Решение по делу № 33-710/2020 от 14.02.2020

Дело №2-2301/2019 судья Михайлова Т.Н. 2020 год

(33-710/20)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 февраля 2020 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В., Климовой К.В.,

при секретаре Дубининой Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Климовой К.В.

дело по апелляционной жалобе Смирнова С.И. на решение Московского районного суда г.Твери от 27 ноября 2019 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Смирнову С.И. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери Тверской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Смирнов С.И. обратился в суд с иском ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Тверской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований Смирнов С.И. указал, что решением пенсионного органа от 12 августа 2019 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия продолжительности страхового стажа (33 года 8 месяцев 29 дней при требуемых 42 годах), при этом ответчиком не были включены в его страховой стаж следующие периоды: с 12 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года - период прохождения военной службы по призыву; с 20 декабря 1993 года по 28 января 2000 года - период службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Тверской области. Полагает отказ в назначении пенсии незаконным, трудовая деятельность в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке и военном билете. При включении в страховой стаж спорных периодов страховой стаж составит более 42 лет, что является основанием для назначения пенсии по старости.

На основании изложенного истец просил суд признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Тверской области (межрайонное) от 12 августа 2019 года об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды службы с 12 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года; с 20 декабря 1993 года по 28 января 2000 года в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери и Тверской области (межрайонное) назначить ему пенсию с 30 августа 2019 года.

В судебном заседании истец Смирнов С.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) Кравченко Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Смирнов С.И. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что служба в армии с 12 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года приходится на время действия Закона СССР от 17 июля 1956 года «О государственных пенсиях». Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, в соответствии с пп. «к» п. 109 служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Кроме того судом не было учтено, что положения статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также положения Приказа Минздравсоцразвития России от 06 февраля 2007 года № 91, на которые ссылается истец в своем заявлении, являются действующими.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Смирнов С.И. доводы апелляционной жалобы поддержал полностью.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращался, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 2019 года предусмотрено повышение возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, ежегодно на один год, начиная с 2019 года по 2028 год.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Судом первой инстанции установлено, что 30 июля 2019 года Смирнов С.И. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Твери Тверской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Твери Тверской области (межрайонное) от 12 августа 2019 года Смирнову С.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, при подсчете которого не были учтены периоды с 12 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года - период прохождения военной службы по призыву; с 20 декабря 1993 года по 28 января 2000 года - период службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Тверской области на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Смирнов С.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж периода времени службы в рядах Вооруженных Сил СССР и службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Тверской области ранее достижения пенсионного возраста.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8).

Вместе с тем, частью 9 статьи 13 вышеназванного Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются только периоды непосредственно работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.

Поскольку период прохождения военной службы по призыву, а также период службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Тверской области не относятся ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, то они правомерно не включены ответчиком в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости применения ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым при назначении пенсии учитывался период службы в составе Вооруженных сил СССР.

Часть 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, устанавливающая право граждан, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 указанного Закона, введена Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и вступила в действие с 01 января 2019 года.

С этой же даты, вступили в действие положения пункта 9 статьи 13 Федерального закона, устанавливающие порядок исчисления страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В период прохождения военной службы по призыву с 12 апреля 1978 года по 24 апреля 1980 года и период прохождения службы в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Тверской области с 20 декабря 1993 года по 28 января 2000 года законодательством не было предусмотрено право на назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием продолжительного страхового стажа не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) ранее достижения пенсионного возраста, а также не был установлен порядок подсчета указанного страхового стажа, в связи с чем оснований для применения какого-либо иного порядка подсчета страхового стажа не имеется.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Доводы жалобы о несвоевременном изготовлении мотивированного решения судом первой инстанции на существо постановленного по делу решения не влияют, основанием для его отмены не являются.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г.Твери от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова С.И. – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи Т.В. Кубарева

К.В. Климова

33-710/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнов С.И.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Твери и Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Климова Ксения Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
25.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Передано в экспедицию
25.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее