Решение по делу № 2-175/2025 (2-5503/2024;) от 04.07.2024

Дело № 2-175/2025

УИД 66RS0003-01-2024-004024-23

Мотивированное решение составлено 04.02.2025 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2025 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при помощнике судьи Примаковой Д.С.,

с участием старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Коршун А.Г., представителя истца Гузаевой Г.А., действующей на основании доверенности от ***, представителя ответчика ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 Молина С.В., действующего на основании доверенности от ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Полетаевой Анастасии Алексеевны, к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот,

установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Полетаевой Анастасии Алексеевны, к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот. В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру *** обратилась Полетаева А.А. с заявлением о защите ее жилищных прав как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что Полетаева А.А. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от *** мать истца Полетаева Н.В. была лишена родительских прав, в отношении истца была установлена опека, опекуном назначена Ипатова Г.В. В Управлении социальной политики № 23 на учете по вопросу предоставления специализированного жилого помещения Полетаева А.А. не состояла и в настоящее время на состоит. *** Управлением социальной политики № 23 Полетаевой А.А. было отказано в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилого фонда, поскольку отсутствовал факт невозможности проживания истца по месту регистрации в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: ***. Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга от *** ***-д за Полетаевой А.А. было сохранено право пользования квартирой по адресу: ***. В ходе проверки было установлено, что в закрепленном жилом помещении Полетаева А.А. длительное время не проживает, доступа в него у истца нет. В связи с этим имеются все основания для предоставления истца благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного, прокурор просит обязать ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 включить Полетаеву А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счёт средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» приобрести (построить) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Екатеринбург, для предоставления Полетаевой А.А., по договору найма специализированного жилого помещения.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Администрация г. Екатеринбурга, Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Полетаева Н.В.

В судебном заседании представитель прокуратуры Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга старший помощник прокурора Коршун А.Г., представитель истца Гузаева Г.А., действующая на основании доверенности от ***, поддержали требования и доводы иска, дополнительно суду пояснили, что квартира была предоставлена дедушке истца ***13 по ордеру. В настоящее время в квартире зарегистрированы истица и ее мать, лишенная родительских прав. Истец не проживает в квартире с возраста 2,5 года, членом семьи Полетаевой Н.В. не является. Мать чинит препятствия в проживании, что подтверждается обращениями истца в полицию. В настоящее время истец временно проживает в г.Санкт-Петербурге, где учится. Полагают, что регистрации в квартире по адресу: ***, носит формальный характер и не свидетельствует об обеспеченности истца жильем.

Представитель ответчика Управления социальной политики № 23 Молин С.В., действующий на основании доверенности от ***, в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы письменных возражений на иск (л.д.84-88), суду пояснил, что истец не представил доказательств того, какие его права были нарушены ответчиками. Законодательство не гарантирует предоставление жилого помещения всем детям-сиротам, для его получения необходимо соблюдение ряда условий. Проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, либо в помещении проживают лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, либо жилые помещения признаны непригодными для проживания, либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, ниже учетной нормы. Указанных обстоятельств в данном случае не имеется. Создание Полетаевой Н.В. препятствий в проживании истца не является основанием для предоставления Полетаевой А.А. жилого помещения. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права. Приказ Управления от *** никем не оспорен. Кроме того, Полетаева А.А. не проживает на территории Свердловской области, проживает в ***. Просит в иске отказать.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель ответчика Медведев Д.А., действующий на основании доверенности от ***, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку права истца им не нарушены, сроки предоставления жилого помещения Полетаевой А.А. никем не определены. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства (л.д.70-71).

Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, третье лицо ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» представил отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, остальные третьи лица причину неявки суду не сообщили.

В отзыве представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Подкина С.В., действующая на основании доверенности от ***, иск не признала, указала, что предоставление жилого помещения Полетаевой А.А. будет возможно только при наличии предложения, подготовленного территориальным управлением социальной политики. Так как Полетаева А.А. в настоящее время не включена в список детей-сирот, которые подлежать обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение ей не приобретено и не распределено, в связи с чем, требования к Министерству преждевременны (л.д.100-103).

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателямижилыхпомещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникамижилыхпомещений, а такжедетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателямижилыхпомещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникамижилыхпомещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемыхжилыхпомещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированныхжилыхпомещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным вабзаце первомнастоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным вабзаце первомнастоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных вабзаце первомнастоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 1 вышеуказанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

В судебном заседании установлено, что Полетаева Анастасия Алексеевна родилась ***. Ее матерью является Полетаева Наталья Владимировна, отец юридически отсутствует (л.д.34).

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от *** Полетаева Н.В. была лишена родительских прав в отношении Полетаевой А.А., решение вступило в законную силу *** (л.д.32-33). Таким образом, Полетаева А.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось участниками процесса.

Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга ***-д от *** над Полетаевой А.А. была установлена опека, опекуном была назначена ***12 За Полетаевой А.А. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: *** (л.д.43). В дальнейшем, приказом Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края *** од от ***, опекуном в отношении Полетаевой А.А. была назначена ***7 (л.д.46-48).

Вышеуказанная квартира находится в муниципальной собственности г. Екатеринбурга, была предоставлена ***13 на основании ордера от *** (л.д.91, 148-151), в настоящее время в квартире зарегистрированы Полетаева Н.В. и Полетаева А.А. (л.д.92). Общая площадь квартиры составляет 31,6 кв.м., жилая 16,4 кв.м. (л.д.21). ***13 скончался *** (л.д.36).

Согласно сведениям из ЕГРН, информация о принадлежности объектов недвижимости на территории Свердловской области на праве собственности за Полетаевой А.А. отсутствует (л.д.22).

Приказом Управления социальной политики № 23 по Свердловской области ***-оп от *** Полетаевой А.А. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «город Екатеринбург», установлено отсутствие факта невозможности проживания Полетаевой А.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 31, кв. 49 (л.д.89-90).

В силу разъяснений, указанных в Обзоре практики рассмотрения судами дела, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Как показало обобщение судебной практики, суды принимали во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности (например, в связи с тем, что жилое помещение никогда не закреплялось за детьми-сиротами либо закрепленное жилое помещение было утрачено по причине сноса, пожара, наводнения и т.п.), но и иные обстоятельства.

Если при рассмотрении дела суд приходил к выводу о том, что в возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то суд удовлетворял требования детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди. Такой подход к разрешению дела является правильным.

Как установлено в ходе судебного заседания, истица Полетаева А.А. не достигла возраста 23 лет, не проживает в закрепленном за ней жилом помещении, в котором зарегистрирована и проживает ее мать Полетаева Н.В., ввиду отсутствия близких родственных отношений, воспрепятствования со стороны Полетаевой Н.В. в проживании истицы в квартире. Из материалов дела следует, что квартира является однокомнатной, истец и ее мать не являются членами одной семьи, истец не проживает в квартире более 20 лет. Факт воспрепятствования со стороны Полетаевой Н.В. в проживании истца в квартире подтверждается неоднократными обращениями Полетаевой А.А. в органы полиции (л.д.111-113, 135-138). Иного жилья истица не имеет, в г.Санкт-Петербурге проживает на период обучения, по договору найма жилого помещения (л.д.59-61).

При таких обстоятельствах, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд устанавливает факт невозможности проживания Полетаевой А.А. в жилом помещении по ***, в связи с чем, требование истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот подлежит удовлетворению.

Статьей 7Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов(пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В развитие названного конституционного положения статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, чтопредоставлениежилыхпомещенийдетям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированныхжилыхпомещенийосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства)жилыхпомещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретенияжилыхпомещений), и Порядок предоставленияжилыхпомещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области,детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок предоставленияжилыхпомещений).

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретениюжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее – жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлениидетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,жилыхпомещенийи заключению с ними договоров наймажилыхпомещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержаниюжилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

В соответствии с пп.2–4 Порядка приобретения (строительства)жилыхпомещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, установлена процедура приобретениядетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,жилыхдомов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанныхжилыхпомещенийони в последующем передаются в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем данных средств.

