Судья: Королева Ю.П. | дело № 33-2698/2023 |
дело № 2-1006/2023 44RS0002-01-2022-005665-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Дедюевой М.В.,
судей Коровкиной Ю.В., Жукова И.П.,
при секретаре Соловьевой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области по доверенности Меньшиковой Юлии Сергеевны на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 16 мая 2023 года, которым удовлетворены исковые требования Яблоковой Ирины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Коровкиной Ю.В., объяснения истца Яблоковой И.Н., её представителя Кузнецовой Е.Л., представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области по доверенности Ловыгиной О.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Яблокова И.Н. обратилась в суд г.Костромы с иском о включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением ответчика в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с не включением в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, следующих периодов: работы в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991; работы в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 10.07.1995; ремонтных работ в МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 69»: 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010,01.07.2010, 13.12.2010,28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018. Считает решение ответчика в данной части незаконным. Периоды работы в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991 и в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 10.07.1995 подлежат включению в специальный стаж, поскольку в настоящее время документы, подтверждающие данный стаж, поступили из компетентных органов Республики Беларусь, а также с учетом положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного 13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Также подлежат включению в специальный стаж периоды ремонтных работ в МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 69», так как в указанные периоды учреждение не принимало детей, но Яблокова И.Н. осуществляла свои должностные обязанности, выполняла педагогическую нагрузку в полном объеме и не принимала участие в ремонтных работах. На основании изложенного Яблокова И.Н. просила суд включить в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью следующие периоды: период работы в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991; период работы в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994; периоды ремонтных работ в МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69»: 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010, 01.07.2010, 13.12.2010, 28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018; обязать пенсионный орган назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 25.12.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 69».
В связи с реорганизацией судом произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 16 мая 2023 г. постановлено:
Исковые требования Яблоковой Ирины Николаевны удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области включить Яблоковой Ирине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:
период работы в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991;
период работы в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994;
периоды ремонтных работ в МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69»: 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010, 01.07.2010, 13.12.2010, 28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области назначить Яблоковой Ирине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области по доверенности Меньшикова Ю.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что период работы истца в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991 не подлежит зачету в страховой и специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, так как данный период не подтвержден документами компетентных органов Республики Беларусь. Представленная заявителем справка о заработной плате в спорный период не является надлежащим доказательством, а справка о работе, дающей право на пенсию за выслугу лет за период работы в школе не может быть выдана, так как Яблокова И.Н. работала с педагогической нагрузкой 10 часов в неделю.
Период работы истца с 01.03.1991 по 10.07.1995 в качестве музыкального руководителя в яслях-саду № 522 г. Минска также не подлежит зачету в страховой и специальный стаж, поскольку согласно письму Управления социальной защиты администрации Советского района г. Минска период работы Яблоковой И.Н. в должности музыкального руководителя в яслях-саду № 522 г. Минска не относится к специальному стажу работы.
Учитывая, что компетентным органом Республики Беларусь педагогический стаж истца за спорные периоды не подтвержден, включение судом указанных периодов работы в специальный стаж Яблоковой И.Н. противоречит нормам международного Соглашения от 20.12.2019 о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза.
Спорные периоды ремонтных работ в МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 69» не подлежат включению в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, поскольку в периоды закрытия детского сада на ремонт истец не испытывала вредного воздействия на свой организм в связи с выполняемой ею работой.
В возражениях на апелляционную жалобу Яблокова И.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области Ловыгина О.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Яблокова И.Н. и её представитель Кузнецова Е.Л. в судебном заседании с доводам апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 69» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Информация о рассмотрении дела размещена на сайте Костромского областного суда 25.09.2023.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, проверив законность принятого решения в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Яблокова И.Н. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Пенсионным органом установлен стаж Яблоковой И.Н., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением указанной деятельности, который составляет 21 год 8 месяцев 9 дней и соответствует периоду работы (за исключением отвлечений от основной работы и отпусков по уходу за детьми) в муниципальном учреждении дошкольного образования яслях-саду № 69 (МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69») в должности музыкального руководителя с 13.03.1996 по 30.09.2008, с 10.12.2008 по 31.12.2021.
При этом истице отказано в зачете в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, в том числе, следующих периодов:
- работа в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991, так как данный период не подтвержден документами из компетентных органов Республики Беларусь;
- работы в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994, так как данный период также не подтвержден документами из компетентных органов Республики Беларусь;
- периоды ремонтных работ в МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69»: 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010, 01.07.2010, 13.12.2010, 28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018, поскольку данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Не согласившись с данным отказом, Яблокова И.Н. обратилась в суд с данным иском.
Разрешая данный спор в части включения периодов работы истца в республике Беларусь, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69», Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006, Федеральным законом № 400-ФЗ ФЗ, посчитал, что поскольку Яблокова И.Н., являясь гражданкой РФ, обратилась в орган пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии по законодательству Российской Федерации, в соответствии с которым работа истца на указанных должностях подлежит включению в педагогический стаж, то данные периоды подлежат включению в специальный стаж. Также суд посчитал подлежащими включению в специальный стаж и периоды отвлечений (ремонтных работ) в МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69» поскольку в указанные дни истец непрерывно осуществляла трудовую деятельность согласно должностным обязанностям, за ней сохранялось рабочее время, средняя заработная плата, период работы истца в данном учреждении включен ответчиком в специальный стаж.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны в правильном толковании норм материального права.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ).
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1).
Статьей 12 Соглашения от 20.12.2019 предусмотрено, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов, и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года.
В этой связи для установления права на пенсию гражданам государств - участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
В статье 10 Соглашения предусмотрено, что компетентные учреждения (органы) государств - участников Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать меры, необходимые к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с п. 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 года № 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Таким образом, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР не только до 13.03.1992, но и после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Беларусь урегулированы также договором от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения".
Согласно п. 4 ст. 11 Договора при определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Согласно п. 1 ст. 12 Договора, подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
В соответствии со ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Из анализа вышеуказанных положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. следует, что указанным международным договором предусмотрено два варианта назначения и выплаты пенсии.
Первый вариант - когда каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому стажу, приобретенному на ее территории после 13 марта 1992 г., при этом, страховой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г. учитывается Договаривающейся Стороной, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией (принцип пропорциональности). Указанный вариант предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданином на территории каждой страны. В этом случае Российская Федерация отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории (в соответствии с принципом пропорционального назначения пенсии), с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного в СССР, за который пенсия назначается государством проживания.
Второй вариант - когда пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он являются, без применения положений указанного Договора (принцип гражданства).
Как следует из материалов дела, при обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истица просила назначить ей пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не оспаривается ответчиком.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 35 Закона о страховых пенсиях с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. Указанный Список действовал на всей территории бывшего СССР.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя включаются в льготный стаж работы независимо от того, когда выполнялась эта работа, но при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, т.е. права музыкальных работников в части зачета периодов работы в льготный стаж, по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками, расширены.
Согласно трудовой книжке BT-I № от 21.01.1991 Яблокова И.Н. работала в средней школе № 171 Советского роно г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 (пр. № 1/1025 от 14.09.1990) по 02.01.1991 (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ). Запись о периоде работы внесена в трудовую книжку после даты увольнения.
Истицей пенсионному органу была представлена справка о заработной плате от 08.01.2018 № 2, выданная ГУО «Гимназия № 22 г. Минска» Республики Беларусь за период работы с сентября 1990 г. по январь 1991 г. в средней школе № 171 г. Минска Республики Беларусь.
Согласно справке ГУО «Гимназия № 22 г. Минска» от 08.01.2018 № 1, средняя школа № 171 г. Минска переименована в гимназию № 171, с последующим изменением нумерации гимназии на № 22.
В адрес компетентного органа Республики Беларусь пенсионным органом направлен формуляр «Запрос» и копии документов о стаже работы на территории государства-члена.
На запрос из Управления социальной защиты администрации Советского района г. Минска поступил ответ о том, что справка о работе, дающей право на пенсию за выслугу лет, за период работы в средней школе № 171 г. Минска не может быть выдана, так как по данным лицевых счетов за 1990-1991 гг. Яблокова И.Н. (ранее – Василевич) работала с педагогической нагрузкой 10 часов в неделю. К ответу приложена справка на имя Василевич И.Н. о заработке для исчисления пенсии за период с сентября 1990 г. по январь 1991 г., основание выдачи – лицевые счета.
Такте в соответствии с трудовой книжкой ВТ-I № от 25.03.1991 Яблокова И.Н. работала в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 (пр. №-к от ДД.ММ.ГГГГ) по 10.07.1995 (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истицей была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная ГУО «Ясли-сад № 522 г. Минска», согласно которой она работала в яслях-саду № 522 Первомайского РОНО г. Минска в должности музыкального руководителя на 1 ставку с 01.03.1991 (пр. №-к от ДД.ММ.ГГГГ) по 10.07.1995 (пр. № от ДД.ММ.ГГГГ); справка о заработной плате от 09.01.2018 № 45, выданная управлением образования администрации Первомайского района г. Минска, за период работы с марта 1991 г. по июль 1995 г.
Согласно справке администрации Первомайского района г. Минска от ДД.ММ.ГГГГ Василевич И.Н. (Яблокова И.Н) работала в Ясли саду № 522 Первомайского РОНО г. Минска в должности музыкального руководителя и в соответствии с тарификацией имела следующую нагрузку: с 01.03.1991 - 1 ставка музыкального руководителя (приказ №-к от 25.03.l991 Первомайского РОНО г. Минска); с 01.09.1991 - 1,5 ставки музыкального руководителя (приказ № от 02.09.1991); с 01.09.1992 - 1 ставка музыкального руководителя (приказ № п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ); с 01.09.1993 - 1 ставка музыкального руководителя (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); с 01.09.1994 - 0,75 ставки музыкального руководителя (приказ № от 01.09.l994).
Согласно справке ГУО «Ясли-сад № 522 г. Минска» от ДД.ММ.ГГГГ, Ясли-сад № 522 введен в эксплуатацию в 1988 году решением Мингорисполкома № 031/36. Ясли-сад № 522 переименован в дошкольное учреждение № 522 в 2003 году на основании решения Мингорисполкома № 052/18. На основании государственной регистрации в Минском городском исполнительном комитете от 07.10.2008 за № 191071545 дошкольное учреждение Я/С № 522 переименовано в государственное учреждение образования «Ясли-сад № 522 г. Минска».
В дело представлена справка о заработке Василевич И.Н. для исчисления пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ГУ «Центр по обеспечению деятельности управления по образованию администрации Первомайского района г. Минска и подведомственных организаций», о начислениях за период с марта 1991 г. по июль 1995 г. (л.д. 71). Основание выдачи справки - лицевой счет №.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № Управления социальной защиты администрации Советского района г. Минска в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников» № 724 от 01.12.1992 период работы Яблоковой И.Н. в должности музыкального руководителя в яслях-саду № 522 г. Минска не относится к специальному стажу работы.
Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, и имеющиеся доказательства, подтверждающие факт осуществления истцом педагогической деятельности в учреждениях для детей, суд первой инстанции пришел к верному выводу о включении в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периода работы истца в средней школе № 171 г. Минска в должности учителя музыки и пения с 17.09.1990 по 02.01.1991, а также периода работы истца в яслях-саду № 522 г. Минска в должности музыкального руководителя с 01.03.1991 по 31.08.1994.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные период работы истца не подтверждены документами компетентных органов Республики Беларусь, суд считает необоснованными, поскольку факт работы в указанных учреждениях и должностях фактически подтвержден документами компетентных органов Республики Беларусь, а то обстоятельство, что в данных документах фактически указывается, что данные периоды не подлежат включению в специальный стаж, не свидетельствует о его не подтверждении.
Суд первой инстанции верно указал, что несмотря на то, что на территории Республики Беларусь работа в должности музыкального руководителя не давала право на пенсию за выслугу лет, что следует из документов представленных компетентными органами, то с учетом того, что вопрос о назначении истцу пенсии решается в соответствии с российским пенсионным законодательством, которое допускает включение работа в должности музыкального руководителя в специальный стаж, то данное обстоятельство не может ограничить право истца обращающегося за получением пенсии как гражданина РФ на включение спорного периода в специальный стаж.
Учреждения и должности, на которых работала истец в указанные периоды включены в Список должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 действующий при назначении пенсии, а потому данные периоды подлежали включению в специальный стаж истца, условия выполнения в эти периоды (в том числе период до распада СССР), нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) не требовалось.
При этом суд первой инстанции отклонил ссылки ответчика на Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, вступившее в действие с 1 января 2021 года, поскольку заявленные истцом периоды стажа имели место до его вступления в законную силу, в связи с чем подлежали применению нормы Договора между Россией и Белоруссией от 2006 года.
Оснований для иного вывода судебная коллегия не усматривает.
Также обоснованно суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периодов ремонтных работ в МБДОУ города Костромы «Детский сад № 69».
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В силу п. 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено и документально подтверждено, что в период работы истицы в МБДОУ г. Костромы «Детский сад № 69» который включен пенсионным органом в специальный стаж истца в данном учреждении имели место периоды ремонтных работ: 28.11.2007, 15.02.2008, 07.03.2008, 13.03.2008, 21.03.2008, 28.04.2008-29.04.2008, 05.06.2008, 22.08.2008, 15.06.2009-12.07.2009, 06.11.2009-10.11.2009, 16.11.2009, 18.01.2010,01.07.2010, 13.12.2010,28.09.2011, 24.10.2011, 01.08.2012-05.08.2012, 03.06.2013-16.07.2013, 02.06.2014-30.06.2014, 22.08.2014, 01.07.2015-26.07.2015, 01.06.2016-28.06.2016, 03.07.2017-09.07.2017, 15.07.2017-16.07.2017, 01.06.2018-13.06.2018, в течение которых Яблокова И.Н. непрерывно осуществляла трудовую деятельность согласно должностным обязанностям, за ней сохранялось рабочее время, средняя заработная плата, в связи с чем суд пришел к верному выводу о включении данных периодов в специальный стаж истца в связи с педагогической деятельностью, данные периоды не зависели от воли истца.
Приведенные выводы суда являются правильными, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в указанные периоды в периоды закрытия детского сада на ремонт истец не испытывала вредного воздействия на свой организм в связи с выполняемой ею работой, суд считает ошибочными, поскольку выполнение иных должностных обязанностей по должности предусмотренной Списком без присутствия детей в течение рабочего дня (том числе методической работы, подготовительной и др.), не дает оснований полагать, что работа в указанные периоды выполнялась не по должности, включенной в Список.
С учетом имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не находит оснований для несогласия с данными выводами судами первой инстанции.
Поскольку с учетом включенных ответчиком, а также судом периодов работы специальный стаж истца составит более требуемых 25 лет, у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд обоснованно удовлетворил требования Яблоковой И.Н. и обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования районного суда или опровергали выводы судебного акта, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, и обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 16 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области по доверенности Меньшиковой Юлии Сергеевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Нерехтский районный суд Костромской области в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 октября 2023 г.
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>