Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 сентября 2018 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре Пономаревой Е.С., с участием прокурора Манданова А.А., административного ответчика Медникова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1564/18 по административному исковому заявлению ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Медникову С. В. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Медникова С.В., указав в обоснование, что приговором Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 16.10.2015г. Медников С.В. осужден по п. «а» ч.3 ст.158, с применением ч.5 ст.62, ч.2 ст.68 УК РФ и ему назначено 3 года лишения свободы, без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 23.12.2016 года осужденному Медникову С.В. изменен вид исправительного учреждения, переведен из колонии строго режима в колонию поселения для дальнейшего отбытия наказания.
Срок наказания, назначенный осужденному Медникову С.В. истекает 02.11.2018 года.
Учитывая, что осужденный Медников С.В. совершил преступление при обстоятельстве, отягчающем наказание – опасный рецидив преступлений, административный истец просил суд установить в отношении данного осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор сроком на 8 лет и административные ограничения при освобождении по отбытии срока наказания, а именно: обязать являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время - с 22.00 до 06.00 часов; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании административный ответчик Медников С.В. не возражал против установления административного надзора, просил снизить количество явок в орган внутренних дел для регистрации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснение Медникова С.В., заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии с п.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ судом устанавливается административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221,277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В статье 2 Закона N 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно п.1 ч.3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункты 1 и 2) ст. 3 Федерального закона РФ N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Закона N 64-ФЗ.
Согласно ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как установлено в судебном заседании, приговором Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 16.10.2015г. Медников С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ и ему назначено наказание с учетом ч.5 ст.62, ч.2 ст.68 УК РФ в виде лишения свободы сроком 3 года, без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Обстоятельством, отягчающим наказание, судом учтен опасный рецидив преступлений.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 21.12.2015г. – приговор Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 16.10.2015г. в отношении Медникова С.В. оставлен без изменения.
Постановлением Емельяновского районного суда Красноярского края от 23.12.2016 года осужденному Медникову С.В. изменен вид исправительного учреждения, переведен из колонии строго режима в колонию поселения для дальнейшего отбытия наказания.
В соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ совершенное Медниковым С.В. преступление, предусмотренные п.«а» ч. 3 ст. 158 УК РФ относится к категории тяжких, за совершение которых судимость, в силу п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Из характеристики на Медникова С.В., выданной начальником отряда ФИО5 следует, что осужденный характеризуется посредственно. За период отбывания наказания допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что был объявлен выговор. Ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, но выводов не сделал. Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, целесообразно установить в отношении него административный надзор.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Медникова С.В. за период отбывания наказания имеет одно поощрение в виде снятия ранее наложенного взыскания, одно взыскание за нарушение распорядка дня в виде выговора. Данное взыскание снято
Из смысла закона установление административного надзора не является мерой публично-правовой ответственности, назначаемой за совершение какого-либо конкретного преступления либо за нарушение режима отбывания наказания. Административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия. Регулирующий данные правоотношения закон не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае ограничение прав и свобод Медникова С.В. предусмотрено Федеральным законом от 06.04.2011г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных в законе целей.
Юридически значимым обстоятельством для установления административного надзора в данном случае является факт совершения Медниковым С.В. тяжкого преступления при опасном рецидиве.
Принимая во внимание личность осужденного Медникова С.В., характер и степень общественной опасности совершенного преступления, наличие по приговору обстоятельства, отягчающего наказание – рецидив преступлений, который является опасным, срок погашения судимости за совершение преступления, суд полагает необходимым в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, административное исковое заявление ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю об установлении в отношении Медникова С.В. административного надзора удовлетворить, установить административный надзор на срок до погашения судимости 8 лет.
Суд, принимая решение об установлении административного надзора, исходит из положений ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ, которая содержит перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица, в том числе: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона), запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона), обязательной явкой от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона). Суд при установлении административного надзора одновременно устанавливает и административные ограничения, характер которых следует определить с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд, с учетом данных о личности Медникова С.В., обстоятельств совершения преступления – преступление, совершено в ночное время, в состоянии алкогольного опьянения, считает целесообразным установить в отношении Медникова С.В. административные ограничения, в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин, запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, запрета выезда за пределы Краснокаменского муниципального образования Забайкальского края.
Согласно разъяснениям, данными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 597-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Кроме того, административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, но не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Применение административного надзора обусловлено освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной судимости, за совершение преступления при опасном рецидиве.
Установление в отношении Медникова С.В. данных административных ограничений отвечает целям, декларируемым Федеральным законом, и может обеспечить индивидуальное профилактическое воздействие данных ограничений в течение установленного судом срока административного надзора.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в силу закона, при этом учитывая данные о личности Медникова С.В., суд считает правильным установления периодичности явки на регистрацию один раз в месяц.
Установленные в отношении Медникова С.В. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Установленные судом виды ограничений не допускают несоразмерного ограничений права поднадзорного лица на труд.
В то же время, если установленные судом ограничения действительно будут затруднять осуществление поднадзорным лицом трудовой деятельности, то он вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 64-ФЗ обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ КП-14 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Медникову С. В. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Медникова С. В., <данные изъяты>, уроженца <данные изъяты> административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости –8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и установить административные ограничения:
-один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в установленное органом внутренних дел время;
-запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22.00 до 06.00 часов по местному времени;
-запретить посещения мест общественного питания, в которых производится продажа спиртных напитков;
-запретить выезд за пределы Краснокаменского муниципального образования Забайкальского края.
Срок административного надзора исчислять Медникову С.В. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: И.В.Радионова