Дело №а-52/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 11 января 2021 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Бердниковой Н.О.,
при секретаре Третьяковой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «город Тотьма» к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району об обжаловании предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования (далее- Администрация МО) «город Тотьма» обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району об обжаловании предписания от 22.10.2020 г.
В обоснование указано, что в адрес Администрации МО «город Тотьма» поступило предписание ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району от 22.10.2020 г., в котором предлагается обеспечить восстановление поврежденного ограждения в <адрес> соответствии с п.13.6 ТР ТС 014/2011. Администрация не согласна с вынесенным предписанием, поскольку оно выдано ненадлежащему лицу, в связи с чем не может быть исполнено. Исправление, замена поврежденных и не соответствующих действующим стандартам секцией барьерных ограждений в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог. На основании решения Совета муниципального образования от 21.11.2019 № 175 с 01.01.2020 г. осуществление полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населённых пунктов муниципального образования содержание автомобильных дорог передано администрации Тотемского муниципального района. Решением муниципального Собрания Тотемского муниципального района от 26.12.2019 № 142 принято осуществление данной части полномочий с 01.01.2020. В бюджет Тотемского муниципального района переданы финансовые средства для осуществления переданной части полномочий. Между администраций МО «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района 27.12.2019 заключено соответствующее соглашение. Согласно ст.2 данного соглашения администрация Тотемского муниципального района самостоятельно определяет порядок осуществления части полномочий и в соответствии со ст.7 несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданной по соглашению части полномочий соответствии с действующим законодательством. Поскольку полномочия в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечения безопасности на них переданы для исполнения другому органу, переданы в полном объеме денежные средства, заложенные в бюджете, то руководитель администрации МО «город Тотьма» не является лицом, ответственным за содержание дорог, не может осуществлять действия, направленные на исполнение предписания ОГИБДД. Повреждение дорожного ограждения на автомобильном мосту через <адрес> также было обнаружено специалистами Администрации МО «город Тотьма» и в адрес руководителя Администрации Тотемского муниципального района и руководителя МАУ «Благоустройство» 14.10.2020 была направлена заявка о выполнении работ по ремонту и окраске ограждения.
В судебное заседание представитель административного истца администрации МО «город Тотьма» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Тотемскому району в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, в предыдущем судебном заседании представитель по доверенности Стриженко А.А. исковые требования не признала, поясняла, что согласно ст. 2 Соглашения в обязанности администрации МО «город Тотьма» входит контроль за исполнением администрацией Тотемского муниципального района части полномочий. В технологической карте, являющейся приложением к Соглашению, отсутствует мероприятие по восстановлению поврежденного барьерного ограждения и как следствие соответствующее финансирование не передано в бюджет Тотемского района из бюджета МО «город Тотьма». В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник данного имущества. Администрацией МО «город Тотьма» в лице руководителя администрации С.А.А. не обеспечена безопасность дорожного движения, не выполнены требования нормативно правовых документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому предписание руководителю администрации МО «город Тотьма» С.А.А. вынесено правомерно.
Представитель административного ответчика ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без участия представителя, направили отзыв на заявление, в котором указали о том, что исковые требования не поддерживают, т.к к заключенному между Администрацией МО «Город Тотьма» и Администрацией Тотемского муниципального района Соглашению от 27.12.2019 прилагается технологическая карта, согласно которой отсутствует мероприятие по восстановлению поврежденного ограждения на <адрес>, т.к заранее предусмотреть в технологической карте экстренные ремонтные работы невозможно. Поэтому выполнение работ потребует дополнение в Соглашение с соответствующим финансированием за счет передаваемых дополнительно межбюджетных трансферов из бюджета МО «Город Тотьма». У администрации района и МАУ «Благоустройство» отсутствует реальная возможность выполнить работы по восстановлению ограждения барьерного типа на автомобильном мосту через <адрес>, т.к финансирование на такие виды работ не передано из бюджета поселения в бюджет района.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела предписанием от 22.10.2020, выданным врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району Н.Д.А. на руководителя администрации МО «город Тотьма» С.А.А. в целях обеспечения безопасности дорожного движения возложена обязанность обеспечить восстановление поврежденного дорожного ограждения в <адрес> у <адрес> соответствии с п.13.6 ст.3ТР ТС 014/2011, п.6.5 ГОСТ Р 50597-2017 в срок 5 суток с момента получения предписания. Предписание 22.10.2020 направлено на адрес электронной почты администрации МО «город Тотьма».
В ответ на предписание руководителем Администрации МО «Город Тотьма» направлены письменные пояснения, в которых указано о том, что полномочия по содержанию дорог переданы Администрации Тотемского муниципального района.
