от 20.08.2013г. и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU 14514000-53/13 от 18.09.2013г., ответчиком администрацией МР «Хангаласский улус» РС(Я) построена и введена в эксплуатацию альтернативная подъездная автомобильная дорога общего пользования к паромной переправе в <адрес>.

Решением Хангаласского районного суда РС(Я) от 13.05.2017г. в удовлетворении исковых требований Терентьевой М.М., Терентьева М.Р. к администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) о признании права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами , зарегистрированные на администрацию МР «Хангаласский улус» РС(Я) отсутствующими–отказано. Данное решение суда вступило в законную силу 16.06.2015г.

Решением Хангаласского районного суда РС(Я) от 13.05.2017г. в удовлетворении исковых требований Терентьевой М.М., Терентьева М.Р. к администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) и к МКУ «Комитет по управлению муниципальным и земельным отношениям» МР «Хангаласский улус» РС(Я) о признании недействительными распоряжение администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) №1264-р от 01.08.2013г. «О предоставлении МКУ «КУМИ» земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование под причал №4 на паромной переправе <адрес>»; распоряжение администрации МР «Хангаласский улус» №1634-р от 01.11.2013г. «О предоставлении МКУ «КУМИ» земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование на подъездную автомобильную дорогу к паромной переправе <адрес>» –отказано. Данное решение суда вступило в законную силу 16.06.2015г.

Таким образом, с учетом решений Хангаласского районного суда РС(Я) от 13.05.2017г. и положений статьи 19 ЗК РФ и пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" суд приходит к выводу, что спорные земельные участки являются собственностью МР «Хангаласский улус» РС(Я) на законных основаниях.

При этом, Ассоциации судовладельцев Хангаласского улуса РС(Я) «Эргис» на праве постоянного пользования принадлежит земельный участок с назначением –под обустройство территории паромной переправы, общей площадью 55 000 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцам Терентьеву М.Р., Терентьевой М.М. на праве общей совместной собственности принадлежат:

-нежилое сооружение –причал, общей площадью 12 880 кв.м., расположенная по <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. .

-нежилое сооружение –подъездная автомобильная дорога, протяженностью 4000 км., необщего пользования, лит. А, расположенная по <адрес>, с кадастровым номером , с реестровым номером от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. , выпиской из государственного реестра автомобильных дорог.

Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. , подъездная автомобильная дорога поставлена на государственный кадастровый учет и объекту присвоен кадастровый .

Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ. , причал поставлен на государственный кадастровый учет и объекту присвоен кадастровый , данный земельный участок расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами .

Согласно п.3 ст. 35 Земельного кодекса РФ, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ.

Согласно положениям п. 1 ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела в суде) если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Системное толкование статей 35 и 36 ЗК РФ позволяет прийти к выводу, что собственник здания, строения, сооружения вправе испрашивать в собственность или в аренду земельный участок с целью эксплуатации таких объектов (зданий, строений, сооружений).

Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС(Я) (Росреестр) от 24.01.2014г. №1400/13-02-92790, приостановлено осуществление кадастрового учета земельного участка –причал, поскольку выявлено, что по предоставленным координатам граница уточняемого земельного участка (причал) пересекает границы других земельных участков с кадастровыми номерами . При этом технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при осуществлении кадастрового учета земельных участков , не обнаружено.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Судом установлено, что право административного ответчика на спорные земельные участки с кадастровыми номерами , на основании распоряжений администрации МР «Хангаласский улус» от 13.06.2013 №961-р, от 15.07.2013 №1066-р, от 01.08.2013 №1264-р, от 01.11.2013 №1634-р.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие правоустанавливающих документов на земельные участки у административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав, допущенных как при выделении земельных участков, так и при постановке их на государственный кадастровый учет с проведением кадастровых работ согласно Закона о кадастре.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Терентьева Михаила Романовича, Терентьевой Марии Михайловны к администрации Муниципального района «Хангаласский район» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным отказа от 16.11.2018г. о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами , отказа от 16.11.2018г. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости зарегистрированные права и обременения на земельные участки с кадастровыми номерами , и возложении обязанности устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административных истцов –отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Сыроватская О.И.

Решение изготовлено 25.12.2018 года.

2а-503/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Терентьев М.Р., Терентьева М.М.
Ответчики
Администрация МР "Хангаласский улус"
Суд
Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
pokrovsk.jak.sudrf.ru
27.11.2018Регистрация административного искового заявления
27.11.2018Передача материалов судье
30.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018Судебное заседание
25.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2019Дело оформлено
21.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее