УИД 38RS0035-01-2022-003113-79
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Иркутск 01 июня 2022 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
при подготовке к рассмотрению дела №5-837/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Прокопьева С.А.,
УСТАНОВИЛ:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, и другие материалы в отношении Прокопьева С.А. поступили в производство Октябрьского районного суда г. Иркутска 01 июня 2022 года.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что принять решение по представленным материалам невозможно по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (в ред. от 19.12.2013 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что в протокол об административном правонарушении изменение ранее внесенных сведений производится в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений об извещении данного лица.
Иное толкование означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такой процессуальный акт.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Первоначально протокол об административном правонарушении №АД221119 от 13 мая 2022 года в отношении Прокопьева С.А. поступал в Октябрьский районный суд г. Иркутска 26 мая 2022 года, однако определением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 26 мая 2022 года возвращен начальнику ОП-9 МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению данного дела, поскольку протокол об административном правонарушении не был подписан должностным лицом, его составившим, в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении Прокопьева С.А. о времени и месте его составления, в определении о передаче материалов дела по подведомственности от 13.05.2022 отсутствовала подпись лица, его вынесшего.
01 июня 2022 года протокол №АД221119 от 13 мая 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.32 КоАП РФ, и другие материалы в отношении Прокопьева С.А. вновь поступили в производство Октябрьского районного суда г. Иркутска.
При этом в данный протокол об административном правонарушении должностным лицом были внесены изменения, а именно в графах «подпись сотрудника, составившего протокол» внесена подпись УУП ОП-0 МУ МВД России «Иркутское» Е.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении, а также из материалов дела невозможно установить дату, время, место внесения данных изменений в протокол об административном правонарушении, а также был ли надлежащим образом извещен Прокопьев С.А. о дате, времени и месте внесения данных изменений, а также вручена (направлена) ли ему копия протокола с внесенными изменениями.
Более того, к материалам дела приобщена копия чека, согласно которому 29 апреля 2022 года Прокопьеву С.А. по месту жительства направлено заказное письмо (предположительно повестка о необходимости явка Прокопьева С.А. для составления протокола об административном правонарушении 13 мая 2022 года), которому присвоен ШПИ 66405070034812.
Однако, материалы дела не содержат достоверных сведений, о том какая именно корреспонденция, по какому делу была направлена Прокопьеву С.А. в вышеуказанном почтовом отправлении. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66405070034812, данное почтовое отправление 02 июня 2022 года возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные в суд материалы дела не содержат сведений о надлежащем уведомлении Прокопьева С.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о внесении в него изменений.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния, поскольку согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, помимо прочего, разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
С учетом установленных недостатков, суд считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол АД № от 13 мая 2022 года и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 КоАП РФ в отношении Прокопьева С.А. начальнику ОП-9 МУ МВД России «Иркутское» для устранения недостатков.
Судья Т.И. Сергеева