Согласно п. 7 названного Порядкадетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, распределениедетям-сиротампостроенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, является основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированныхжилыхпомещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставленияжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации с 01.01.2013 переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Согласно пп.7, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированныхжилыхпомещенийони предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в видежилыхдомов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учетужилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:

1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: по приобретениюжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по принятию решений о предоставлениидетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,жилыхпомещенийи заключению с ними договоров наймажилыхпомещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;

по содержаниюжилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области: по ведению перечняжилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений ожилыхпомещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;

3) Министерство социальной политики Свердловской области: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;

по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставленияжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приобретение и содержаниежилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.

Суд принимает во внимание, что вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права напредоставлениежилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права напредоставлениежилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.

Учетная норма площади жилого помещения и норма предоставления площади жилого помещения утверждены постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и составляют, соответственно 10 кв.м. и 16 кв.м. общей площади на одного человека. Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31 августа 2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования г. Екатеринбург» в размере не менее 16 кв.м. общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано приобрести (построить) за счёт средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», и предоставить данное жилое помещение Полетаевой А.А. по договору найма специализированного жилого помещения. Таким образом, суд считает исковые требования истца к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Полетаевой Анастасии Алексеевны (СНИЛС ***), к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 (ИНН 6663061810), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804) о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот удовлетворить.

Обязать ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 поставить Полетаеву Анастасию Алексеевну, *** года рождения, на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счёт средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» приобрести (построить) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Екатеринбург, и предоставить данное жилое помещение Полетаевой Анастасии Алексеевне, *** года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.В. Глушкова

Дело № 2-175/2025

УИД 66RS0003-01-2024-004024-23

Мотивированное решение составлено 04.02.2025 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2025 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при помощнике судьи Примаковой Д.С.,

с участием старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Коршун А.Г., представителя истца Гузаевой Г.А., действующей на основании доверенности от ***, представителя ответчика ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 Молина С.В., действующего на основании доверенности от ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Полетаевой Анастасии Алексеевны, к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот,

установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах Полетаевой Анастасии Алексеевны, к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот. В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру *** обратилась Полетаева А.А. с заявлением о защите ее жилищных прав как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что Полетаева А.А. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от *** мать истца Полетаева Н.В. была лишена родительских прав, в отношении истца была установлена опека, опекуном назначена Ипатова Г.В. В Управлении социальной политики № 23 на учете по вопросу предоставления специализированного жилого помещения Полетаева А.А. не состояла и в настоящее время на состоит. *** Управлением социальной политики № 23 Полетаевой А.А. было отказано в постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилого фонда, поскольку отсутствовал факт невозможности проживания истца по месту регистрации в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: ***. Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга от *** ***-д за Полетаевой А.А. было сохранено право пользования квартирой по адресу: ***. В ходе проверки было установлено, что в закрепленном жилом помещении Полетаева А.А. длительное время не проживает, доступа в него у истца нет. В связи с этим имеются все основания для предоставления истца благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного, прокурор просит обязать ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 включить Полетаеву А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счёт средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» приобрести (построить) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Екатеринбург, для предоставления Полетаевой А.А., по договору найма специализированного жилого помещения.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Администрация г. Екатеринбурга, Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Полетаева Н.В.

В судебном заседании представитель прокуратуры Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга старший помощник прокурора Коршун А.Г., представитель истца Гузаева Г.А., действующая на основании доверенности от ***, поддержали требования и доводы иска, дополнительно суду пояснили, что квартира была предоставлена дедушке истца ***13 по ордеру. В настоящее время в квартире зарегистрированы истица и ее мать, лишенная родительских прав. Истец не проживает в квартире с возраста 2,5 года, членом семьи Полетаевой Н.В. не является. Мать чинит препятствия в проживании, что подтверждается обращениями истца в полицию. В настоящее время истец временно проживает в г.Санкт-Петербурге, где учится. Полагают, что регистрации в квартире по адресу: ***, носит формальный характер и не свидетельствует об обеспеченности истца жильем.

Представитель ответчика Управления социальной политики № 23 Молин С.В., действующий на основании доверенности от ***, в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы письменных возражений на иск (л.д.84-88), суду пояснил, что истец не представил доказательств того, какие его права были нарушены ответчиками. Законодательство не гарантирует предоставление жилого помещения всем детям-сиротам, для его получения необходимо соблюдение ряда условий. Проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, либо в помещении проживают лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, либо жилые помещения признаны непригодными для проживания, либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, ниже учетной нормы. Указанных обстоятельств в данном случае не имеется. Создание Полетаевой Н.В. препятствий в проживании истца не является основанием для предоставления Полетаевой А.А. жилого помещения. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права. Приказ Управления от *** никем не оспорен. Кроме того, Полетаева А.А. не проживает на территории Свердловской области, проживает в ***. Просит в иске отказать.

Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель ответчика Медведев Д.А., действующий на основании доверенности от ***, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку права истца им не нарушены, сроки предоставления жилого помещения Полетаевой А.А. никем не определены. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства (л.д.70-71).

Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, третье лицо ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» представил отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, остальные третьи лица причину неявки суду не сообщили.

В отзыве представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» Подкина С.В., действующая на основании доверенности от ***, иск не признала, указала, что предоставление жилого помещения Полетаевой А.А. будет возможно только при наличии предложения, подготовленного территориальным управлением социальной политики. Так как Полетаева А.А. в настоящее время не включена в список детей-сирот, которые подлежать обеспечению жилыми помещениями, жилое помещение ей не приобретено и не распределено, в связи с чем, требования к Министерству преждевременны (л.д.100-103).

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателямижилыхпомещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникамижилыхпомещений, а такжедетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателямижилыхпомещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственникамижилыхпомещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемыхжилыхпомещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированныхжилыхпомещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным вабзаце первомнастоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным вабзаце первомнастоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных вабзаце первомнастоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 1 вышеуказанного Закона, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав.

В судебном заседании установлено, что Полетаева Анастасия Алексеевна родилась ***. Ее матерью является Полетаева Наталья Владимировна, отец юридически отсутствует (л.д.34).

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от *** Полетаева Н.В. была лишена родительских прав в отношении Полетаевой А.А., решение вступило в законную силу *** (л.д.32-33). Таким образом, Полетаева А.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось участниками процесса.

Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга ***-д от *** над Полетаевой А.А. была установлена опека, опекуном была назначена ***12 За Полетаевой А.А. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: *** (л.д.43). В дальнейшем, приказом Межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края *** од от ***, опекуном в отношении Полетаевой А.А. была назначена ***7 (л.д.46-48).

Вышеуказанная квартира находится в муниципальной собственности г. Екатеринбурга, была предоставлена ***13 на основании ордера от *** (л.д.91, 148-151), в настоящее время в квартире зарегистрированы Полетаева Н.В. и Полетаева А.А. (л.д.92). Общая площадь квартиры составляет 31,6 кв.м., жилая 16,4 кв.м. (л.д.21). ***13 скончался *** (л.д.36).

Согласно сведениям из ЕГРН, информация о принадлежности объектов недвижимости на территории Свердловской области на праве собственности за Полетаевой А.А. отсутствует (л.д.22).

Приказом Управления социальной политики № 23 по Свердловской области ***-оп от *** Полетаевой А.А. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «город Екатеринбург», установлено отсутствие факта невозможности проживания Полетаевой А.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 31, кв. 49 (л.д.89-90).

В силу разъяснений, указанных в Обзоре практики рассмотрения судами дела, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Как показало обобщение судебной практики, суды принимали во внимание не только реальное отсутствие у детей-сирот закрепленного жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности (например, в связи с тем, что жилое помещение никогда не закреплялось за детьми-сиротами либо закрепленное жилое помещение было утрачено по причине сноса, пожара, наводнения и т.п.), но и иные обстоятельства.

