Решение от 19.03.2025 по делу № 12-635/2025 от 06.02.2025

    

    Р Е Ш Е Н И Е

    г. Абакан Республика Хакасия                                                                       ДД.ММ.ГГГГ

        Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Кулешевской А.В., рассматривая в открытом судебном заседании жалобу защитника на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети - Сибирь» - «Хакасэнерго» Аверченко А. В., предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

    У С Т А Н О В И Л:

    постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу должностное лицо – заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Аверченко А. В. (далее – должностное лицо, Аверченко А.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

        Не согласившись с постановлением по делу, защитник Сергеева Л.С. обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, указывая на возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с исполнением обязательств по договору на момент рассмотрения дела административным органом. Приводит доводы о допущенных в ходе производства по делу процессуальных нарушениях, в том числе, что постановление содержит неверное указание на место совершения инкриминируемого деяния. Полагает, что административным органом допущена неверная квалификация. Не установлено, в чем выражено нарушение должностным лицом ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», требований Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, возлагающих обязанности на сетевую организацию, а не на должностных лиц, ввиду чего, Аверченко А.В. не является субъектом правоотношений, регулируемых указанными Правилами. Аверченко А.В. не является стороной по договору технологического присоединения, осуществляет только контроль за порядком заключения договора, нарушения которого установлено не было. Установление нарушения сроков исполнения договора либо иных условий договора выходит за пределы рассмотрения настоящего дела. Административным органом при описании вины должностного лица использованы критерии вины юридического лица, установленные ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, что недопустимо. Не установлена формы вины Аверченко А.В., нарушена презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ. Неверно указана объективная сторона правонарушения, не указаны правовые основания вменения обязанности исполнения лично Аверченко А.В. положений Правил № 861. В постановлении не указано, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих организационно распорядительных или административных функций. Выводы административного органа основаны на недопустимых и не относимых доказательствах, которые не предоставлялись Аверченко А.В.: стандарт организации , положение о РЭС. Не дана оценка доводу о том, что на своевременное исполнение договора повлияла сложившаяся экономическая ситуация, приведшая к нарушению сроков поставок со стороны контрагентов (срывы поставок). Также не учтены такие обстоятельства, исключающие вину должностного лица, как тяжелое финансовое положение филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», а также экономически необоснованный тариф, установленный Госкомтарифэнерго, не покрывающий расходов ПАО «Россети Сибирь», необоснованное невключение в необходимую валовую выручку расходов, понесенных в период с 2018 – 2023 годы. Не исследован вопрос соблюдения потребителем требований Правил № 861 в части своевременного исполнения им своих обязательств, который влияет на наличие возможности со стороны сетевой организации соблюсти данные Правила (исполнить договор в установленные сроки), так как данный договор технологического присоединения представляет собой двухсторонний возмездный консенсуальный синаллагматический (взаимный) договор.

        В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Аверченко А.В. и его защитник не явились, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы. Заявлений, ходатайств о невозможности участия в судебном заседании, об отложении рассмотрения дела по жалобе, не поступало. С учетом положений ч.ч. 2, 3 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие должностного лица и его защитника при их надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания.

    Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

    В силу ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

    В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ                                           «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Пункт 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ                                        «Об электроэнергетике» закрепляет, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

Указанные Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил № 861 определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Правила технологического присоединения устанавливают процедуру технологического присоединения, включающую, в том числе, выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором (подп. «в» п. 7 Правил технологического присоединения).

В силу подп. «б» п. 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже; расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров; отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя; от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности).

При несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

При этом действующее правовое регулирование устанавливает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем). По условиям этого договора сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения (в том числе разработать технические условия), а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (п. 4 ст. 23.1, п. 2 ст. 23.2, п. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, подп. «е» п. 16, п.п.16(2), 16(4), 17, 18 Правил технологического присоединения).

Результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению (абз. 3 п. 108 Правил № 861).

Пунктом 109 Правил № 861 установлено, что допуск в эксплуатацию установленных приборов учета, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, сетевая организация осуществляет самостоятельно (без участия иных субъектов розничных рынков). После осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию, оформленный в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о чем сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня размещения в личном кабинете потребителя акта допуска прибора учета в эксплуатацию обязана уведомить заявителя, а также в течение 2 рабочих дней направить такой акт в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, субъекту розничного рынка, указанному в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил, гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находятся объекты микрогенерации, с которым заявителем планируется к заключению договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Вина должностного лица Аверченко А.В. в неисполнении своих служебных обязанностей по соблюдению установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных административным органом и положенных в основу вины привлеченного лица.

Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» (сетевая организация) и ФИО1 заключили договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом), расположенной (которая будет располагаться) по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 21 данного договора он считается заключенным со дня оплаты заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору.

Пунктом 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям стороны определили размер платы за технологическое присоединение в соответствии с приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18 декабря 2023 года № 99-П, который составляет 35 122,67 рублей.

Согласно п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней со дня заключения договора.

Оплата за технологическое присоединение была произведена в полном объёме ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 122,67 рублей.

    Согласно пункту 1 договора, сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, а именно – малоэтажной жилой застройки (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом), в том числе, по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 10 кВт (общая мощность с учетом ранее присоединенной 15 кВт); категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,40 кВ; максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 5 кВт по классу напряжения 0,23 кВ.

    Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено: выполнение сетевой организацией организационных мероприятий для осуществления технологического присоединения, в частности, подготовка технических условий на технологическое присоединение (п.10.1.1); обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подача) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (п.10.1.2); требования по проектированию, строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» для электроснабжения объектов заявителя: не требуется (п. 10.2); выполнить монтаж комплекса коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442) (п. 10.2.1). Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 30 рабочих дней со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (п. 13 Технических условий).

    С учетом даты заключения сторонами договора технологическое присоединение к электрическим сетям должно быть осуществлено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения административным органом дела об административном правонарушении, технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта заявителя было осуществлено, что подтверждается представленными к жалобе документами: копией акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксировавшим подведение электрической энергии к энергопринимающим устройствам заявителя; копией уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям от ДД.ММ.ГГГГ .

Между тем, факт неисполнения сетевой организацией обязательств по вышеуказанному договору технологического присоединения подтверждается материалами дела.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отражает вышеуказанные нарушения. Протокол составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, процессуальные права должностного лица Аверченко А.В. при его составлении нарушены не были. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол содержит в себе обязательные сведения, в том числе описание события административного правонарушения с указанием места, времени и способа его совершения, указание на привлекаемое должностное лицо и должностное положение последнего, с приведением должностных обязанностей Аверченко А.В., невыполнение которых не обеспечило соблюдение филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Правил № 861 и обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения.

Изложенные обстоятельства объективно подтверждены: договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям , техническими условиями для присоединения к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Хакасэнерго», заявлением ФИО1 в УФАС по РХ.

Собранные по делу доказательства последовательны, логичны, согласуются между собой, и являются допустимыми, поскольку получены с соблюдением закона. Административный орган пришел к правильному выводу о том, что названные доказательства являются достаточными для разрешения дела, и позволяют сделать вывод о том, что ПАО «Россети Сибирь», как субъектом естественной монополии, допущено нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а должностным лицом не исполнены служебные обязанности.

Поскольку должностным лицом Аверченко А.В. надлежащим образом не исполнены свои служебные обязанности, не принято достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства и вышеизложенные обстоятельства являются достаточными для установления вины должностного лица Аверченко А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, Аверченко А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела штраф, назначенный постановлением УФАС по РХ от ДД.ММ.ГГГГ оплачен за Аверченко А.В. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 4.6 КоАП РФ. Лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Как следует из материалов данного дела, рассматриваемое правонарушение совершено до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления по делу в отношении Аверченко А.В. и правонарушение совершено им повторно.

При таких обстоятельствах квалификация действий должностного лица Аверченко А.В. по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ является правильной.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями               ст. 26.11 КоАП РФ, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что Аверченко А.В. не является субъектом административного правонарушения, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к приведенной норме под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, во взаимосвязи с разъяснениями, данными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Должностное положение Аверченко А.В. подтверждено приказом (распоряжением) филиала ПАО «МРСК «Хакасэнерго» о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ л/с, копией дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (далее - дополнительное соглашение к трудовому договору).

Согласно абзацу 14 пункта 2.24 дополнительного соглашения к трудовому договору Аверченко А.В. несет ответственность за организацию работ по технологическому присоединению к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в части заключения и контроля исполнения договоров технологического присоединения.

Согласно абзацу 21 пункта 2.24 дополнительного соглашения к трудовому договору Аверченко А.В. несет ответственность за организацию и контроль выполнения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» требований, в том числе Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.

Таким образом, должностным лицом, ответственным за исполнение договора технологического присоединения в установленный Правилами № 861 срок, является заместитель директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» Аверченко А.В. и в силу своего должностного положения, был обязан обеспечить соблюдение филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» требований Правил № 861.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Аверченко А.В., состоящий в трудовых отношениях с филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», принятый на работу в качестве заместителя директора по реализации и развитию услуг филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», и который, в соответствии с должностными обязанностями несет ответственность за организацию работ по технологическому присоединению к электрическим сетям филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго», является должностным лицом по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ.

Утверждение защитника о недоказанности вины Аверченко А.В., об отсутствии доказательств ненадлежащего исполнения Аверченко А.В. своих должностных обязанностей, судом также отклоняется, поскольку, в силу положений ст. 309 ГК РФ об исполнении обязательств надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» принятое на себя обязательство об осуществлении технологического присоединения электроустановок объекта заявителя к электрическим сетям до границ участка последнего в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора не исполнено, что подтверждается вышеприведенным заявлением этого лица в УФАС по РХ, а потому у суда отсутствуют сомнения в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям. Как указано выше, к должностным обязанностям Аверченко А.В. отнесена, в том числе организация работ по технологическому присоединению к электрическим сетям филиала в части заключения и контроля исполнения договоров технологического присоединения. Тяжелое финансовое положение филиала ПАО «Россети Сибирь – «Хакасэнерго», о чем указывает защитник, не является исключающим вину должностного лица Аверченко А.В. обстоятельством в совершении вмененного административного правонарушения, обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших бы исполнить принятые ПАО «Россети Сибирь» на себя обязательства по технологическому присоединению электроустановок заявителя к электрическим сетям, а должностным лицом Аверченко А.В. надлежащим образом организовать их исполнение, в ходе рассмотрения дела административным органом, с чем соглашается суд, не установлено.

Ссылка защитника на взаимные обязательства сторон, судом признается несостоятельной, при том, что ПАО «Россети Сибирь» не представлено доказательств нарушения сроков выполнения своих обязательств заявителем, и кроме того, ПАО «Россети Сибирь» является профессиональным участником рынка электроэнергетики, и на него возложены обязанности сетевой организации по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лиц, к нему обратившихся с соответствующей заявкой. ПАО «Россети Сибирь», заключив с потребителем договор возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в установленные правилами технологического присоединения сроки, поэтому о доводы о взаимном исполнении обязательств сторонами данного договора не состоятельны.

Утверждение стороны защиты о том, что при описании объективной стороны административного правонарушения в постановлении по делу административным органом описано деяние не должностного лица, а юридического лица, не свидетельствует о незаконности принятого по делу решения. Из данного постановления следует, что в нем содержится надлежащее описание объективной стороны административного правонарушения с указанием, в том числе на то, что должностное лицо Аверченко А.В. в силу своих должностных полномочий и обязанностей, обязан был обеспечить соблюдение филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» требований Правил № 861. При рассмотрении дела административным органом, фактические обстоятельства дела существенно не изменялись, объективная сторона административного правонарушения с указанием способа его совершения изложена достаточно подробно и мотивированно, при этом положение должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, каким-либо образом не ухудшалось. Последнему было известно, какое именно нарушение ему инкриминируется, в связи с чем не был ограничен в гарантированном законом праве знать, в чем конкретно он обвиняется и какое правонарушение ему вменяется, давать по этим обстоятельствам объяснения, представлять доказательства и имел возможность реализовывать представленные ему процессуальные права без каких-либо ограничений.

Вопреки мнению стороны защиты, постановление по делу является законным, обоснованным и мотивированным, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, место совершения административного правонарушения также указано верно, доводы стороны защиты об обратном основаны на неверном толковании норм права.

Иные доводы стороны защиты, изложенные в жалобы, в целом аналогичны доводам, заявленным в ходе рассмотрения дела административным органом, были предметом проверки и не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении по делу, и не ставят под сомнение наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ. Не согласиться с выводами административного органа у суда оснований не имеется.

Несогласие стороны защиты с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что административным органом были допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования.

Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу должностного лица Аверченко А.В., по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица Аверченко А.В. к административной ответственности соблюдены.

Между тем, с учетом всех обстоятельств данного дела, суд полагает возможным признать совершенное должностным лицом Аверченко А.В. правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности по следующим основаниям.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, исполнение договора по присоединению потребителя.

Учитывая изложенное, принимая во внимания действия должностного лица, направленные на добровольное прекращение противоправного поведения путем исполнения условий договора и осуществление технологического присоединения заявителя к электрическим сетям, суд считает возможным применить к Аверченко А.В. положения ст. 2.9 КоАП РФ и квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное, так как допущенное нарушение законодательства носило формальный характер, нарушение устранено спустя непродолжительный период времени, какой-либо вред обществу и государству, физическим или юридическим лицам не нанесен, негативные последствия отсутствуют, в связи с чем, объявление Аверченко А.В. устного замечания является в данном случае необходимым и достаточным для него негативным последствием.

С учетом изложенного, нахожу постановление по делу об административном правонарушении подлежащими отмене с прекращением производства по делу ввиду малозначительности административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2 – 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░» - «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 9.21 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░» - «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

12-635/2025

Категория:
Административные
Ответчики
Аверченко Алексей Владимирович
Другие
СЕРГЕЕВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Кулешевская Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
07.02.2025Материалы переданы в производство судье
19.03.2025Судебное заседание
20.03.2025Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.03.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее