Дело № 2а-990/2020
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
при секретаре Морозовой Л.В.,
с участием представителя административного истца Подобедовой С.И. – Воробьева В.А. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подобедовой Светланы Ивановны к Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л :
18.03.2020 г. в суд обратилась Подобедова С.И. с административным иском к Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированы тем, что Подобедовой С. И. на праве собственности на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества № 01-Н от 29.10.2012 г. принадлежит Здание склада ГСМ, площадь 21,4 кв.м, количество этажей (в том числе подземных) - 1, кадастровый номер №, по <адрес>. Согласно Техническому паспорту, подготовленному Усть-Илимским отделением Иркутского филиала ФГУП Ростехинвентаризация, склад ГСМ состоит из топливно-раздаточного пункта, раздаточных колонок, здания для разогрева масел, резервуаров для хранения топлива, подземного топливопровода, склада для хранения нефтепродуктов в таре. Подобедова С.И. неоднократно обращалась в Администрацию с заявлением (вх. № 657 от 13.05.2019, вх. № 1730 от 12.11.2019) об утверждении схемы расположения границ земельного участка (кадастровый номер №, площадь 6907,00 кв.м) на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером № с целью дальнейшего оформления прав на указанный земельный участок в соответствии с нормами земельного законодательства (ч.3 ст.35, п.1 ст.39.19 ЗК РФ). Административный ответчик по результатам заявлений Подобедовой С.И. не утверждал схемы расположения границ земельного участка и не отказывал в их утверждении, тем самым нарушая права Подобедовой С.И. в сфере земельных отношений. Административный истец сослался на ст.ст.11.10, 35, 39.19 ЗК РФ и указал, что ответы административного ответчика от 08.07.2019 № 803/04, от 12.12.2019 № 1796/04 не содержат какого-либо обоснования отказа в утверждении схемы, являются формальными, определить, в связи с чем заявителю отказано в удовлетворении его заявлений, невозможно; бездействие административного ответчика нарушает права Подобедовой С. И. в сфере земельных отношений. В целях получения квалифицированной помощи по подготовке административного искового заявления и представительства в суде Подобедовой С.И. был заключен Договор № 2/03-20 от 13.03.2020 об оказании юридических услуг с ИП Воробьевой Ю.А. Стоимость услуг составила 20000 руб.
Административный истец Подобедова С.И. просит признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области, ОГРН 1063817000620, ИНН 3817028513, адрес: 666660, Иркутская обл., Усть-Илимский р-н, рабочий поселок Железнодорожный, ул.Ленина, 68, в утверждении схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907,00 кв.м, на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенным по <адрес>, или вынесения решения об отказе в утверждении указанной схемы; обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области утвердить схему расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907,00 кв.м, на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенным по <адрес>; взыскать с административного ответчика в пользу Подобедовой С.И. судебные издержки в размере 20800 руб.
В поступившем в суд 17.06.2020 г. административный ответчик просит в удовлетворении административного иска отказать; указал, что по выписке из ЕГРН Подобедовой С.И. на праве собственности принадлежит здание склада ГСМ, площадью 21,4 кв.м, количество этажей - 1, кадастровый номер №, расположенное по <адрес>. Спорный земельный участок с кадастровым номером №, имеющий площадь 6907,00 кв.м, находится на земельном участке, право пользование которого не разграничено. Административный ответчик сослался на п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.11 ЗК РФ и указал, что данный земельный участок может быть использован для нужд муниципалитета; также истец не предоставил обоснований в предоставлении земельного участка, площадью 6907 кв.м, тогда как объект, под которым просит предоставить земельный участок, имеет площадь 21,4 кв.м, площадь спорного участка несколько завышена. Кроме того, Администрация Железнодорожного муниципального образования считает, что административное исковое заявление должно быть подано в суд по месту нахождения спорной территории, то есть в Усть-Илимский городской суд Иркутской области.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Подобедовой С.И., извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, - в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ ее неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела; и с участием ее полномочного представителя Воробьева В.А., действующего на основании нотариальной доверенности от 17.03.2020 г. сроком на три года.
