Решение по делу № 2а-1819/2020 от 07.10.2020

Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2020 года

Дело № 2а-1819/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2020 года                                                                                           г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.А.

при секретаре Павловой В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Хрулькову Вячеславу Вячеславовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее - Инспекция) обратилось в суд с административным иском к             Хрулькову В.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В обоснование исковых требований указано, что Хрульков В.В. с 26 марта               2018 по 07 декабря 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный период 2018 года у налогоплательщика образовалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, которая в срок, установленный в требовании, не погашена.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Хрулькова В.В. задолженность по страховым взносам: на обязательное медицинское страхование в размере 4 097,42 руб. и пени в размере 23,29 руб.; на обязательное пенсионное страхование в размере 18 624,31 руб. и пени 105,85 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик в судебном заседании участия не принимал, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

МИФНС № 9 в адрес административного ответчика, указанный в исковом заявлении, направлена копия административного иска с приложенными документами.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу ч. 2 ст. 289 названного Закона неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.

Согласно главе 34 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагается в том числе, и функция по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе, возникшей с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются индивидуальные предприниматели.

На основании статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

Письмом ФНС России от 18 апреля 2018 года № БС-2-11/808@ разъяснен порядок и размер уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:

- если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает             300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период               2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- если величина дохода плательщика за расчетный период превышает                    300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период                 2018 года (29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика, превышающего     300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного за соответствующий расчетный период;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Учитывая изложенное, фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей напрямую зависит от величины дохода плательщиков за расчетный период.

В случае нарушения сроков оплаты страховых взносов, плательщик обязан в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплатить пени.

Судом установлено, что Хрульков В.В. был зарегистрирован и осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 26 марта                  2018 года по 07 декабря 2018 года.

В связи с тем, что в период осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, за 2018 год ему начислены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере                  18 624,31 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 097,42 рублей.

Пунктом 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

С учетом положений п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан был уплатить страховые взносы не позднее                      15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов, то есть в срок до                           21 декабря 2018 года.

В связи с нарушением сроков оплаты страховых взносов административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 105,85 рублей, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год – 23,29 рублей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование № 282 от 16 января 2019 года об уплате страховых взносов со сроком исполнения 26 февраля 2019 года до настоящего времени не исполнено.

Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2014 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, с момента прекращения действия государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя дела о взыскании обязательных платежей и санкций с участием такого гражданина, в том числе связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда данные дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил подведомственности до прекращения государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из положений абзаца 2 этого же пункта следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила                            3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4. п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ст. 48 и 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 № 479-О-О).

В силу положений ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из требования № 282 от 16 января 2019 года следует, что сумма задолженности, которая числится за налогоплательщиком, превысила 3000 рублей, в связи с чем налоговый орган в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязан был обратиться за взысканием задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по требованию, где сумма превысила указанный порог.

Срок уплаты задолженности по страховым взносам и пени в требовании установлен до 26 февраля 2019 года, следовательно, в судебном порядке за взысканием задолженности налоговый орган должен был обратиться не позднее 26 августа                   2019 года. Вместе с тем, исковое заявление предъявлено в суд 07 октября 2020 года; с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец не обращался.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вместе с тем ходатайства о восстановлении срока административным истцом к административному исковому заявлению не приложено.

Принимая во внимание, что каких-либо доводов и доказательств, обосновывающих уважительность причин пропуска срока для подачи заявления о вынесении судебного приказа, налоговым органом в нарушение ст. 62, 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено, суд считает, что у административного истца как у государственного органа специальной компетенции, осуществляющего контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье и с настоящим административным иском в суд.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, в связи с чем отказывает в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Хрулькова В.В. задолженности по страховым взносам за 2018 года.

Согласно п. 1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству, истекает срок давности и по дополнительному. Исходя из изложенного, не подлежат удовлетворению и требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 175-180, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 к Хрулькову Вячеславу Вячеславовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                        А.А. Ревенко

2а-1819/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №9 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчики
Хрульков Вячеслав Вячеславович
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Ревенко А.А.
Дело на сайте суда
sevrs.mrm.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация административного искового заявления
07.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее