Дело № 2-157/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кириллов 16 сентября 2020 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ведениной Е.В.,
при секретаре Николаевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Кирилловского муниципального района, администрации муниципального образования город Кириллов Вологодской области, комитету по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения,
у с т а н о в и л:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской областиобратился в суд с иском к администрации Кирилловского муниципального района о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Часовня, XIX в.», расположенный по адресу: Вологодская область, г. Кириллов, городское кладбище.
В обоснование заявленных требований указал, что на территории Кирилловского муниципального района находится объект культурного наследия регионального значения «Часовня, XIX в.», поставленный на государственную охрану решением Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 г. № 586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры». В Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственной регистрации прав на объект культурного наследия отсутствуют, объект культурного наследия не числится в реестре муниципальной собственности, в реестре собственности Вологодской области, в территориальной базе данных реестра федерального имущества. Таким образом, объект культурного наследия «Часовня, XIX в.», расположенный по адресу: Вологодская область, г. Кириллов, городское кладбище является бесхозяйным. В силу п. 25 ч. 1 ст. 4 Устава Кирилловского района Вологодской области, принятого Решением Представительного Собрания Кирилловского муниципального района от 16 ноября 2015 года № 254, к вопросам местного значения Кирилловского муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории Кирилловского муниципального района. Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия влечет разрушение памятника истории и культуры, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, либо иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия.
Протокольным определением от 11 июня 2020 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация города Кириллова и комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района Вологодской области.
Истец – Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области уточнил исковые требования и просил возложить на администрацию муниципального образования город Кириллов обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Часовня, XIX в.», расположенный по адресу: Вологодская область, г. Кириллов, городское кладбище, а также возложить на комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района обязанность обеспечить подготовку документов, необходимых для постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия «Часовня, XIX в.», расположенный по адресу: Вологодская область, г. Кириллов, городское кладбище.
В судебном заседании представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Анисимова Ф.В. на удовлетворении уточненных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков – администрации Кирилловского муниципального района и комитета по управлению имуществом Кирилловского муниципального района Кузнецова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что администрация Кирилловского муниципального района и комитет по управлению имуществом являются ненадлежащими ответчиками по делу и не имеют возможности и полномочий по постановке на учет объектов культурного наследия регионального значения. Полномочиями по оформлению прав на бесхозяйное имущество, находящееся на территории города, наделено соответствующее муниципальное образование, а не район. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Кириллов Афаныгина В.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку истцом не представлено достоверных доказательств тому, что спорный объект является бесхозяйным.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил отзыв на иск, в котором исковые требования поддержал, указав, что в Реестре собственности Вологодской области спорный объект недвижимости не числится.
Представитель третьего лица – ТУ Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил отзыв на иск, в котором не возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что спорный объект недвижимого имущества в Реестре федерального имущества не числится.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу статьи 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 200 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
В судебном заседании установлено, что на территории города Кириллова находится объект культурного наследия регионального значения «Часовня, XIX в.», поставленный на государственную охрану решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 г. № 586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры».
На момент судебного разбирательства право собственности на указанный объект недвижимости, являющийся объектом культурного наследия, не зарегистрировано.
Из материалов дела следует, что в реестре федерального имущества, в реестре собственности Вологодской области и в реестре муниципального имущества Кирилловского муниципального района отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу изложенного администрация города Кириллова, на территории которого расположено недвижимое имущество, являющееся объектом культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки на учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, с целью определения дальнейшего собственника. Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на постановку объекта культурного наследия регионального значения «Часовня, XIX в.» на учет, в материалы дела не представлено.
Исходя из приведенных правовых норм, администрация города Кириллова является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, и в силу действующего правового регулирования обязана это сделать, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Принимая во внимание, что собственник указанного объекта недвижимости не определен, объект культурного наследия не включен в реестры объектов собственности Вологодской области, объектов федерального имущества, муниципальной собственности, какие-либо правопритязания о приобретении права собственности (иных вещных правах) не заявлялись заинтересованными лицами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, заявленных к администрации города Кириллова.
Вместе с тем, требования, предъявленные к Комитету по управлению имуществом и Администрации Кирилловского муниципального района не подлежат удовлетворению, как необоснованные и не предусмотренные действующим законодательством.
Настоящее судебное решение не является препятствием для заинтересованных лиц для предъявления правопритязаний о правах на недвижимое имущество, в том числе в порядке приобретательной давности.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - «░░░░░░░, XIX ░.», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.