14 мая 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Фахрутдинова Р.Р., Шакуровой Рќ.Рљ.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Садиковой Р.Р¤.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Министерства внутренних дел РїРѕ Республике Татарстан РЅР° решение Азнакаевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 23 октября 2018 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Тугушева РЇРєСѓР±Р° Рбрагимовича Рє Министерству внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Республике Татарстан Рѕ признании незаконным действий (бездействия) РѕР± отказе РІ регистрации транспортного средства незаконным, обязании зарегистрировать право собственности РЅР° транспортное средство удовлетворить.
Признать незаконным действия (бездействие) Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан в отказе регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства КАМАЗ 53215-15 цистерна 2007 года выпуска, идентификационный номер ...., государственный номерной знак .... 116 rus.
Обязать Министерство внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Республики Татарстан зарегистрировать Р·Р° Тугушевым РЇРєСѓР±РѕРј Рбрагимовичем право собственности РЅР° транспортное средства РљРђРњРђР— 53215-15 цистерна 2007 РіРѕРґР° выпуска, идентификационный номер ...., государственный номерной знак: .... rus РІ течение 15 дней СЃРѕ РґРЅСЏ вступления настоящего решения РІ законную силу, Рѕ результатах исполнения настоящего решения сообщить РІ Азнакаевский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ, Тугушеву РЇ.Р., Управлению ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан, РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРјСѓ управляющему главы КФХ Каримова Р¤.Р ., Семенову Р’.Р’., РџРђРћ «Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРёВ» РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел РїРѕ Республике Татарстан Рсмаилова Р .Р¤., поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тугушев РЇ.Р. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании отказа Министерства внутренних дел РїРѕ Республике Татарстан РІ регистрации транспортного средства. Заявленные требования мотивированы следующим.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2016 года глава крестьянского (фермерского) хозяйства Каримов Ф.Р. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 сентября 2016 года конкурсным управляющим главы крестьянского фермерского хозяйства (далее – КФХ) Каримова Ф.Р. утвержден Семенов В.В.
Административный истец обратился РІ отделение Р“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району Республики Татарстан СЃ заявлением Рѕ постановке РЅР° учет транспортного средства РљРђРњРђР— 53215-15 цистерна СЃ государственным регистрационным знаком ...., 2007 РіРѕРґР° выпуска, находящегося РІ залоге Сѓ публичного акционерного общества (далее – РџРђРћ) «Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРёВ», приобретенного РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ купли продажи имущества РѕС‚ 3 мая 2018 РіРѕРґР° в„–03/05 Сѓ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ управляющего главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каримова Р¤.Р ., Семенова Р’. Р’.
По утверждению административного истца, ссылаясь на наложенный судебным приставом-исполнителем в отношении принадлежащих КФХ Каримов Ф.Р. транспортных средств запрет на регистрационные действия, административный ответчик в регистрации транспортного средства отказал.
Тутгушев РЇ.Р. РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконным действие Министерства внутренних дел РїРѕ Республике Татарстан, выразившееся РІ отказе РІ совершении регистрационных действий РІ отношении указанного транспортного средства Рё обязать административного ответчика устранить нарушение его прав путем регистрации РЅР° него указанного транспортного средства.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 23 октября 2018 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд нарушил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска, в том числе по мотиву пропуска установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Пропущенный административным ответчиком процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение суда восстановлен определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 8 февраля 2019 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Тугушев РЇ.Р. РІ СЃСѓРґ РЅРµ явился.
Азнакаевский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ПАО «Сбербанк России» и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан своих представителей в суд не направили.
На основании части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации принято предложение Министерства внутренних дел (далее – МВД) Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним (далее именуются - транспортные средства), принадлежащих юридическим и физическим лицам.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2018 года №399 утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила).
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что 3 мая 2018 РіРѕРґР° между конкурсным управляющим главы КФХ Каримов Р¤.Р ., Семеновым Р’.Р’., как продавцом Рё Тугушевым РЇ.Р. как покупателем заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ купли-продажиимущества в„–03/05, РїРѕ условиям которого глава КФХ Каримов Р¤.Р . РІ лице РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ управляющего Семенова Р’.Р’. РїСЂРёРЅСЏР» РЅР° себя обязательство передать РІ собственность Тугушева РЇ.Р. имущество РІ РІРёРґРµ транспортного средства автомобиля РљРђРњРђР— 53215-15 цистерна, 2007 РіРѕРґР° выпуска, СЃ государственным регистрационным знаком .....
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° СЃРІРѕРµ обращение РѕС‚ 15 мая 2018 РіРѕРґР° РІ отделение государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения отдела Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ Азнакаевскому району Республики Татарстан (далее – отделение Р“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району) РїРѕ вопросурегистрациина себя указанного транспортного средства Тугушев РЇ.Р. получил отказ административного ответчика СЃРѕ ссылкой РЅР° наличие запретов Рё ограничений РЅР° совершение регистрационных действий.
Разрешая данное дело, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что принятие арбитражным СЃСѓРґРѕРј РїРѕ делу .... решения Рѕ признании должника КФХ Каримова Р¤.Р . несостоятельным (банкротом) Рё введение процедуры РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕРіРѕ производства РІ соответствии СЃ законодательством Рѕ банкротстве является основанием для снятия ограничений, наложенных РІ отношении имущества такого лица, Рё СЃ учетом данного обстоятельства пришел Рє выводу Рѕ том, что действиями административного ответчика нарушены права Тугушева РЇ.Р., Рё РїСЂРёРЅСЏР» решение РѕР± удовлетворении заявленных требований.
Частью 3 статьи 62 КАС РФ установлено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Решение суда не соответствует указанным положениям процессуального закона.
Приказом МВД Российской Федерации от 7 августа 2013 года №605 (в редакции от 26 июня 2018 года) утвержден Административный регламент МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее – Административный регламент), которым установлен стандарт предоставления данной государственной услуги.
Пунктом 15 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Между тем, как следует из материалов дела, доказательств обращения административного истца в установленном порядке за предоставлением оспариваемой государственной услуги, в материалах дела не имеется.
Ссылка СЃСѓРґР° РЅР° то, что административный истец обратился РІ отделение Р“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району 15 мая 2018 РіРѕРґР°, имеющимися РІ материалах дела доказательствами также РЅРµ подтверждается.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом не были представлены необходимые документы для предоставления государственной услуги, является состоятельным.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец обратился в суд с пропуском установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения с административным исковым заявлением, имеющимися в материалах дела доказательствами также не опровергается.
Вопрос о том, действиями какого конкретно должностного лица, если такое нарушение имело место, были нарушены права административного истца, судом не выяснялся.
Обращает РЅР° себя РЅР° внимание также Рё то обстоятельство, что РЅРё отделение Р“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району, действия которого РІ рамках данного административного дела фактически обжалуются, РЅРё сам отдел РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району Рє участию РІ деле РІ качестве административных ответчиков РЅРµ привлечены.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку отделение Р“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району Рё отдел РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Азнакаевскому району Рє участию РІ деле привлечены РЅРµ были, решение СЃСѓРґР° подлежит безусловной отмене, как принятое СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права Рё РЅРѕСЂРј процессуального права, СЃ направлением дела РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РІ тот Р¶Рµ СЃСѓРґ.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 23
октября 2018 года по данному административному делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё