УИД 12RS0008-01-2022-001672-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Медведево 27 октября 2022 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре Игошиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Республики Марий Эл к Скворцову С.Б., Скворцовой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скворцова Н.С., Скворцова П.С., о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставлении другого жилого помещения, и встречному исковому заявлению Скворцова С.Б., Скворцовой О.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Скворцова Н.С., Скворцова П.С., к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Марий Эл, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области об оспаривании решения жилищной комиссии, признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Медведевского района Республики Марий Эл обратилась в суд с иском к Скворцову С.Б., Скворцовой О.В., несовершеннолетним Скворцову Н.С., Скворцову П.С., в котором просили признать ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: ..., и выселить ответчиков из указанного служебного жилого помещения. В обоснование иска указано, что служебное жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено Скворцову С.Б. вместе с членами семьи - женой Скворцовой О.В., сыновьями Скворцовым Н.С. Скворцовым П.С., в связи с работой в органах прокуратуры Республики Марий Эл. После увольнения из органов прокуратуры Скворцов С.Б. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, договор найма служебного помещения прекратил свое действие, в связи с чем, у Скворцова С.Б. и членов его семьи прекращено право пользования служебным помещением. Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 г. Скворцову С.Б. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии п.3 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и п. 1.3 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утверждённого приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2018 г. № 624, поскольку им ранее уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации им и его женой жилого помещения, расположенного по адресу: ... и предоставленного ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры на основании приказа прокурора Новоторъяльского района Республики Марий Эл от 09.10.1995 г. № 28. При этом прокуратуре Республики Марий Эл поручено провести мероприятия по освобождению служебной квартиры, занимаемой ответчиками, и расторжении договора найма служебного жилого помещения. Решение жилищной комиссии было обжаловано Скворцовым С.Б., оставлено без изменения. 08 сентября 2021 г. прокуратурой республики Скворцову С.Б. предложено расторгнуть договор найма служебного жилого помещения и освободить его, однако ответчики до настоящего времени не освободили спорное жилое помещение.
Скворцов С.Б., Скворцова О.В., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Скворцова Н.С., Скворцова П.С. обратились со встречным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Прокуратуре Республики Марий Эл, в котором просят признать незаконным пункт 3.49 протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 г., признать за Скворцовым С.Б., Скворцовой О.В., Скворцовым П.С., Скворцовым Н.С. право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ... по 1/4 доли за каждым; определить суммы оплаты площади передаваемого жилого помещения по адресу: ..., превышающий установленный размер общей площади жилого помещения, в размере 31465 руб., которая подлежит уплате Скворцовым С.Б. в доход федерального бюджета в течение 20 рабочих дней после вступления решения суда в силу. В обоснование встречного искового заявления указали, что не согласны с решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 г., которым Скворцову С.Б. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении занимаемого служебного жилого помещения по адресу: ..., в собственность. Скворцов С.Б. проходил службу в органах прокуратуры Республики Марий Эл с 30 июля 1984 г. по 05 ноября 2015 г., его стаж работы в органах прокуратуры составляет 30 лет 7 месяцев 18 дней. 09 октября 1995 года Скворцову С.Б. на состав семьи из трех человек представлена .... Указанная квартира приобретена администрацией п. Новый Торъял на основании договора купли-продажи от 14 августа 1994 г. Согласно условиям договора квартира приобретена за 42000000 руб., из которых 20000000 руб. выделяется Новоторъяльскому поссовету прокуратурой Республики Марий Эл, после приобретения Новоторъяльский поссовет предоставляет данную квартиру прокуратуре Новоторъяльского района. Однако сведений подтверждающих факт перечисления денежных средств прокуратурой республики администрации п. Новый Торъял на приобретение указанной квартире не имеется, правовых оснований для перечисления денежных средств за квартиру также не имелось в силу действующего на тот момент законодательства. Первоначально указанная квартира определена служебной, предоставлена Скворцову С.Б., 20 ноября 1995 г. выдан ордер № 29 на служебное жилое помещение. Однако впоследствии квартира исключена из числа служебных по результатам рассмотрения протеста и.о. прокурора Новоторъяльского района, Скворцову С.Б. 04 июня 1999 г. выдан ордер № 7 установленного образца на право занятия вышеуказанной квартиры. Скворцов С.Б. выехал из данного жилого помещения в октябре 2004 г. в связи с прекращением брачных отношений со Скворцовой Н.Ф., брак между ними был расторгнут в феврале 2005 г. На основании заявления бывшей жены Скворцова С.Б. – Скворцовой Н.Ф. от 23 декабря 2004 г. указанная квартира передана бесплатно в собственность Скворцовой Н.Ф. и несовершеннолетнего сына Скворцова А.С. в порядке приватизации. На момент приватизации Скворцова Н.Ф. не являлась членом семьи Скворцова С.Б., в связи с прекращением семейных отношений и последующим расторжением брака, а несовершеннолетний Скворцов А.С. по соглашению между родителями остался проживать с матерью. Скворцов С.Б. от участия в приватизации отказался. При таких обстоятельствах, полагают неверными выводы жилищной комиссии о том, что Скворцова Н.Ф., являясь супругой Скворцова С.Б., приватизировала указанное жилое помещение, и что Скворцов С.Б. ранее уже реализовал право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации жилого помещения, представленного в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, которым Скворцов С.Б. был обеспечен в период работы прокурором Новоторъяльского района, не относилось к государственному жилищному фонду, федеральные денежные средства на него не выделялись, являлось муниципальным жильем. Жильем за счет государства Скворцов С.Б. не был обеспечен. Спорное служебное помещение предоставлено Скворцову С.Б. и членам его семьи в связи с признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в котором ответчика проживают с августа 2010 г. по настоящее время. Скворцов С.Б. соответствует необходимым условиям, установленным для предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления занимаемого служебного помещения в собственность, так как имеет требуемый стаж работы, ранее право на предоставление жилого помещения в собственность не реализовано, в связи с чем имеет право на приобретение занимаемого им служебного жилого помещения в собственность, в чем ему необоснованно отказано. Ранее Скворцов С.Б. уже обращался с жалобой на решение жилищной комиссии к Генеральному прокурору Российской Федерации, в удовлетворении жалобы ему было отказано, поэтому у истцов отсутствует иная возможность кроме как в судебном порядке защитить свои нарушенные права и реализовать свое право на передачу жилого помещения в собственность. На оплату стоимости доли, превышающий размер жилого помещения, определяемый на основании п.п. 7-9 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», на 0,9 кв.м. в размере 31465 руб., в соответствии с заключенным 16 декабря 2020 г. соглашением между Прокуратурой Республики Марий Эл и Скворцовым С.Б., истцы согласны.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Афанасьева Н.И., действующая по доверенности от истца по первоначальному иску Прокуратуры Республики Марий Эл от 17 октября 2022 г. и ответчика по встречному исковому заявлению, доверенности от ответчика по встречному исковому заявлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 июля 2022 г. в порядке передоверия, требования первоначального искового заявления поддержала по основаниям в нем изложенным. В удовлетворении встречного искового заявления просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на встречное исковое заявление, поскольку Скворцову С.Б. уже было предоставлено служебное помещение ..., право на приобретение которого в собственность он уже реализовал в связи с приватизацией данного жилого помещения бывшей женой и сыном.
Ответчики по первоначальному исковому заявлению и истцы по встречному исковому заявлению Скворцов С.Б., Скворцова О.В., несовершеннолетние Скворцов Н.С., Скворцов П.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному исковому заявлению Скворцова С.Б., Скворцовой О.В. по доверенности Мингазов Р.Ш. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении первоначальных исковых требований, поскольку ответчики имеют право на передачу им в собственность занимаемого ими служебного жилого помещения. Кроме того, Скворцов С.Б. является пенсионером по старости, в связи с чем, не подлежит выселению из служебного жилого помещения. Также полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованием о выселении. Требования встречного искового заявления просит удовлетворить по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика по встречному исковому Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Привлеченный к участию в деле для заключения по делу Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Управления по вопросам миграции МО МВД России «Медведевский» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей Гайнуллиной Н.Н., Тонкова В.В., изучив материалы настоящего дела, жилищное дело Скворцова С.Б., суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Скворцов С.Б. с 30 июля 1984 г. по 05 ноября 2015 г. проходил службу в органах прокуратуры Республики Марий Эл: с 30 июля 1984 г. в должности стажера прокуратуры Сернурского района, с 30 июля 1985 г. в должности старшего помощника прокурора Сернурского района, с 10 июня 1988 г. в должности прокурора Новоторъяльского района, с 23 января 2006 г. в должности прокурора Медведевского района, с 12 ноября 2007 г. по 25 ноября 2011 г. в должности прокурора г. Йошкар-Олы, 25 ноября 2011 г. уволен из органов прокуратуры Республики Марий Эл в отставку в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (подпункт «а» пункта 3 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
11 июля 2012 г. вновь принят на службу на должность помощника прокурора Медведевского района Республики Марий Эл. 02 сентября 2013 г. переведен на должность заместителя прокурора Медведевского района Республики Марий Эл. 05 ноября 2015 г. уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Общий стаж работы Скворцова С.Б. в органах прокуратуры составляет 30 лет 7 месяцев 18 дней.
05 ноября 2005 г. между Скворцовым С.Б. и Афанасьевой О.В. (после заключения брака Скворцова) заключен брак, актовая запись о заключении брака № ..., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ЕС № ....
Согласно свидетельствам о рождении серии I-ЕС № ..., серии I-ЕС № ... Скворцов Н.С., Скворцов П.С. являются детьми Скворцова С.Б. и Скворцовой О.В.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции от 04 ноября 2005 г., прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.12.2005 N 737 (в редакции действовавшей до 17.07.2006 г.) "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 - 2006 годах" установлено, что ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Общим собранием трудового коллектива прокуратуры Медведевского района Республики Марий Эл от 30 января 2006 г. Скворцов С.Б. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении служебного жилья.
27 марта 2007 г. между Прокуратурой Республики Марий Эл и Скворцовым С.Б. заключен договор найма служебного жилого помещения № 8, согласно которому Скворцову С.Б. и членам его семьи (Скворцовой О.В. - жене, Скворцову Н.С. - сыну) передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства от государственной регистрации права от 07 мая 2007 г. № ..., квартира общей площадью 62,0 кв.м., расположенное в ..., для временного проживания в нем в период работы в органах прокуратуры.
На основании государственного контракта № ... от 25 мая 2010 г. Прокуратурой Республики Марий Эл приобретена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., общей площадью <данные изъяты> кв.м.
01 июня 2010 г. зарегистрировано право оперативного управления Прокуратуры Республики Марий Эл на указанную квартиру, о чем сделана запись о регистрации № ....
На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Республики Марий Эл от 04 июня 2010 г. ... включена в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям.
16 марта 2011 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение, о чем имеется запись о регистрации № ....
04 июня 2010 г. Прокуратурой Республики Марий Эл квартира по вышеуказанному адресу на основании договора найма служебного жилого помещения № 19 предоставлена прокурору г. Йошкар-Олы Скворцову С.Б. совместно с членами семьи Скворцовой О.В. (жена), Скворцовым Н.С. (сын), Скворцовым П.С. (сын). Договор заключен на время прохождения службы в прокуратуре Республики Марий Эл.
В связи с увольнением Скворцова С.Б. из органов прокуратуры жилищно-бытовой комиссией прокуратуры Республики Марий Эл принято решение, оформленное протоколом № 50 от 28 ноября 2011 г., о выделении указанной квартиры старшему прокурору отдела прокуратуры республики Скворцовой О.В., которая признана нуждающейся в предоставлении жилья 08 декабря 2004 г., и заключении с ней договора найма служебного жилого помещения.
28 ноября 2011 г. между Прокуратурой Республики Марий Эл и старшим прокурором отдела прокуратуры республики Скворцовой О.В. заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ... на время прохождения службы в прокуратуре Республики Марий Эл. Согласно п. 4 указанного договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Скворцов С.Б. (муж), Скворцов Н.С. (сын), Скворцов П.С. (сын).
С 24 мая 2012 г. Скворцова О.В. на основании приказа прокурора Республики Марий Эл освобождена от должности и уволена из прокуратуры Республики Марий Эл в связи с назначением на должность судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл.
В связи с увольнением из органов прокуратуры Скворцовой О.В., решением жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Республики Марий Эл от 12 июля 2012 г. трехкомнатная ... выделена помощнику прокурора Медведевского района Скворцову С.Б., с которым заключен договор найма служебного жилого помещения № 28 от 16 июля 2012 г., состав семьи: семьи Скворцова О.В. (жена), Скворцов Н.С. (сын), Скворцов П.С. (сын).
В указанном жилом помещении Скворцов С.Б., Скворцова О.В., Скворцов Н.С., Скворцов П.С. зарегистрированы с 04 августа 2010 г. и проживают по настоящее время.
Приказом прокурора Республики Марий Эл от 02 ноября 2015 г. № 173к Скворцов С.Б. уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет 05 ноября 2015 г.
Согласно пункту 17 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях: а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" в соответствии с пунктом 25 статьи 44.1, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации утверждено «Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)».
Настоящее Положение устанавливает порядок признания нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата) прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации (далее - прокуроры) и граждан, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях) и ведения такого учета, а также порядок принятия решений о предоставлении им единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность).
Согласно п.п. 1.2, 1,3 Положения право на получение единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях прокуроры, имеющие стаж службы в органах прокуратуры Российской Федерации и ее организациях не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а лица, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", - независимо от стажа.
Единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.
Пунктом 1.4 Положения установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность гражданам при наличии условий и оснований, установленных в пунктах 1.2 и 1.3 Положения.
Для признания нуждающимися в жилых помещениях и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях прокуроры (граждане) подают в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление по форме согласно приложению N 1 к Положению и документы, указанные в приложении N 2 к Положению (далее - необходимые документы) (п. 2.1. Положения).
Прокуроры (граждане), признанные нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.5 Положения).
Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.
Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования:
с прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним специализированными прокурорами - в отношении прокуроров (граждан) прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также прокуроров (граждан) структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, осуществляющих (осуществлявших) служебную деятельность на постоянной основе по месту дислокации соответствующих прокуратур субъектов Российской Федерации.
В случае, если общая площадь передаваемого жилого помещения превышает размер общей площади жилого помещения, определенный пунктами 7 - 9 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", то жилое помещение передается в собственность прокурорам (гражданам) при их согласии на получение в собственность этого жилого помещения и оплату такого превышения за счет их собственных средств в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 N 850 (п. 3.13. Положения).
В этом случае такое письменное согласие направляется в Комиссию одновременно с материалами на предоставление прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.
При этом оформляется соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (далее - соглашение), по форме, предусмотренной в приложении N 5 к Положению, которое вступает в силу после принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.
В целях реализации права на предоставление занимаемого служебного помещения в собственность Скворцов С.Б. 24 июня 2020 г. подал в жилищную комиссию прокуратуры Республики Марий Эл заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» с составом семьи: супруга Скворцова О.В., сын Скворцов Н.С., сын Скворцов П.С., а также заявление о предоставлении ему в собственность на основании п. 2 п. 6 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» занимаемого им и членами его семьи служебного помещения, расположенного по адресу: ....
Жилищной комиссией прокуратуры Республики Марий Эл на заседании 15 декабря 2020 г. рассмотрены заявления Скворцова С.Б. Жилищной комиссией установлено, что стаж Скворцова С.Б. на момент увольнения из органов прокуратуры составил 30 лет 7 мес. 18 дней. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Отделение по Республике Марий Эл Скворцов С.Б., Скворцова О.В., Скворцов Н.С., Скворцов П.С. собственниками жилых помещений не являются, проживают и зарегистрированы в служебном помещении по вышеуказанному адресу. Скворцовой О.В. в связи с работой в должности судьи Верховного Суда Республики Марий Эл единовременная социальная выплаты или жилое помещение не предоставлялось. Занимаемой Скворцовым С.Б. служебное жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., что превышает размер общей площади жилого помещения, определённый на основании п.п. 7 – 9 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на 0,9 кв.м. и подлежит оплате за счет собственных средств.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии прокуратуры Республики Марий Эл о 15 декабря 2020 г. № 19, утверждённому прокурором Республики Марий Эл С.Г. Беляковым, комиссия постановила внести предложения прокурору Республики Марий Эл о наличии оснований для согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания Скворцова С.Б. нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, и о представлении Скворцову С.Б. вместо единовременной социальной выплаты в собственность занимаемого служебного жилого помещения по адресу: ....
16 декабря 2020 г. между прокуратурой Республики Марий Эл и Скворцовым С.Б. заключено соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающий установленный размер общей площади жилого помещения, согласно которому Скворцов С.Б. за счет собственных средств перечисляет денежные средства в размере 31465,80 руб. в доход федерального бюджета в течение 20 рабочих дней после принятия распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении жилого помещения в собственность.
Материалы по рассмотрению жилищного вопроса Скворцова С.Б. направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 г. № 2 (пункт 3.49 протокола заседания жилищной комиссии) Скворцову С.Б. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пунктом 1.3 Положения, поскольку им уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации им и его женой жилого помещения общей площадью 45,8 кв.м., расположенного по адресу: ..., и представленного ему в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. В связи с этим принято решение не выходить к Генеральному прокурору Российской Федерации с предложением о наличии оснований для предоставления Скворцову С.Б. занимаемого служебного жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ... в собственность. Указано на необходимость прокуратуре Республике Марий Эл провести мероприятия по освобождению указанной служебной трехкомнатной квартиры и расторжению договора найма служебного жилого помещения от 04.06.2010 г. № 19.
Не согласившись с решением жилищной комиссией, Скворцов С.Б. направил жалобу в порядке пункта 6.8.3 Положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры, увт. Приказом Генпрокуратуры России от 16.11.2018 г. № 769, на имя Генерального прокурора Российской Федерации и дополнения к ней, поступившие в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации 15 ноября 2021 г. и 31 января 2022 г. соответственно.
Жалобы Скворцова С.Б. рассмотрены на заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и решением жилищной комиссии от 18 февраля 2022 г. № 1 оставлены без удовлетворения, решение, принятое на заседании жилищной комиссии 04 августа 2021 г. (протокол № 2), оставлено без изменения.
Однако с таким решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06 октября 1995 г. Скворцов С.Б., прокурор Новоторъяльского района Республики Марий Эл, обратился с заявлением к прокурору Республики Марий Эл о предоставлении ему квартиры для улучшения жилищных условия, купленной прокуратурой района в ..., на состав семьи из трех человек.
Согласно приказу прокуратуры Республики Марий Эл от 09 октября 1995 г. № 28 14 августа 1995 г. на основании договора купли-продажи, заключенного между продавцом Королевым В.Н. и покупателями в лице представителей прокуратуры Республики Марий Эл и администрации Новоторъяльского района на долевых условиях куплена трехкомнатная квартира .... Указанная квартира предоставлена прокурору Новоторъяльского района Скворцову С.Б. и членам его семьи, состоящей из 3-х человек.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 17.01.1992 г.) местные Советы народных депутатов, местная администрация обязаны предоставлять прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенную жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке, а при назначении на должность - в течение шести месяцев.
Таким образом, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений законодательством, вопрос обеспечения благоустроенными жилыми помещениями прокурорских работников относился к ведению местных администраций по месту службы работника прокуратуры. При этом выделения денежных средств на приобретение квартиры для работника прокуратуры из федерального бюджета не предусматривалось. Возможность передачи в собственность предоставленных работникам прокуратуры жилых помещений также не была предусмотрена.
Из договора купли-продажи от 14 августа 1995 года, усматривается, что он заключен между продавцом Королевым В.Н. и покупателем Новоторъяльским поссоветом в лице главы администрации. Согласно условиям данного договора стоимость квартиры по вышеуказанному адресу 42000000 руб., из которых 20000000 руб. выделяется Новоторъяльскому поссовету Прокуратурой Республики Марий Эл. После приобретения квартиры Новоторъяльский поссовет данную квартиру предоставляет прокуратуре Новоторъяльского района.
Постановлением администрации поселка Новый Торъял Республики Марий Эл от 10 ноября 1995 г. № 76 «а» приобретённая на долевых условиях трехкомнатная квартира ... определена служебной, предоставлена прокурору Новоторъяльского района Скворцову С.Б. на состав семьи из трех человек.
20 ноября 1995 г. администрацией п. Новый Торъял Скворцову С.Б. выдан ордер № 29 на вышеуказанное служебное жилое помещение на семью из трех человек: Скворцов С.Б., жена Скворцова Н.Ф., сын Скворцов А.С.
Вместе с тем, постановлением администрации поселка Новый Торъял № 49 от 17 июля 1996 г. на основании рассмотрения протеста и.о. прокурора Новоторъяльского района о незаконном включении в число служебных жилых помещений ..., предоставленной прокурору Новоторъяльского района Республики Марий Эл, отменено постановление № 76-а от 10.11.1955 г. «О служебной квартире» в части определения ... служебной.
На основании указанного постановления 04 июня 1999 г. Скворцову С.Б. выписан новый ордер № 7 на данную квартиру установленного образца.
По сведениям администрации Новоторъяльского муниципального района от 02 ноября 2021 г. № 466 в архивных документах фонда № 253 «Администрации п. Новый Торъял» за 1995 год, документов или сведений, подтверждающих перечисление 20000000 руб. прокуратурой Республики Марий Эл администрации п. Новый Торъял на приобретение квартиры у Королева В.Н. по договору купли-продажи от 14.08.1995 г., не имеется. В годовом отчете об исполнении бюджета администрации поселка Новый Торъял за 1995 г. не имеется сведений о перечислении 20000000 руб. прокуратурой Республики Марий Эл администрации посёлка Новый Торъял на приобретение квартиры у Королева В.Н. по договору купли-продажи от 14.08.1995 г.
В своих возражениях прокурор ссылается на перечисление прокуратурой Республики Марий Эл денежных средств в размере 20000000 руб. администрации п. Новый Торъял за квартиру, приобретенную для прокурора Новоторъяльского района Скворцова С.Б., в подтверждение чего представлена справка о приобретенной и полученной жилой площади за 1995 г. В указанной справке имеются сведения о приобретении за счет средств федерального бюджета двух 3-комнатных квартир стоимостью 137000, трех 3-комнатных квартир за счет средств, выделенных местной администрацией. Из данной справки не представляется возможным сделать вывод и выделении средств федерального бюджета на приобретение квартиры для Скворцова С.Б.
Записи на оборотной стороне справке, выполнены простым карандашом, подписаны гл. бухг. без расшифровки подписи также простым карандашом, что не отвечает требованиям допустимости доказательств, поэтому не могут быть приняты судом во внимание.
Поскольку в силу действовавшего на момент приобретения квартиры и представления ее Скворцову С.Б. федерального законодательства не требовалось выделения федеральных денежных средств местным администрациям для обеспечения прокуроров жилыми помещениями, следовательно, правовых оснований для перечисления денежных средств прокуратурой республики для приобретения жилого помещения в п. Новый Торъял для Скворцова С.Б. не имелось. Допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о приобретение квартиры в п. Новый Торъял в том числе за счет средств федерального бюджета, суду не представлено.
Таким образом, на основании совокупности приведенных доказательств и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ... была предоставлена Скворцову С.Б. на условиях социального найма, указанная квартира являлась муниципальной собственностью, из числа служебных жилых помещений исключена.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 22.08.2004) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справки МУП «Новоторъяльский жилсервис» от 13.09.2021 г. № 148 Скворцов С.Б. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..., с 09 января 1996 г. по 18 мая 2007 г.
23 декабря 2004 г. Скворцова Н.Ф., действуя от своего имени и от имени проживающего с ней несовершеннолетнего сына Скворцова А.С., обратилась в приватизационную комиссию при Новоторъяльском МУМПКХ с заявлением о приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: пос. ...
Скворцов С.Б. 21 декабря 2004 г. подал заявление, в котором просил не включать его в число участников общей собственности приватизируемой квартиры по данному адресу.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Новоторъяльский район» Республики Марий Эл № 128-Р от 20 декабря 2004 г. разрешена приватизация жилой квартиры по вышеуказанному адресу Скворцовой Н.Ф.
31 декабря 2004 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Новоторъяльский район» Республики Марий Эл и Скворцовой Н.Ф. заключен договор на передачу данной квартиры в собственность граждан, согласно которому квартира передана бесплатно в общую долевую собственность на 2 человек: Скворцовой Н.Ф. (1/2 доля) и Скворцова А.С. (1/2 доли).
Право собственности Скворцовой Н.Ф. и Скворцова А.С. на указанное жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 февраля 2005 г., запись регистрации права № ....
Скворцов С.Б., Скворцова О.В. во встречном исковом заявлении указывают, что указанная квартира приватизирована Скворцовой Н.Ф. после прекращения фактических брачных отношений со Скворцовым С.Б., в связи с чем членом семьи участников приватизации он не являлся.
Согласно свидетельству о расторжении брака серии I-ЕС № ... от 29 марта 2005 г. брак между Скворцовым С.Б. и Скворцовой Н.Ф. прекращен 14 февраля 2005 г. на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Новоторъяльского района Республики Марий Эл от 02 февраля 2005 г.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Новоторъяльского района от 01 декабря 2004 г. по делу № 2-500 со Скворцова С.Б. в пользу Скворцовой Н.Ф. взысканы алименты на содержание Скворцова А.С. в размере 1/2 части всех доходов ежемесячно с 01 декабря 2004 г. до совершеннолетия ребенка. Согласно отметки об исполнении судебного приказа, сделанной бухгалтерией прокуратуры Республики Марий Эл, из заработной платы Скворцова С.В. в пользу Скворцовой Н.Ф. произведены удержания по алиментам начиная с 01 декабря 2004 г. по 28 марта 2009 г. в сумме 683048,27 руб.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 суду показала, что работает в прокуратуре Новоторъяльского района Республики Марий Эл с 01 февраля 2000 г., близко знакома со Скворцовым С.Б. и его бывшей женой Скворцовой Н.Ф., поскольку находились в родственных отношениях. Также знакома со Скворцовой О.В., которая была принята на работу в Новоторъяльскую прокуратуру в 2003 г. В период работы в п. Новый Торъял Скворцова О.В. проживала по .... После переезда Скворцовой О.В. в г. Йошкар-Олу в связи с переводом в прокуратуру Республики Марий Эл осенью 2004 г. в квартиру, ранее занимаемую Скворцовой О.В., вселился Скворцов С.Б., данный адрес свидетель указывала в качестве места жительства Скворцова С.Б. в ежемесячном графике дежурств оперативных работников прокуратуры. В указанный период времени осенью 2004 года у Скворцова С.Б. с женой Скворцовой Н.Ф. сложились конфликтные отношения, вследствие чего он был вынужден переехать из квартиры, занимаемой его семьей. С указанного времени Скворцов С.Б. вместе с семьей не проживал, сын остался проживать с матерью.
Свидетель ФИО2., собственник жилого помещения в п. ..., суду показал, что данную квартиру сдавали работнику прокуратуры, которую звали Ольга. После того как она съехала из квартиры, осенью 2004 года принадлежащую им квартиру сдали в наем прокурору Скворцову, который рассчитывался за найм жилья наличными денежными средствами с детьми Тонакова В.В. В квартире Скворцов проживал около года.
Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что фактически брачные отношения между Скворцовым С.Б. и Скворцовой Н.Ф. были прекращены осенью 2004 г., их совместный несовершеннолетний сын Скворцов А.С. по взаимному согласию родителей остался проживать с матерью. Впоследствии брак между Скворцовым С.Б. и Скворцовой Н.Ф. был расторгнут. Регистрация Скворцова С.Б. в указанном жилом помещении носила формальный характер, не являлась его фактическим местом жительства. О прекращении брачных отношений указывает также тот факт, что 01 декабря 2004 г. со Скворцова С.Б. были взысканы алименты в пользу Скворцовой Н.Ф. на содержание сына Скворцова А.С. Следовательно, по смыслу ст. 69 Жилищного кодекса РФ, Скворцова Н.Ф. и малолетний Скворцов А.С. не являлись членами семьи Скворцова С.Б. на момент приватизации квартиры в пос. Новый Торъял. Скворцова Н.Ф. приобрела данную квартиру в собственность в порядке приватизации после прекращения брачных отношений со Скворцовым С.Б., который на тот момента уже не являлся членом семьи участников приватизации жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что квартира по адресу: ..., не являлась служебной, относилась к муниципальному жилищному фонду, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о приобретении квартиры в том числе за счет средств федерального бюджеты, выводы жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, изложенные в решении № 2 от 04 августа 2021 г., об отказе в признании Скворцова С.Б. нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях представления занимаемого служебного помещения в собственность, в связи с тем, что ранее им уже было реализовано право на получение жилого помещения в связи с прохождением службы в органах прокуратуры Российской Федерации, являются неверными.