Если при рассмотрении дела суд приходил к выводу о том, что в возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то суд удовлетворял требования детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди. Такой подход к разрешению дела является правильным.

Как установлено в ходе судебного заседания, истица Полетаева А.А. не достигла возраста 23 лет, не проживает в закрепленном за ней жилом помещении, в котором зарегистрирована и проживает ее мать Полетаева Н.В., ввиду отсутствия близких родственных отношений, воспрепятствования со стороны Полетаевой Н.В. в проживании истицы в квартире. Из материалов дела следует, что квартира является однокомнатной, истец и ее мать не являются членами одной семьи, истец не проживает в квартире более 20 лет. Факт воспрепятствования со стороны Полетаевой Н.В. в проживании истца в квартире подтверждается неоднократными обращениями Полетаевой А.А. в органы полиции (л.д.111-113, 135-138). Иного жилья истица не имеет, в г.Санкт-Петербурге проживает на период обучения, по договору найма жилого помещения (л.д.59-61).

При таких обстоятельствах, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд устанавливает факт невозможности проживания Полетаевой А.А. в жилом помещении по ***, в связи с чем, требование истца о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот подлежит удовлетворению.

Статьей 7Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов(пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В развитие названного конституционного положения статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, чтопредоставлениежилыхпомещенийдетям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированныхжилыхпомещенийосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства)жилыхпомещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретенияжилыхпомещений), и Порядок предоставленияжилыхпомещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области,детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок предоставленияжилыхпомещений).

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретениюжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее – жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлениидетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,жилыхпомещенийи заключению с ними договоров наймажилыхпомещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержаниюжилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

В соответствии с пп.2–4 Порядка приобретения (строительства)жилыхпомещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, установлена процедура приобретениядетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,жилыхдомов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанныхжилыхпомещенийони в последующем передаются в оперативное управление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем данных средств.

Согласно п. 7 названного Порядкадетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, распределениедетям-сиротампостроенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, является основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированныхжилыхпомещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставленияжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации с 01.01.2013 переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Согласно пп.7, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированныхжилыхпомещенийони предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в видежилыхдомов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учетужилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:

1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области: по приобретениюжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по принятию решений о предоставлениидетям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,жилыхпомещенийи заключению с ними договоров наймажилыхпомещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;

по содержаниюжилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области: по ведению перечняжилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений ожилыхпомещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;

3) Министерство социальной политики Свердловской области: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;

по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставленияжилыхпомещенийгосударственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приобретение и содержаниежилыхпомещенийдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.

Суд принимает во внимание, что вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 21.12.1998 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права напредоставлениежилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права напредоставлениежилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.

Учетная норма площади жилого помещения и норма предоставления площади жилого помещения утверждены постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и составляют, соответственно 10 кв.м. и 16 кв.м. общей площади на одного человека. Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31 августа 2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования г. Екатеринбург» в размере не менее 16 кв.м. общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязано приобрести (построить) за счёт средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», и предоставить данное жилое помещение Полетаевой А.А. по договору найма специализированного жилого помещения. Таким образом, суд считает исковые требования истца к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилья по договору специализированного найма жилого помещения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Полетаевой Анастасии Алексеевны (СНИЛС ***), к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 (ИНН 6663061810), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН 6670225804) о возложении обязанности предоставить жилое помещение и предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот удовлетворить.

Обязать ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23 поставить Полетаеву Анастасию Алексеевну, *** года рождения, на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счёт средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» приобрести (построить) благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Екатеринбург, и предоставить данное жилое помещение Полетаевой Анастасии Алексеевне, *** года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.В. Глушкова

2-175/2025 (2-5503/2024;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Полетаева Анастасия Алексеевна
Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Полетаевой А.А.
Ответчики
ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 23
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Другие
Полетаева Наталья Владимировна
Администрация г. Екатеринбурга
Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Судебное заседание
10.12.2024Судебное заседание
21.01.2025Судебное заседание
04.02.2025Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее