Дело №2-672/2019
(УИД 22RS0066-01-2018-005825-45)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Вешагуровой Е.Б.
при секретаре Сазыкиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурякова Д.И. к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности включить в список и предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Буряков Д.И. обратился в суд с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором с учетом уточнения исковых требований просил о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, в границах муниципального образования Первомайского района Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
В обоснование исковых требований Буряков Д.И. указал, что относится к категории лиц из числе детей- сирот. Решением исполнительного комитете Первомайского районного совета народных депутатов Алтайского края от 19 декабря 1988 года истец определен в учреждение общественного воспитания, ДД.ММ.ГГГГ- определен в Бийский дом ребенка, с ноября 1998 года по ДД.ММ.ГГГГ Буряков Д.И, находился в Алейском специальном детском доме на полном государственном обеспечении. Постановлением № администрации Первомайского района от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья, однако в 2010 году на обращение а орган местного самоуправления получил ответ о том, что утратил право на получение жилья в связи с достижением 23 лет. Ответом КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении жилого помещения истцу отказано, поскольку его учетное дело из органа местного самоуправления в надлежащий орган не поступало. Буряков Д.И. полагает, что в постановке на очередь ему отказано незаконно, так как на момент подачи документов, необходимых для включения его в список детей- сирот и по настоящее время, он членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения не являлась, за ним жилая площадь не закреплена, своевременной постановке на учет препятствовало незаконное снятие его с такого учета органом местного самоуправления, а также особенности психического развития истца, которые предопределили его поведение в при реализации права на обеспечение жильем.
В судебном заседании истец Буряков Д.И. и его представитель по ордеру- Кузиванова Л.П. на исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности- Смольякова О.В. возражала против удовлетворения исковых требованиях по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, администрация Первомайского района Алтайского края, КГБУ «Алейский коррекционный детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья» в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения сторон, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требования.
Как следует из материалов дела, Буряков Д.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории лиц из числе детей- сирот, поскольку его родители- ФИО5 и ФИО6 решением Новоалтайского горнарсуда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, а впоследствии умерли.
Решением Исполнительного комитета Первомайского районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Буряков Д.И. определен в учреждение общественного воспитания.
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ Боровихинский поселковый Совет народных депутатов Первомайского района Алтайского края гарантировал предоставление жилплощади Бурякову Д.И. по достижении им совершеннолетия и выходу из детского дома.
ДД.ММ.ГГГГ истец определен в Бийский дом ребенка, ДД.ММ.ГГГГ- переведен в Каменский детский дом, ДД.ММ.ГГГГ Буряков Д.И. переведен в Алейский государственный коррекционный детский дом, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Первомайского района Алтайского края истец поставлен на регистрационный учет для внеочередного получения жилья в 2005 году.
С сентября 2005 года истец обучался в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №60».
В марте 2009 года названное образовательное учреждение обратилось в администрацию Первомайского района Алтайского края с просьбой поставить на учет на первоочередное получение жилья и оказать помощь в трудоустройстве Бурякова. На указанный запрос органом местного самоуправления, несмотря на наличие постановления № от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что Буряков Д.И. с заявлением о постановке в очередь на улучшение жилищных условий не обращался.
Приказом №а КГОУ НПО «Профессиональный лицей №» Буряков Д.И. зачислен на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ КГОУ НПО «Профессиональный лицей №» направило запрос в администрацию Первомайского района о подтверждении постановки истца на регистрационный учет, на который администрацией дан ответ о том, что Буряков Д.И. состоял на учете, как не имеющий закрепленного жилья, однако утратил праов на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, поскольку достиг 23 летнего возраста.
На заявление истца ДД.ММ.ГГГГ администрацией Первомайского района Алтайского края сообщено, что в связи с достижением им 23 летнего возраста, Бурякову Д.И. необходимо обратиться в судебные органы для защиты своих прав.
Ответом КГКУ «Региональное жилищное управление» от 22 апреля 2019 года истцу отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку учетное дело из органа местного самоуправления в надлежащий орган не поступало.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом статуса ребенка-сироты в 1998 году) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Действовавшая на момент достижения ФИО7 возраста 18 лет редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ также предусматривала обеспечение лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а также регистрационный учет такой категории лиц.
Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2013 года) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" в качестве формы обеспечения жильем данной категории граждан предусматривалось выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.
Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
При этом как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как установлено судом, до достижения истцом совершеннолетия и до момента окончания учебных заведений вопросы о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья решались учреждениями общественного воспитания и образовательными урчеждениями путем направления запросов в администрацию Первомайского района Алтайского края.
Несмотря на наличие постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке Бурякова Д.И. на учет в получении жилья в 2005 году, орган местного самоуправления признал Бурякова Д.И. утративши право на предоставление жилья по достижении им 23 лет, при этом вопрос о снятии с учета надлежащим образом разрешен не был, постановлении о снятии с учета в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, бездействие компетентных органов не может служить основанием для ущемления прав граждан, в том числе права Бурякова Д.И. на получение жилья.
Самостоятельно своевременно реализовать свое право на получение жилья истец не мог ввиду особенностей психического развития, которые предопределили обучение его в специализированных коррекционных учебных заведениях, а также предоставление отсрочки от армии.
В соответствии с заключением по результатам экспериментально- психологического исследования Бурякова Д.И., проведенного медицинским психологом Кочетковой Е.П. КГБУЗ АККПБ, выявленные у истца индивидуально- психологические особенности в виде затруднения в формировании навыков, снижении когнитивных функций, повышенной истощаемости, внушаемости, пассивной подчиняемости, эмоциональной неустойчивости, снижении способности с прогнозированию возможных последствий собственных действий, оказали существенное влияние на его поведение в период 2009 года (обучение в училище, когда он впервые узнал о том, что нужно собирать документы для получения квартиры), способствуя формированию неадекватного представления о существе юридически значимых действий на момент заключения договора.
С учетом отсутствия правового опыта, пассивной подчиняемости, снижении когнитивных функций, повышенной истощаемости, выявленных у Бурякова Д.И., он не мог в период исследуемых событий правильно воспринимать существенные элементы происходящих событий, а также осознанно и самостоятельно принимать адекватное решение. Истец оставался в неведении относительно прогнозирования сложившихся обстоятельств.
Как пояснила допрошенная в качестве свидетеля знакомая Бурякова Д.И. к самостоятельным действиям истец не готов, все время надеется на кого- то и не доводит дела до конца, является очень нерешительным, рассеянным, многих элементарных вещей не понимает.
ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией при ОВК <адрес> Буряков Д.И. признан ограниченно годным к военной службе и зачислен в запас по состоянию здоровья в связи психическим расстройством вследствие органических поражений головного мозга при умеренно выраженных психических нарушениях.
С учетом изложенного, суд признает причины несвоевременной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья уважительными и удовлетворяет исковые требования Бурякова Д.И. о включении в соответствующий список.
На основании HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=C2DF33E21C4D51BE406416DF9E8905B789CE09FFDE1BE7EDA4B6F96ECC535ADBF1557F7465№"Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 57-ЗС, вступившего в законную силу 01.08.2016, в ст. 17-1, Закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" внесены изменения, согласно которым уполномоченным на принятие на учет и предоставление жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является КГКУ «Региональное жилищное управление».
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является КГКУ «Региональное жилищное управление».
Требование о признании права на обеспечение жилым помещением является основанием иска, поэтому самостоятельному разрешению не подлежит.
На момент рассмотрения дела истец зарегистрирован <адрес> фактически проживает в городе Барнауле.
Указанное жилое помещение истцу не принадлежит, является зданием Алтайского транспортного техникума.
Соответственно, Буряков Д.И, имеет право на обеспечение жилым помещением в границах муниципального образования - <адрес>.
Кроме того, каких-либо сведений о закреплении за истцом жилого помещения, ответчиком в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит, что доводы стороны истца о нарушении прав Бурякова Д.И. по обеспечению жильем, полностью установлены в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, 20 ░░░░░ 1987 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░. ░, ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░