Согласно п. 5 ст. 41 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 №О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции действовавшей в период с 01 июля 2003 г. по 31 декабря 2004 г.) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.
Занимаемые прокурорами и следователями жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.
В силу ранее действовавшего правового регулирования возможность передачи прокурорам в собственность жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма, не была предусмотрена. При выезде Скворцова С.Б. из ранее занимаемого жилого помещения в пос. Новый Торъял, данное жилое помещение у него не истребовано, о незаконности приватизации жилого помещения не заявлено. На момент отказа Скворцова С.Б. от приватизации жилого помещения Федеральный закон «О прокуратуре РФ» не относил к особым условиям обеспечения прокурорских работников жилым помещением требование об однократности предоставления жилищных гарантий и не предусматривал обязанности прокурорского работника приватизировать предоставленное ему жилое помещение в связи с работой в органах прокуратуры, либо сдать его органу местного самоуправления при переводе на другое место службы. Соответственно, приватизация жилого помещения бывшими членами семьи работника прокуратуры, не может рассматриваться как препятствие для реализации представленных ему гарантий на жилищное обеспечение в соответствие с действующим правовым регулированием.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Целью указанного закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 постановления от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указал, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
По смыслу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" член семьи нанимателя вправе выразить как свое согласие на получение жилья в собственность, так и не согласие с этим. Предусматривая согласие членов семьи нанимателя как необходимое условие приватизации, законодатель не ставит необходимость получения такого согласия в зависимость от каких-либо условий и в случае отказа члена семьи нанимателя дать такое согласие не требует установления причин или мотивов такого волеизъявления, поскольку они не влекут за собой никаких правовых последствий.
В связи с изложенным, отказ Скворцова С.Б. от участия в приватизации не может рассматриваться как злоупотребление правом или намеренное ухудшение своих жилищных условий, поскольку участие в приватизации являлось его правом, а не обязанностью, также как и право бывших членов его семьи на приобретение занимаемого ими на условиях социального найма жилого помещения не могло было быть поставлено в зависимость от его решения приватизировать жилое помещение, иное бы привело к созданию препятствий для осуществления их жилищных прав. Таким образом, отказ от участия в приватизации Скворцова С.Б. не может служить основанием для утраты права на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и приобретения служебного жилого помещения в собственность. Даже если оценивать добровольный отказ от пользования жилым помещением, расположенным по месту службы работника органа прокуратуры, как намеренное ухудшение жилищных условий, то с указанного момента прошло более 5 лет, поэтому данное обстоятельство также не может являться препятствием для признания Скворцова С.Б. нуждающимся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, выводы жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ о реализации Скворцовым С.Б. права на получение жилого помещения в связи с прохождением службы в органах прокуратуры Российской Федерации, послужившие основанием для отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и передачи служебного жилого помещения в собственность, противоречат установленных по делу обстоятельствам, не могут быть признаны судом законными и обоснованными.
Как видно из материалов дела Скворцов С.Б. и члены его семьи Скворцова О.В., Скворцов Н.С., Скворцов П.С. не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, проживают в служебном помещении, т.е. Скворцов С.Б. соответствует требованиям, установленным п. 2.2. Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).
Скворцов С.Б. имеет стаж службы в органах прокуратуры Российской Федерации более 10 лет, как установлено судом, ранее право на приобретение занимаемого жилого помещения не реализовывал. Следовательно, у него имеются все условия и основания, установленные п.п. 1.2 и 1.3. Положения, необходимые для предоставления единовременной социальной выплаты предоставляется или занимаемого жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, у жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации имелись все основания для внесения соответствующих предложений Генеральному прокурору Российской Федерации в отношении Скворцова С.Б. в соответствии с п. 3.11 Положения.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований встречного искового заявления о признании незаконным пункта 3.49 протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 г.
Поскольку суд пришел к выводу о наличии у Скворцова С.Б. всех необходимых условий для признания нуждающимся в жилых помещениях и решения вопроса о передачи ему в собственность занимаемого служебного жилого помещения в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), требования первоначального искового заявления Прокуратуры Республики Марий Эл о признании ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: ..., и выселении из указанного служебного жилого помещения удовлетворению не подлежат.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3.11 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утверждённого приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624 служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам на время прохождения службы. Расторжение трудового договора с прокурорским работникам является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Прокурорский работник и проживающие совместно с ним члены его семьи, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и в пунктах 23 и 24 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязаны освободить служебное жилое помещение в течение одного месяца после расторжения трудового договора.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе пенсионеры по старости.
Протоколом № 12 заседания жилищной комиссии Верховного Суда Республики Марий Эл от 06 июня 2022 г. <данные изъяты> Скворцова О.В. с учетом членов семьи – супруга Скворцова С.Б., несовершеннолетних детей Скворцова Н.С., Скворцова П.С. признана нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность на основании п. 3 и п. 4 (пп. 1) статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», не имеющей жилого помещения по месту нахождения суда на основании пункта 20 (пп. 1) статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
С учетом положений ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350- "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" Скворцов С.Б., <...> года рождения, является пенсионером по старости в связи с достижением соответствующего возраста, поэтому на основании ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ не может выселен из служебного жилого помещения.
Ответчиками по первоначальному иску заявлено о пропуске Прокуратурой Республики Марий Эл срока исковой давности для обращения в суд с требованиями о признании ответчиков прекратившими право пользования жилым помещением и выселении из него, поскольку требование в адрес Скворцовой О.В. об освобождении спорного служебного помещения было направлено еще 30 мая 2012 г.
Суд не усматривает оснований для исчисления срока исковой давности с момента направления указанного требования Скворцовой О.В., поскольку впоследствии спорное служебное помещение был предоставлено на основании договора найма от 16 июля 2012 г. Скворцову С.Б., который уволен из органов прокуратуры 05 ноября 2015 г.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 названного кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
С учетом того, что возникшие между сторонами правоотношения, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ответчики продолжают занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты направления требования об освобождении жилого помещения Скворцовой О.В., либо с даты увольнения Скворцова С.Б., а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
В соответствии с разделом 3 (Порядок предоставления единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам)) Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность), пунктом 3.8 предусмотрено, что прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.
Согласно п. 3.11 Положения жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ проводится проверка нуждаемости в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также проверка на отсутствие (наличие) превышения размера общей площади жилого помещения, определенного пунктами 7 - 9 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в отношении занимаемых прокурорами (гражданами) служебных жилых помещений и при наличии оснований, условий для предоставления прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры - в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры (п. 3.12).
В соответствии с п. 3.13 Положения в случае, если общая площадь передаваемого жилого помещения превышает размер общей площади жилого помещения, определенный пунктами 7 - 9 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", то жилое помещение передается в собственность прокурорам (гражданам) при их согласии на получение в собственность этого жилого помещения и оплату такого превышения за счет их собственных средств в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 N 850. В этом случае такое письменное согласие направляется в Комиссию одновременно с материалами на предоставление прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.
При этом оформляется соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения (далее - соглашение), по форме, предусмотренной в приложении N 5 к Положению, которое вступает в силу после принятия Генеральным прокурором Российской Федерации решения о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность.
В случае неисполнения прокурорами (гражданами) принятых на себя обязательств по оплате общей площади жилого помещения, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения, в сроки, предусмотренные в Правилах оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пунктов 7 - 9 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 N 850, принятое распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении прокурорам (гражданам) жилого помещения в собственность отменяется (п. 3.15).
Таким образом, приведенными выше нормативными положениями установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений о передаче в собственность служебных жилых помещений Генеральным прокурором Российской Федерации.
На день рассмотрения дела в суде, жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации решения о внесении Генеральному прокурору Российской Федерации предложения о предоставлении истцу Скворцову С.Б. занимаемого жилого помещения в собственность не принято, соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ не были внесены, следовательно, признание судом права собственности на занимаемое служебное жилое помещение, при отсутствии решения Генерального прокурора Российской Федерации, влечет подмену его функций, и противоречит установленному порядку.
Кроме того, согласно рассматриваемому Положению предусмотрена возможность передачи служебного помещения в собственность прокурору, но не членам его семьи, которые учитываются в целях определения площади передаваемого жилого помещения.
Сумма оплаты площади жилого помещения, превышающий установленный размер общей площади жилого помещения в размере 31465,80 руб., уже определена заключенным 16 декабря 2020 г. между прокуратурой Республики Марий Эл и Скворцовым С.Б. соглашением.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает на данный момент оснований для удовлетворения требований встречного искового заявления о признании за Скворцовым С.Б., Скворцовой О.В., Скворцовым П.С., Скворцовым Н.С. права общей долевой собственности на спорную квартиру, с определением суммы оплаты площади передаваемого жилого помещения.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил дело в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокуратуры Республики Марий Эл к Скворцову С.Б. (СНИЛС № ...), Скворцовой О.В. (СНИЛС № ...), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Скворцова Н.С. (СНИЛС № ...), Скворцова П.С. (СНИЛС № ...), о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., и выселении из указанного жилого помещения отказать.
Встречное исковое заявление Скворцова С.Б., Скворцовой О.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Скворцова Н.С., Скворцова П.С., к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Марий Эл, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 3.49 протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 августа 2021 г.
В удовлетворении требований встречного искового заявления о признании за Скворцовым ФИО48, Скворцовой О.В., Скворцовым Н.С., Скворцовым П.С. права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., и определении суммы оплаты площади передаваемого жилого помещения, превышающий установленный размер общего площади жилого помещения, в размере 31465 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированное решение составлено 03 ноября 2022 года