14.10.2020 администрацией МО «город Тотьма» направлена заявка на имя руководителя Администрации Тотемского муниципального района, директора МАУ «Благоустройство» с просьбой выполнить работы по ремонту и покраске ограждения барьерного типа на автомобильном мосту через <адрес>).
Судом установлено, что 12.10.2020 г. ст.гос.инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району Б.А.В. выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги в <адрес>, а именно: повреждение элементов конструкции металлического ограждения (длина 24 м), что зафиксировано на фототаблице, о недостатках уведомлен директор МАУ «Благоустройство».
Согласно п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.87.1 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" утв. Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента, с учетом следующих особенностей: лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6 ст.13); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15).
Согласно ст.4 Устава муниципального образования «город Тотьма» к полномочиям администрации относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Тотемского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования в бюджет Тотемского муниципального района.
Согласно п.4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании решения Совета муниципального образования «город Тотьма» от 21.11.2019 № 175 (с учетом изменений от 02.03.2020, 18.09.2020, 10.12.2020) осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно содержание автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» передано администрации Тотемского муниципального района. Определен размер финансовых средств на 2020 год, передаваемых в бюджет Тотемского муниципального района на осуществление указанных полномочий, в сумме 10234517 рублей.
Решением Муниципального Собрания Тотемского муниципального района № 142 от 26.12.2019 с 01 января 2020 сроком на один год принято осуществление указанной части полномочий.
27.12.2019 между администрацией МО «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района заключено Соглашение сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020, по которому администрация МО «город Тотьма» передала администрации Тотемского муниципального района осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно: содержание автомобильных дорог и проездов, указанных в приложении №1, №2 к настоящему соглашению в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»; содержание в надлежащем состоянии тротуаров, при необходимости ремонт согласно приложению №3.
В приложении № 1 к данному Соглашению значится <адрес> с расположенным на ней железобетонным мостом.
Согласно ст.ст.2,7 вышеуказанного Соглашения от 27.12.2019 Администрация Тотемского муниципального района самостоятельно определяет порядок осуществления части полномочий в соответствии с настоящим Соглашением; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение части полномочий, указанных в ст.1 настоящего Соглашения, в соответствии с действующим законодательством РФ. Администрация муниципального образования «город Тотьма» осуществляет контроль за неисполнением администрацией Тотемского муниципального района части полномочий, а также за целевым использованием предоставленных финансовых средств в порядке предусмотренным настоящим Соглашением.
В соответствии с п.п «в» п. 4 ч.6 раздела 4 «Классификации работ по содержанию автомобильных дорог" утв. Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: в т.ч исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений.
Исходя их буквального толкования условий Соглашения от 27.12.2019 Администрацией Тотемского муниципального района приняты полномочия по содержанию автомобильных дорог, указанных в приложении № 1 к Соглашению, в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», а значит и в части исправления, замены поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений. Финансирование выделено Администрации Тотемского муниципального района на осуществление полномочий по содержанию автомобильных дорог, указанных в приложении № 1 к Соглашению, в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402, т.е и на содержание элементов обустройства автомобильных дорог, к которым относятся барьерные ограждения.
Соглашение от 27.12.2019 не содержит условий о том, что работы по содержанию автомобильных дорог должны производиться в строгом соответствии с приложением № 4, являющимся технологической картой. Фактически технологическая карта на выполнение работ по содержанию уличной дорожной сети содержит минимальный перечь работ.
С учетом Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Указом Президента РФ от 15.07.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог", утв. приказом МВД России от 30.03.2015 № 380, оспариваемое предписание ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району от 22.10.2020 по форме и порядку составления соответствует предусмотренным требованиям законодательства об осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.
Однако исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение и предписание должно быть выдано надлежащему субъекту для его выполнения. Такие принципы выдачи предписания должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району в указанном случае не соблюдены, поскольку предписание выдано городскому поселению, в лице его руководителя, которое в силу заключенного вышеуказанного Соглашения от 27.12.2019 не обладает полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования «город Тотьма» и обеспечение безопасности дорожного движения на них и не в праве распоряжаться финансовыми средствами, выделенными на эти цели.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что предписание от 22.10.2020, выданное ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району руководителю администрации МО «город Тотьма» об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, является незаконным, в связи с чем, суд возлагает обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение.
Руководствуясь ст. ст.227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования администрации муниципального образования «город Тотьма» - удовлетворить.
Признать предписание от 22.10.2020, выданное ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» С.А.А. об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных 12.10.2020 г. - незаконным и обязать ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району устранить допущенное нарушение.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2021 г.
Судья Н.О.Бердникова