подлинник
Дело № 2а-1256/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года г.Лаишево
Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибатовой Л.И,
с участием представителя административного истца по доверенности Кузнецова М.С,
представителя ответчика – Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хабирова А.А,
представителя заинтересованного лица - Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ Каштановой С.В,
представителя заинтересованного лица ОАО «ТАИФ» - Шайхутдинова А.А,
при секретаре Яруллиной Л.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по административному исковому заявлению Исполнительного комитета Лаишевкого муниципального района Республики Татарстан к Казанскому межрайонному природоохранному прокурору о признании незаконным представления № исполняющего обязанности Казанского межрайонного природоохранного прокурора В.В.Архипова от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Исполнительный комитет Лаишевкого муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с административным иском к Казанскому межрайонному природоохранному прокурору о признании незаконным представления № исполняющего обязанности Казанского межрайонного природоохранного прокурора В.В.Архипова от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что указанным представлением на административного истца незаконно возложены обязанности, не предусмотренные законом.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецов М.С административный иск поддержал по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика - Казанский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хабиров А.А иск не признал, просит отказать в его удовлетворении.
Представители заинтересованного лица – исполнительного комитета Орловского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан Каштанова С.В и ОАО «ТАИФ» Шайхутдинов А.А просили иск удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - Росимущества и Рослесхоза в суд не явились. Извещены. Представили отзыв.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Распоряжением Волжского межрегионального природоохранного прокурора В.В Селифанова от ДД.ММ.ГГГГ №-в исполнение обязанностей Казанского межрайонного природоохранного прокурора на период его служебной командировки с 8 по ДД.ММ.ГГГГ были возложены на старшего помощника прокурора Архипова В.В.
Согласно представления № исполняющего обязанности Казанского межрайонного природоохранного прокурора В.В.Архипова от ДД.ММ.ГГГГ, прокурором установлено, что решением Совета Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан «Об утверждении проекта внесения изменений в Генеральный план Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ № земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № включены в состав границ населенного пункта д.Орел Лаишевского муниципального района Республики Татарстан из состава земель лесного фонда.
На административного истца возложена обязанность:
1) безотлагательно рассмотреть представление с участием Казанского межрайонного природоохранного прокурора и принять конкретные меры, на устранение допущенных нарушений закона,
2) решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц муниципального органа к дисциплинарной ответственности,
3) о дате, времени и месте рассмотрения представления заблаговременно письменно сообщить в прокуратуру,
4) о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору письменно в установленный законом месячный срок.
Полномочию прокурора вносить названное представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его.
Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное - требование, содержащиеся в представлении прокурора, о привлечении виновных должностных лиц муниципального органа к дисциплинарной ответственности, означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.
Ранее указанные в представлении участки входили в состав земель лесного фонда Российской Федерации и располагались в границах кварталов №№, №, №, №, №, № Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества.
Указанные обстоятельства административным истцом, заинтересованным лицом не оспариваются, подтверждены также и письменными доказательствами – выписками из ЕГРН (л.д.31-45 т.1), сведениями из публичной карты (л.д.13-17 т.1), из которых следует, что изменение сведений произошло ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 4 статьи 23 Лесного кодекса РФ определено, что в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 1.1 статьи 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса).
Случаи, порядок и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации определены Земельным кодексом Российской Федерации (ст.ст.39.30-39.32).
Изменение категории земель не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из абзаца 2 пункта 1 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Статьями 19, 81, 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего кодекса), выделение особо защитных участков леса и установление их границ является исключительным полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 39 статьи 81 Лесного кодекса).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В силу пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, Рослесхоз осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Согласно пункту 10.14 названного положения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Рослесхоз издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Учитывая изложенные нормы, только Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) вправе принять решение о признании городским лесом (защитным лесом) растительности на территории населенного пункта.
Согласно положениям статей 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, при этом собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалы дела не содержат доказательства, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, № отнесены к городским лесам.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области вышеуказанные земельные участки были переданы в собственность Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Земельные участки в настоящее время не относятся к собственности Российской Федерации (л.д.3-4, 16-17 т.2).
Проект внесения изменения в генеральный план Орловского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ был рассмотрен и согласован письмом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № ав-03-31/4958.
Из отзыва Рослесхоза следует, что переводимые лесные участки относятся к защитным лесам и испрашивались под рекреационное использование для строительства объектов культурно-оздоровительного назначения. Создание городских лесов в границах населенных пунктов Орловского сельского поселения проектом генерального плана не предусматривалось (л.д.37-40 т.2).
Поскольку городской лес на территории населенного пункта не создан суд полагает, что в адрес Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района представление внесено не обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве, суд
решил:
Административное исковое заявление Исполнительного комитета Лаишевкого муниципального района Республики Татарстан к Казанскому межрайонному природоохранному прокурору о признании незаконным представления исполняющего обязанностей Казанского межрайонного природоохранного прокурора В.В.Архипова № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать незаконным представление исполняющего обязанности Казанского межрайонного природоохранного прокурора В.В.Архипова № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И.Сибатова