Дело № 2а – 2963/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белорецк 26 ноября 2021 г.
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сахибгареева М.Ф.,
при секретаре Ахметчиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 2963/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан к Шевченко Е.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан (далее также - МИФНС России № 20 по РБ) обратилась в суд с иском к Шевченко Е.В., в которой просила взыскать недоимку в размере 27802,14 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в размере 21955,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 68,61 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. – 5163 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 16,13 руб.
В обоснование указала на то, что с 4 марта 2008 г. по 23 января 2020 г. Шевченко Е.В. состояла на учете в налоговом органе как индивидуальный предприниматель. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 статьи 430 НК Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29354 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 руб. за расчетный период 2019 г., срок уплаты которых установлен до 31 декабря 2019 г. Шевченко Е.В. 17 октября 2019 г. уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в размере 7338,5 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. в размере 1721 руб. При осуществлении контроля за своевременностью уплаты налоговых платежей установлено, что ответчик имеет спорную задолженность.
19 февраля 2020 г. по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 по г.Белорецк Республики Башкортостан в отношении Шевченко Е.В. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности. Однако, 1 апреля 2021 г. в связи с поступившим возражением вышеуказанный судебный приказ был отменен.
Вместе с административным исковым заявлением подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением, указав, что определение об отмене судебного приказа было получено инспекцией только 24 сентября 2020 г.
Представитель административного истца МИФНС России № 20 по РБ, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном на судебное заседание ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, отразил, что поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Административный ответчик Шевченко Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресу регистрации, имеющемуся в материалах дела: .... Судебное извещение вернулось в суд с отметкой «Истек срок хранения».
Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела. В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших возможности являться в судебное заседание, ответчик не представила, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации закреплено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации).
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 3 вышеназванной нормы права, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа;
пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 95 КАС Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные) (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 КАС Российской Федерации.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением мотивировано поздним получением определения об отмене судебного приказа.
Для проверки вышеназванного довода судом истребовано административное дело № 2а-247/2020 по заявлению МИФНС России № 20 по РБ о выдаче судебного приказа по взысканию задолженности по обязательным платежам с Шевченко Е.В.
Из административного дела № 2а-247/2020 усматривается, что судебный приказ № 2а-247/2020 от 19 февраля 2020 г. отменен определением от 1 апреля 2021 г. Срок для предъявления требования о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица могло быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 1 октября 2021 г.
Вместе с тем, материалы вышеназванного дела не содержат сведений о выполнении мировым судьей требований, изложенных в части 3 статьи 123.7 КАС Российской Федерации, согласно которым копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.
Напротив, определение мирового судьи судебного участка № 1 по г.Белорецк РБ от 1 апреля 2021 г. об отмене судебного приказа было получено нарочно представителем инспекции 16 апреля 2021 г., что подтверждается распиской.
На приложенной к административному исковому заявлению копии определения от 1 апреля 2021 г. стоит штамп инспекции от 19 апреля 2021 г. со входящим номером №....
Административное исковое заявление было направлено ответчику 12 октября 2021 г., в суд – 18 октября 2021 г. согласно почтовому штемпелю на конверте, то есть за пределами установленного законом срока для обращения.
Изложенные причины пропуска срока суд находит уважительными, в связи с чем, пропущенный срок подлежит восстановлению.
Суд учитывает, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен административный иск.
Далее.
Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 432 НК Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В судебном заседании установлено, что Шевченко Е.В. в период с 4 марта 2008 г. по 23 января 2020 г. состояла на учете в налоговом органе как индивидуальный предприниматель, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 15 сентября 2021 г.
При осуществлении МИФНС России № 20 по РБ контроля за своевременностью уплаты гражданами налоговых платежей установлено, Шевченко Е.В. имеет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 27802,14 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в размере 21955,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 68,61 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. – 5163 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 16,13 руб.
16 января 2020 г. МИФНС России № 20 по РБ направило ИП Шевченко Е.В. требование №... об уплате вышеназванной задолженности, установлен срок исполнения до 4 февраля 2020 г.
Ответчиком данное требование оставлено без удовлетворения, доказательств обратного суду не представлено.
19 февраля 2020 г. по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 по г.Белорецк Республики Башкортостан в отношении Шевченко Е.В. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности.
В связи с поступившим возражением Шевченко Е.В. вышеуказанный судебный приказ был отменен 1 апреля 2021 г. На данную дату Шевченко Е.В. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации на не своевременно уплаченные суммы налога начисляются пени.
В связи с изложенным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислена пеня в сумме 68,61 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 16,13 руб.
Согласно представленному расчёту МИФНС России № 20 по РБ задолженность Шевченко Е.В. перед налоговой инспекцией составляет в размере 27802,14 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в размере 21955,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 68,61 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. – 5163 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 16,13 руб.
Расчет, относительно суммы иска, представленный истцом, по мнению суда, соответствует требованиям закона, а потому его следует положить в основу судебного решения, поскольку сумму недоимки ответчик не оспорил, контррасчет взыскиваемых сумм, а также доказательств, что не имеет задолженности перед истцом, не представил.
Таким образом, с Шевченко Е.В. в пользу МИФНС России № 20 по РБ подлежит взысканию недоимка в размере 27802,14 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в размере 21955,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 68,61 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. – 5163 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 16,13 руб.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Налоговым органом в установленный пунктом 2 статьи 48 НК Российской Федерации соблюден шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, со дня истечения срока исполнения требования, срок для подачи настоящего административного иска восстановлен.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования г. Белорецк Республики Башкортостан в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 95, 175 - 180, 286 и 290 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением к Шевченко Е.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени удовлетворить.
Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан пропущенный процессуальный срок на обращение с административным исковым заявлением к Шевченко Е.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан к Шевченко Е.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, пени удовлетворить.
Взыскать с Шевченко Е.В., проживающей по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Республике Башкортостан недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в размере 21955,97 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 68,61 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. – 5163 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 16,13 руб., всего27802,14 руб. (двадцать семь тысяч восемьсот два рубля 14 копеек).
Взыскать с Шевченко Е.В., проживающей по адресу: ..., в бюджет муниципального образования г. Белорецк Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 400 руб. (четыреста рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья М.Ф. Сахибгареев