Принято в окончательной форме 06.04.2021
Дело №2-719/2021
(УИД) 76RS0024-01-2020-003828-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Короткевич А.И., с участием
представителя истцов Запольской Т.И. по доверенности (л.д. 125),
от ответчика, третьего лица – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Маргариты Алексеевны, Сенкевич Ольги Львовны к обществу с ограниченной ответственностью «Хартия» о возложении обязанности,
установил:
Кузнецова М.А., Сенкевич О.Л. с учетом уточнений (л.д. 53-55) обратились в суд с иском к ООО «Хартия» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, выразившиеся в незаконном и не обоснованном выставлении счетов за период с октября 2018 по настоящее время Кузнецовой М.А., Сенкевич О.Л., признании выставленных счетов не законными и не подлежащими уплате, прекратить выставление счетов в квитанциях «за обращение с ТКО (твердыми коммунальными отходами)»; произвести перерасчет по ранее выставленным квитанциям на заявителей за период с октября 2018 по настоящее время с обнулением ранее выставленных задолженностей по оплате заявителями услуг «за обращение с ТКО» за период с октября 2018 года по настоящее время.
В обоснование иска указано, что собственниками индивидуальных жилых домов Кузнецовой М.А., Сенкевич О.Л., проживающих по адресу: <адрес> в лице Кузнецовой М.А. неоднократно были подготовлены и направлены обращения в адрес территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля, прокуратуру Ярославской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области, а также оператора услуги – ООО «Хартия» по проблеме организации вывоза мусора – твердых бытовых отходов по <адрес>. С октября 2018 года собственникам домов по <адрес> приходят квитанции об уплате услуги «за обращение с ТКО», по факту на близлежащей территории отсутствует организованная площадка с контейнерами для сбора мусора. По факту рассмотрения вышеуказанных обращений ситуация не была разрешена по существу. ООО «Хартия» по территории <адрес> является оператором услуги по организации вывоза мусора – твердых бытовых отходов. Заявителям, начиная с октября 2018 года, приходят квитанции об оплате услуги, по факту на близлежащей территории отсутствует организованная площадка с контейнерами для сбора мусора, таким образом, услуга истцам не оказывается, а задолженность накапливается по факту производимых начислений. Более того, договор об оказании услуги с собственниками домовладений заключен не был, в нарушение норм действующего законодательства.
Истцы Кузнецова М.А., Сенкевич О.Л. в судебном заседании не участвовали, уведомлены надлежаще. Представитель истцов по доверенности Запольская Т.И. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ООО «Хартия» в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежаще. Ранее в предварительном судебном заседании 03.02.2021 против удовлетворения исковых требований возражал, представил письменный отзыв (л.д. 122-124), в котором указал, что услуга по обращению с ТКО в г. Ярославле оказывается региональным оператором ООО «Хартия» надлежащим образом с 01.09.2018. Ближайшие контейнерные площадки для потребителей, проживающих по <адрес>, расположены вблизи <адрес> и вблизи <адрес> осуществляется без нарушения графика. Полномочия по определению мест накопления ТКО, включая определение удаленности таких мест от потребителей, возложены на органы местного самоуправления, а не на регионального оператора. В полномочия регионального оператора не входит организация и содержание мест накопления ТКО, а также полномочия по надзору за соответствие мест накопления ТКО требованиям санитарных норм. Региональный оператор отвечает за ТКО только с момента их погрузки в мусоровоз, так как оказывает услуги по приему ТКО в местах накопления, а также осуществляет их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение.
Представитель третьего лица территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля в судебном заседании не участвовал, направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве также указано, что согласно п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88). В связи с тем, что собственниками жилых домов по <адрес> решение об определении места размещения контейнеров для твердых бытовых отходов не принято, контейнерная площадка по указанному адресу отсутствует.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Судом установлено, что Кузнецова М.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, Сенкевич О.Л. - собственником жилого дома по адресу: <адрес> (свидетельства о государственной регистрации права – л.д. 110,111).
ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области в соответствии с соглашением №17 от 23.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия».
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.6.3 решения муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306 «Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля» решение о создании мест (площадок) накопления ТКО принимается уполномоченным структурным подразделением мэрии города, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и оформляется муниципальным правовым актом.
Согласно п.3 Постановления мэрии г. Ярославля от 10.06.2019 N 664 «О согласовании размещения контейнерных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления» согласование места размещения контейнерных площадок на городских земельных участках осуществляется территориальными администрациями мэрии города Ярославля и оформляется соглашением о размещении контейнерной площадки по форме, установленной приложением 1 к Порядку (далее - Соглашение). Соглашение содержит обязательства заинтересованного лица о содержании контейнерной площадки, размещенной на городском земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из указанных норм, вопросы создания, территориального размещения и содержания контейнерных площадок (мест накопления ТКО) относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с п.4 Правил №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Исходя из указанных норм, в предмет коммунальной услуги по обращению с ТКО включаются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).
В соответствии с п.2 Правил N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «а» п.148 (22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В соответствии с п.148 (45) Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно п.9 Правил N 354, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема) и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
По смыслу положений Правил N 1156, при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Из представленных истцами счетов на оплату за обращение с ТКО видно, что исполнителем данной услуги по отношению к жилым домам истцов является ООО «Хартия» (л.д. 56-108).
Судом установлено, что и по существу не оспаривалось стороной истца, что ближайшие контейнерные площадки для жителей, проживающих по <адрес>, расположены вблизи <адрес> и <адрес>.
Исходя из позиции истцов, наиболее ближайшей контейнерной площадкой для жителей <адрес> является площадка, размещенная на <адрес>. Тот факт, что вывоз мусора, размещенного на данной площадке, осуществляется ООО «Хартия», стороной истца также не оспаривался.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что у потребителей по <адрес> имелась фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованные контейнерные площадки по <адрес>.
Исходя из вышеуказанных норм, региональный оператор не несет ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилых домов контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок. Предметом самой услуги по обращению с ТКО, как указано выше, являются непосредственно сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Каких-либо нарушений нормативных требований при вывозе отходов с вышеуказанных мест их размещения судом не установлено, доказательств обратного истцами вопреки требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено. В этой связи оснований считать, что истцам не оказывается услуга по обращению ТКО, у суда не имеется.
В связи с этим ссылки истцов на несоблюдение предусмотренных п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилыми домами по <адрес> не свидетельствуют о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100м расстоянии от жилых домов.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сам по себе факт несогласия истцов с местом размещения контейнерной площадки по мотиву отдаленности места ее расположения относительно жилых домов по <адрес>, основанием для удовлетворения требований, по существу направленных на освобождение от оплаты спорной коммунальной услуги, не является. Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что услуга по обращению с ТКО истцам не оказывается либо оказывается ненадлежащим образом.
Доказательств заключения самостоятельного договора на вывоз мусора с иной организацией в спорный период по жилым домам истцов суду также не представлено.
Доводы истцов о том, что договор об оказании услуги по обращению с ТКО с собственниками заключен не был, суд отклоняет.
В силу пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 8 (4) названных Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя.
На основании пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В силу пункта 8 (10) Правил N 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами N 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами N 1156. Следовательно, в силу ст.153 ЖК РФ данные услуги подлежат оплате потребителями по факту их оказания. Отсутствие заключенного в письменной форме договора основанием для освобождения от оплаты данной услуги не является и о нарушении прав истцов как потребителей не свидетельствует.
При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева