24RS0041-01-2022-007209-45
Дело № 2-2631/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре судебного заседания Чап О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства к Гилевой Елене Степановне об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства обратилось с иском в суд к ответчику с требованиями обязать Гилеву Е.С. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,6 га, в лесном участке, расположенном по адресу: Х, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, взыскать неустойку за невыполнение работ по очистке от порубочных остатков, предусмотренную договором в размере 25 605 руб.
Требования мотивированы тем, что 11.11.2019г. между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (далее Министерство) и Скопцевым Ю.В., действующим от имени и в интересах А1 заключен договор купли-продажи лесных насаждений У, согласно которого КГБУ «Усольское лесничество» передает Гилевой Е.С. лесные насаждения общей площадью 0,9 га, расположенные: Х срок действия договора с 11.11.2019г. по 10.11.2020г. На основании п. 4 приложения № 4 Минприроды России от 27.06.2016г. № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» 21.07.2021г. лесничим КГБУ Усольское лесничество» произведен осмотр места рубки, в результате которого министерством зафиксированы нарушения требований лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,6 га, что является нарушением п. 26 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ» от 07.10.2020г. № 1614.
Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Гилева Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом доверила представление своих интересов представителю Татакаеву И.И., полномочия проверены, который возражал против заявленных требований, пояснил, что договор заключался по доверенности Скобцевым, осмотр лесосеки проводился более чем через год после окончания договора, акт осмотра составляла другая организация, чьи полномочия не понятны.
Представитель третьего лица КГБУ «Усольское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).
В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ, статья 51 Лесного кодекса РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пп. «к» п. 12 «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 474, действовавших в период спорных отношений, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. № 60, действовавших в период спорных отношений, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, действовавших в период спорных отношений, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об охране окружающей среды" определено понятие загрязнение окружающей среды, как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью
нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от побочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании, 11.11.2019 года между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и Гилевой Е.С. в лице Скобцева Ю.В., действующего на основании доверенности, заключен договор купли-продажи лесных насаждений У, согласно, которому КГБУ «Усольское лесничество» обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность Гилевой Е.С. для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, в соответствии со ст. 30 Лесного кодекса РФ, а Покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего договора.
Согласно пп.ж п. 15 Покупатель обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 настоящего договора, в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017г. № 607, Правилами заготовки и сбора не древесных лесных ресурсов, утвержденных приказом Минприроды от 16.07.2018г. № 325, а также видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27.06.2016г. № 367.
Согласно пп. к п. 15 Покупатель обязан после завершения работ по заготовке древесины в течение трех дней, но не позднее окончания срока действия настоящего договора, информировать Продавца об окончании указанных работ.
В соответствии с условиями договора покупатель обязан не допускать нарушений, установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
10.11.2020г. был составлен акт о переносе осмотра мест рубок, согласно которого, поскольку окончание срока действия договора купли-продажи лесных насаждений У от 11.11.2019г. (Гилева Е.С.) приходится на период с наличием снежного покрова, а именно 10.11.2020г. согласно п. 5 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом № 367 от 29.12.2016г. Минприроды России, осмотр мест рубок проводиться в бесснежный период, было принято решение принести осмотр мест рубок по данному договору на весенне-летний период 2021г.
06.04.2021г. в адрес ответчика было направлено извещение У, которым ГКУБУ "Усольское лесничество" просило Гилеву Е.С. прибыть лично или направить доверенного представителя 21.07.2021 г. к 09-00 час. для участия в приемке (осмотре) лесосеки. В извещении указано, что в случае неявки к указанному сроку, приемка лесосеки будет производиться в одностороннем порядке.
Указанное уведомление было получено Гилевой Е.С. 08.06.2021г.
В соответствии с п. 4 Приложения № 4 Минприроды России от 27.06.2016г. № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ», порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» 21.07.2021г. мастером леса Тасеевского сельского уч. лесничества Усольского лесничества произведен осмотр места рубки, в результате которого установлено: не очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,6 га, деляна сильно захламлена валежником, что является нарушением требований пункта 26 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614.
В результате осмотра был составлен акт осмотра лесосеки от 21 июля 2021 года, сообщение о результатах осмотра, сообщение о нарушении требований лесного законодательства, справка расчета ущерба, схема.
Определением У об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Гилевой Е.С. по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Ущерб, нанесенный Гилевой Е.С. государственному лесному фонду составил 25 605 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт наличия захламления леса порубочными остатками стороной ответчика оспаривается, однако каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии Гилевой Е.С. достаточных мер для удаления порубочных остатков и устранения нарушений лесного законодательства в ходе рассмотрения дела не установлено, обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ со стороны ответчика не представлено.
Так, суду не представлено доказательств того, что Гилеыой Е.С, производилась организация сбора и вывоза порубочных остатков и несение расходов по проведению этих мероприятий; стороной ответчика не представлено доказательств того, что во исполнение пп. «к» п.15 договора купли-продажи после завершения работ по заготовке древесины с течение 3 дней ею было произведено информирование продавца об окончании работ.
Следовательно, виновное бездействие Гилевой Е.С. обусловлено явно пренебрежительным отношением лесопользователя к исполнению своих обязанностей, что в свою очередь, влияет на сохранение леса как природного ресурса и создает угрозу охраняемым лесным законодательством общественным отношениям.
Доводы стороны ответчика о том, что договор заключался по доверенности Скобцевым, осмотр лесосеки проводился более чем через год после окончания договора, акт осмотра составляла другая организация, чьи полномочия не понятны, суд считает не состоятельными, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что в установленный срок ответчик информировала продавца об окончании работ, предусмотренных договором, и вывезла в установленный срок древесину с лесосеки, в то же время истец, действуя в соответствии со своими полномочиями с учетом погодных и иных условий произвел осмотр лесосеки, при проведении которого установлены обстоятельства нарушения ответчиком условий договора купли-продажи лесных насаждений.
С учетом изложенного требования Министерства лесного хозяйства о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об установлении Гилевой Е.С. месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для очистки лесного участка от порубочных остатков, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.
В соответствии с пп. «б» п. 17 договора купли-продажи за нарушение требований лесного законодательства начисляется неустойки за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков начисляется неустойка.
Согласно расчетно-технологической карты на очистку мест рубок от порубочных остатков КГБУ «Казачинское лесничество» размер затрат на 1 га работ по очистке территории, подвергшейся захламлению составляет 8 535 руб. (пп. «б» п. 17 договора).
Таким образом, расчет неустойки составляет: 8535* 5крат * 0,6 га = 25 605 руб..
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При обращении в суд истец государственную пошлину не оплачивал, имея льготу в виде освобождения от её уплаты, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1268 рублей 15 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства к Гилевой Елене Степановне о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, взыскании неустойки удовлетворить.
Возложить на Гилеву Елену Степановну обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков: в Х, на площади 0,6 га.
Взыскать с Гилевой Елены Степановны в пользу министерства лесного хозяйства Красноярского края неустойку за невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, предусмотренной договором купли-продажи лесных насаждений от 11.11.2019 года№560 в размере 25605 рублей.
Взыскать с Гилевой Елены Степановны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1268 рублей 15 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В.Басинская
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2023г..
Подлинник находится в материалах гражданского дела №2-2631/2023