В судебном заседании представитель административного истца Воробьев В.А. административный иск, его обоснование подержал, просил удовлетворить; пояснил, что административный ответчик по заявлению Подобедовой С.И. должен был вынести постановление, т.к. этого сделано не было, последовало обращение в суд с иском.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; его неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела (ч.6 ст.226 КАС РФ).
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административный истец Подобедова С.И. оспаривает бездействие органа местного самоуправления – Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области, выразившееся в непринятии решения об утверждении либо отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, обратившись в суд по месту своего жительства, т.е., в соответствии с ч.3 ст.24 КАС РФ.
Выпиской из ЕГРН о 10.06.2020 г. подтверждено, что за Подобедовой С.И. на праве собственности зарегистрирован объект недвижимости, расположенный по <адрес>; кадастровый номер №; номер кадастрового квартала – №; площадь – 21,4 кв.м; назначение – нежилое; наименование – здание склада ГСМ; количество этажей – 1, в т.ч. подземных – 0; год завершения строительства – 1980; запись регистрации № № от 15.01.2019 г. (л.д.97-99).
В копии выписки из ЕГРН от 08.11.2019 г. – сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости, имеется также описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке - сведения о координатах характерных точек контура объекта недвижимости (л.д.21-23 из л.д.17-23).
Основанием для государственной регистрации права Подобедовой С.И. на указанное здание склада ГСМ послужил договор купли-продажи недвижимого имущества № 01-Н, заключенный 29.10.2019 г. между продавцом ООО «Лизинг-В» и покупателем Подобедовой С.И.; сторонами также передаточный акт оформлен. В договоре, среди прочего, отражено, что «Продавец» продает, а «Покупатель» приобретает в собственность Здание склада ГСМ, назначение: нежилое, 1-этажное, инв.№, лит. Р, <адрес>. Кадастровый (или условный номер) №. «Здание» расположено на земельном участке категории земель - земли промышленности, общей площадью 52836,61 кв.м, кадастровый номер земельного участка №, расположен по <адрес> является одноэтажным, фундамент - бетонный, стены - кирпичные, крыша - металлическая, общей площадью 21,4 кв.м., что подтверждается техническим паспортом ФГУП «Ростехинвентаризация» Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Усть-Илимского отделения. «Здание» принадлежит «Продавцу» на праве собственности, которое зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 06.03.2008 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана запись регистрации № что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 07.03.2008 г. серии № (л.д.12-14, 15).
В копии технического паспорта склада ГСМ, составленного Усть-Илимским отделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» 05.07.2007 г. (л.д.24-36), имеются сведения о регистрации 24.09.2004 г. за ООО «ЗБСМ-4» права собственности на здание – на основании договора купли-продажи склада ГСМ от 12.02.2004 г. (л.д.26); здание склада ГСМ, лит.Р, изображено на генеральном плане (л.д.25); в разделе «V. Исчисление площадей и объемов…» указано, что «склад ГСМ расположен на территории промышленной площадки мехколонны 70 на бетонированной площади 5212 кв.м состоящая из топливо-раздаточного пункта лит.Р-одноэтажное, кирпичное здание на бетонно-ленточном фундаменте с центральным отоплением, обеспечивающую управление тремя раздаточными колонками Г22, Г30, Г31 стоящих на бетонированной площадке» (так в тексте) (л.д.27); на поэтажном плане Лит.Р и экспликации к плану указано, что здание Лит.Р имеет общую площадь 21,4 кв.м и состоит из помещений: коридор – 2,9 кв.м, бытовка – 2,8 кв.м и пульт управления – 15,7 кв.м (л.д.34-35).
В соответствии с п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из копии заявления от имени Подобедовой С.И. от 13.05.2019 г. (вх. № 657) следует, что 13.05.2019 г. на основании доверенности Михайлов И.В. обратился в администрацию Железнодорожного муниципального образования с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории сформированную в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м, для размещения принадлежащего Подобедовой С.И. на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером № с целью дальнейшего оформления прав на земельный участок (с приложением Технического паспорта, Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Доверенности №50/147-н/50-2019-1-1099) (л.д.37).
На представленной в дело схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории указаны условный номер земельного участка:102:ЗУ1, площадь земельного участка 6907 кв.м, обозначение характерных точек границ и координаты X, Y (л.д.43-44).
Администрацией Железнодорожного муниципального образования на заявления Подобедовой С.И. от 13.05.2019 вх. № 657, 05.07.2019 вх. № 933 в ответе от 08.07.2019 № 830/04 разъяснено, что при анализе документов, поданных заявителем для получения муниципальной услуги, специалистами проведена работа по сопоставлению данных Участка и заявленного объекта недвижимости, принадлежащею Подобедовой С.И. на праве собственности от 15.01.2019 №. Кадастровый квартал Участка «010401», кадастровый квартал объекта «010103» - из чего можно сделать вывод, что объекты располагаются в разных кварталах. Идентифицировать, что объект, находящийся в собственности Подобедовой С.И. располагается на Участке с кадастровым №№, не представляется возможным. Разъяснено, что после устранения выявленных противоречий, заявитель может обратиться с заявлением повторно; разъяснена возможность получения консультации по данному вопросу в Администрации Железнодорожного муниципального образования (л.д.40).
Из копии заявления от имени Подобедовой С.И. от 12.11.2019 г. (вх. № 1730) следует, что на основании доверенности Михайлов И.В. обратился в администрацию Железнодорожного муниципального образования с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории сформированную в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м, для размещения принадлежащего Подобедовой С.И. на праве собственности объекта недвижимости склада ГСМ с кадастровым номером № с целью дальнейшего оформления прав на земельный участок, приложив Технический паспорт, Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Выписку о земельном участке, Доверенность №50/147-н/50-2019-1-1099) (л.д.41).
Администрация Железнодорожного муниципального образования, рассмотрев заявление (вх. №1730 от 12.11.2019), в ответе от 12.12.2019 № 1796/04 сообщила, что произвести раздел земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м, не представляется возможным ввиду отсутствия документов, подтверждающих право собственности на иные объекты, расположенные на испрашиваемой территории. Однако при изменении характерных точек границ расположения земельного участка, земельный участок может быть предоставлен под объектом - Нежилым зданием склада ГСМ, площадью 21,4 кв.м, с кадастровым номером: №, являющимся собственностью заявителя (от 15.01.2019 № (л.д.42).
В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл.I.1 Земельного кодекса РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков.
Согласно подпунктам 1, 3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
В соответствии с п.2 названной нормы права образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии с п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно п.3 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с положениями ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1); органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.14 ст.11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Согласно п.16 названной нормы, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.39.11 ЗК РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Из приведенного правового регулирования следует, что при обращении заявителя за утверждением схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Между тем, в данном конкретном случае орган местного самоуправления ограничился лишь сообщением от 08.07.2019 г. на заявления Подобедовой С.И. от 13.05.2019 г. и 05.07.2019 г. (л.д.40) и сообщением от 12.12.2019 г. на заявление Подобедовой С.И. от 12.11.2019 г. (л.д.42), не приняв никакого предусмотренного материальным законом решения, т.е., совершил бездействие, нарушающее право административного истца в сфере земельных отношений.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии решения об утверждении или об отказе в утверждении схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>
В силу ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании приведенной процессуальной нормы на Администрацию Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области подлежит возложению обязанность в установленный законом срок принять решение об утверждении или об отказе в утверждении схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>
Оснований для возложения на административного ответчика обязанности именно утвердить схему расположения границ земельного участка суд не находит, поскольку в данном случае органом местного самоуправления заявителю не было отказано в утверждении схемы расположения границ земельного участка; органом местного самоуправления по существу вопроса решение (об утверждении схемы расположения границ земельного участка либо об отказе в утверждении схемы) не принято. Таким образом, в указанной части административного иска следует отказать.
В силу ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела, включают расходы на оплату услуг представителей (п.4 ст.106 КАС РФ).
Подобедова С.И. просит взыскать с административного ответчика судебные издержки в размере 20800 руб.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 КАС РФ (ч.1 ст.111 КАС РФ).
Административный истец при обращении в суд с административным иском в соответствии с подп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ оплатил госпошлину в размере 300 руб. по чеку-ордеру от 17.03.2020 г. (л.д.7).
На основании ст.ст.103, 111 КАС РФ расходы административного истца по оплате госпошлины подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика в порядке возврата.
Согласно ст.112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с правовой позицией п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства РФ. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Согласно договору № 2/03-20 от 13.03.2020 г. об оказании юридических услуг, таковой заключен между заказчиком Подобедовой С.И. и исполнителем ИП Воробьевой Ю.А. на предмет оказания юридических услуг по представительству интересов заказчика в Электростальском городском суде и вышестоящих инстанциях по административному исковому заявлению о признании незаконным бездействия Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области, выразившееся в непринятии решения об утверждении или об отказе в утверждении схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> и обязании утвердить схему (п.1.1); стоимость услуг – 20000 руб. (п.3.1). При этом в п.1.3 договора отражено, что исполнитель оказывает услуги силами своего работника Воробьева В.А. (л.д.48-50).
По указанному выше договору получателю ИП Воробьевой Ю.А. Подобедова С.И. оплатила: по чеку по операции Сбербанк онлайн 17.03.2020 г. со счета своей карты - 10000 руб. (л.д.51); по платежному поручению от 18.03.2020 г. № 466786 - 10000 руб. (л.д.96).
Интересы административного истца представлял Воробьев В.А., действуя на основании и нотариальной доверенности от 17.03.2020 г. сроком на три года (л.д.45-46).
Суд учитывает правовую позицию Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1, согласно которой, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ); вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п.11); расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (статья 112 КАС РФ) (п.12); разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги; при определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13).
Таким образом, подлежащая взысканию со стороны сумма определяется судом в разумных пределах в соответствии со своим внутренним убеждением на основе анализа материалов дела с учетом характера заявленного спора, объема и сложности работы, продолжительности времени, необходимой для ее выполнения квалифицированным специалистом и т.п.; присуждаемая к возмещению сумма расходов должна обеспечивать соблюдение разумного баланса между процессуальными правами и обязанностями сторон.
С учетом вышеизложенного, объема выполненной представителем работы – составление административного иска, объем которого не превышает четырех страниц, и подача его в суд, что не представляет сложности и не требует продолжительного времени и больших трудозатрат для специалиста (основным видом деятельности которого является деятельность в области права, что отражен в выписке из ЕГРИП, л.д.54-59), участие в одном судебном заседании по делу, а также с учетом характера и категории рассмотренного судом административного дела, по которому в силу ч.2 ст.62 КАС РФ, ч.11, ч.9 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, т.е. на административного ответчика; с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает расходы административного истца по оплате услуг представителя в сумме 20000 руб. явно завышенными, подлежащими снижению до суммы 10000 руб., которую взыскать с административного ответчика в пользу административного истца. Таким образом, требования административного истца в части взыскания судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 10500 руб. (из расчета: 20500 (заявлено) – 10000 (взыскивается) = 10500) удовлетворению не подлежат, в этой части требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.14, 54-55, 62, 103, 106, 111-112, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск Подобедовой Светланы Ивановны – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области, выразившееся в непринятии решения об утверждении или об отказе в утверждении схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>
Обязать Администрацию Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области в установленный законом срок принять решение об утверждении или об отказе в утверждении схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>
В день вступления решения суда в законную силу его копию направить в Администрацию Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области.
Об устранении допущенных нарушений сообщить в Электростальский городской суд Московской области, административному истцу Подобедовой Светлане Ивановне.
Взыскать с Администрации Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области в пользу Подобедовой Светланы Ивановны судебные расходы: по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей и по оплате юридических услуг в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, а всего - 10300 (десять тысяч триста) рублей.
Отказать Подобедовой Светлане Ивановне в удовлетворении требований в части возложения на Администрацию Железнодорожного муниципального образования Усть-Илимского района Иркутской области утвердить схему расположения границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6907 кв.м на кадастровом плане территории под объектом капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> и в части взыскания судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 10500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение принято 28 августа 2020 года.
Судья: Рыжова Г. А.