УИД: 34RS0008-01-2023-009992-98
Дело №2-633/2024 (2-6952/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Ушаковой А.А.,
с участием помощника прокурора Кранооктябрьского района г.Волгограда В.А., представителя ответчика администрации Волгограда – Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2024 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Кранооктябрьского района г.Волгограда в интересах неопределённого круга лиц несовершеннолетних обучающихся к администрации Волгограда, ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» о возложении обязанности установить видеонаблюдение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кранооктябрьского района г.Волгограда в интересах неопределённого круга лиц несовершеннолетних обучающихся обратился в суд с иском к администрации Волгограда, ВМУК «Централизованная система детских библиотек» о возложении обязанности установить видеонаблюдение. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Кранооктябрьского района г.Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» (ВМУК «ЦСДБ»).
В ходе проверки проведенной в октябре 2023 года прокуратурой района установлено, что согласно паспорту безопасности зданиям ВМУК «ЦСДБ», расположенных по адресам: г. Волгоград, ..., присвоена 2 категория опасности.
В нарушение вышеуказанных положений законодательства, на момент прокурорской проверки в октябре 2023 года, охрана объектов должным образом не обеспечена, меры к выполнению указанных требований не приняты, отсутствует система охранного видеонаблюдения в зданиях по вышеуказанным адресам.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно ответу ВМУК «ЦСДБ» от 20.10.2023 №... данному в рамках проведения проверки прокуратуры района, следует, что на требуемые мероприятия по устранению выявленных нарушений и обеспечения образовательных учреждений физической охраной сотрудниками частных охранных организаций отсутствует необходимое бюджетное финансирование.
На момент проведения проверки денежные средства из бюджета Волгограда и вышестоящих бюджетов на установку системы видеонаблюдения на территории детских библиотек не выделялись.
Исполнение требований законодательства по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и финансирование антитеррористической защищенности является обязательством органа местного самоуправления
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления, путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, не представляется возможным определить, так как он является неопределенным.
Таким образом, во властные полномочия администрации г. Волгограда входит распределение бюджетных денежных средств муниципального образования города, обеспечивающее надлежащее исполнение обязательств органов местного самоуправления.
Вместе с тем, проведенной проверкой прокуратурой района установлено, что в нарушение законодательства антитеррористическая защищенность ВМУК «ЦСДБ» должным образом не обеспечена. Не приняты меры к оборудованию учреждения системой охранного видеонаблюдения в зданиях по вышеуказанным адресам. Причиной указанного положения является недостаточное финансирование учреждения администрацией Волгограда на мероприятия антитеррористической защищенности. В связи с чем прокурор обратился в суд.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить целевое финансирование ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» для заключения договора об оснащении объектов по адресам: г. Волгоград, ..., системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» обязанность заключить договор об оснащении объектов по адресам: г. Волгоград, ..., системой видеонаблюдения в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Кранооктябрьского района г.Волгограда В.А. исковые требования поддержал, наставал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Волгограда по доверенности Т.А. исковые требования не признала и просила в удовлетворении требований к администрации Волгограда отказать, поскольку 09.01.2024 года заключено соглашение №ИЦ 27/42 о предоставлении из бюджета Волгограда ВМУК «ЦСДБ» субсидии.
Представитель ответчика ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомлен. Ходатайств об отложении судебного заседания, а также возражений, относительно заявленных исковых требований не представлено.
Представитель третьего лица Комитета по культуре администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомлен. Ходатайств об отложении судебного заседания, а также возражений, относительно заявленных исковых требований не представлено.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Кранооктябрьского района г.Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» (ВМУК «ЦСДБ»).
В ходе проверки проведенной в октябре 2023 года прокуратурой района установлено, что согласно паспорту безопасности зданиям ВМУК «ЦСДБ», расположенных по адресам: г. Волгоград, ..., присвоена 2 категория опасности.
В нарушение вышеуказанных положений законодательства, на момент прокурорской проверки в октябре 2023 года, охрана объектов должным образом не обеспечена, меры к выполнению указанных требований не приняты, отсутствует система охранного видеонаблюдения в зданиях по вышеуказанным адресам.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно ответу ВМУК «ЦСДБ» от 20.10.2023 № 321 данному в рамках проведения проверки прокуратуры района, следует, что на требуемые мероприятия по устранению выявленных нарушений и обеспечения образовательных учреждений физической охраной сотрудниками частных охранных организаций отсутствует необходимое бюджетное финансирование.
На момент проведения проверки денежные средства из бюджета Волгограда и вышестоящих бюджетов на установку системы видеонаблюдения на территории детских библиотек не выделялись.
Исполнение требований законодательства по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и финансирование антитеррористической защищенности является обязательством органа местного самоуправления
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления, путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, не представляется возможным определить, т.к. он является неопределенным.
Вместе с тем, проведенной проверкой прокуратурой района установлено, что в нарушение законодательства антитеррористическая защищенность ВМУК «ЦСДБ» должным образом не обеспечена. Не приняты меры к оборудованию учреждения системой охранного видеонаблюдения в зданиях по вышеуказанным адресам. Причиной указанного положения является недостаточное финансирование учреждения администрацией Волгограда на мероприятия антитеррористической защищенности.
До настоящего времени перечисленные прокурором антитеррористические мероприятия не реализованы.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 названного закона).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда.
Согласно п. 16 ст. 36 Устава города герой Волгограда администрация Волгограда осуществляет функции распорядителя бюджетных средств Волгограда при исполнении бюджета Волгограда.
Пунктом 3 ст. 49 Устава учредителем муниципальных предприятий и учреждений является муниципальное образование Волгоград.
Таким образом, во властные полномочия администрации г. Волгограда входит распределение бюджетных денежных средств муниципального образования города, обеспечивающее надлежащее исполнение обязательств органов местного самоуправления.
Вместе с тем, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Волгограда, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации Волгограда к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Учитывая также, что в ходе судебного заседания администрацией Волгограда предоставлено соглашение № ИЦ 27/42 о предоставлении из бюджета (автономному) учреждению Волгограда субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключенное между Комитетом по культуре администрации Волгограда и ВМУК «Централизованная система детских библиотек»», соответственно ВМУК «ЦСДБ» в настоящее время обеспечено необходимым финансированием на мероприятия антитеррористической защищенности.
В связи с чем исковое заявление прокурора Кранооктябрьского района г.Волгограда в интересах неопределённого круга лиц несовершеннолетних обучающихся к ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» о возложении обязанности заключить договор об оснащении объектов по адресам: г. Волгоград, ..., системой видеонаблюдения суд полагает удовлетворить, в удовлетворении требований к администрации Волгограда отказать.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
На основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить сроки для исполнения возложенной обязанности заключить договор об оснащении объектов по адресам: г. Волгоград, ..., системой видеонаблюдения в течение 1 (одного) месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
При этом, суд учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанные сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кранооктябрьского района г.Волгограда в интересах неопределённого круга лиц несовершеннолетних обучающихся к администрации Волгограда, ВМУК «Централизованная система детских библиотек» о возложении обязанности установить видеонаблюдение – удовлетворить частично.
Возложить на Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек» (ИНН 3444014875, ОГРН 1023403444239) обязанность заключить договор об оснащении объектов по адресам: г. Волгоград, ..., системой видеонаблюдения в течение 1 (одного) месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кранооктябрьского района г.Волгограда о возложении обязанности на администрацию Волгограда обеспечить целевое финансирование ВМУК «Централизованная система детских библиотек»» для заключения договора об оснащении объектов по адресам: г. Волгоград, ..., системой видеонаблюдения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 марта 2024 года.
Судья Е.А.Мягкова