Дело №57RS0022-01-2021-005054-80 Производство №2-325/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2022 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Котовщиковой Ольги Викторовны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение,
установил:
Котовщикова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ГУ ОПФ) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование исковых требований указала, что 13.10.2021 обратилась к ответчику с заявлением о признании права на досрочное назначение пенсии, в чем ей было отказано письмом от 25.10.2021 со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт проживания Котовщиковой О.В. в д. Болотовские дворы Орловского р-на Орловской области.
С принятым ответчиком решением истица не согласна, ссылаясь на то, что с рождения и до 10.08.1990 она проживала в указанном населенном пункте, относящемся к территории с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на досрочное назначение пенсии со снижением общеустановленного возраста на 3 года.
В связи с чем Котовщикова О.В. с учетом уточнений иска просила признать за ней право на получение досрочной пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с даты ее первого обращения.
В судебном заседании Котовщикова О.В. и ее представитель Ковалевский М.В. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Харченко Е.В. в судебном заседании иск не признала, аргументируя свою правовую позицию доводами, аналогичными доводам письменного отказа в назначении пенсии.
Представитель третьего лица администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассматривать дело в отсутствие не явившего третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста: на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы ни территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с примечанием к ст. 35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшийся до 01.02.1998, Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582, действовавший с 01.02.1998 по 08.10.2015, а также Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074, действующий до настоящего времени (далее – Перечни).
Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р, применявшимся до 01.02.1998, поименован населенный пункт Болотовские Дворы Орловского района Орловской области.
Материалами дела установлено, что Котовщикова О.В. обратилась к ответчику с заявлением по вопросу назначения досрочной пенсии по старости в связи с проживанием в д. Болотовские Дворы Орловского района Орловской области.
Вместе с тем, письмом от 25.10.2021 (номер обезличен) ГУ ОПФ отказало истцу в досрочном назначении пенсии.
Согласно письменному отказу истец не имеет права на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» ввиду отсутствия документального подтверждения факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Давая оценку доводам искового заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По смыслу ст. 3 указанного Закона, а также Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, регистрация гражданина по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер.
Вместе с тем, сам по себе факт регистрации по месту жительства освобождает сторону от необходимости дальнейшего доказывания проживания по определенному адресу.
В судебном заседании установлено, что с 10.08.1990 Котовщикова О.В. зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен).
Сведений об адресе предыдущей регистрации истца в общегражданском паспорте Котовщиковой О.В. не имеется.
Однако, как установлено при рассмотрении дела, Котовщикова (до брака ФИО6) О.В. родилась (дата обезличена) в (адрес обезличен) области, о чем Платоновским сельским Советом Орловского района Орловской области выдано свидетельство о рождении (повторное от 08.06.2015 I-ТД (номер обезличен)).
В похозяйственной книге Пахомовского сельского Совета народных депутатов с указанием населенного пункта дер. Болотовский Дворы за 1986-1990 г.г. в хозяйстве ФИО5 значилась проживающей дочь ФИО6, (дата обезличена) рождения.
Согласно представленной справке администрации Пахомовского сельского поселения Орловского района Орловской области от 04.10.2021 (номер обезличен) Котовщикова О.В. с 01.01.1986 по 10.08.1990 была зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен)
Согласно позиции истца после регистрации брака она уехала с мужем на постоянное место жительства в г. Орле.
Брак между ФИО7 и ФИО6 (Котовщиковой) О.В. был зарегистрирован 16.12.1989, что подтверждается свидетельством о регистрации брака I-ТД (номер обезличен) от 25.05.1990.
В похозяйственной книге Пахомовского сельского Совета народных депутатов с указанием населенного пункта дер. Болотовский Дворы за 1986-1990 г.г. имеется отметка об убытии ФИО6 (Котовщиковой) О.В. из домовладения ФИО5
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8 и ФИО9 пояснили, что Котовщикова О.В. с родителями приехала жить в д. Болотовские Дворы в 1970х годах, где проживала постоянно. Уехала оттуда, выйдя замуж.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела у суда не имеется, их показания логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты, объективно соотносятся с пояснениями истца, а также иными доказательствами по делу.
Также в материалы дела Котовщиковой О.В. представлена справка, выданная отделом по вопросам миграции УМВД России по Орловской области 27.01.2022, согласно которой в картотеке отдела адресно-справочной работы имеется лист убытия, в которой содержится информация о прибытии ФИО6 (Котовщиковой) О.В., (дата обезличена) рождения, в адрес: (адрес обезличен), из адреса: (адрес обезличен) Дата составления листа убытия – 10.09.1990.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд, оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к убеждению, что истец Котовщикова О.В. в период с 26.04.1986 по 10.09.1990 г. проживала в соответствующей зоне, о чем указывает статус д. Болотовские Дворы Орловского района Орловской области как постоянного места жительства истца в указанный период, что дает ей право в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Доводы ответчика о том, что похозяйственная книга не может являться документом, подтверждающим факт проживания в определенном месте, суд отклоняет, поскольку данный документ объективно свидетельствует о проживании истца в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за Котовщиковой О.В. права на досрочное назначение пенсии со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 2 года, право Котовщиковой О.В., (дата обезличена) рождения, на досрочную пенсию возникло с момента достижения ею пятидесяти трех лет, то есть с (дата обезличена).
Согласно представленной пенсионным органом информации первоначальное обращение истца по вопросу назначения пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста имелось место 20.11.2020.
Как указано в ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик (пенсионный орган) обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии, бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании.
Судом установлено, что первоначально в орган Пенсионного фонда истец обратился 20.11.2020 (после возникновения соответствующего права).
Целью обращения являлась заблаговременная подготовка документов для досрочного назначения пенсии.
Таким образом, суд с учетом вышеприведенных положений законодательства полагает, что в данном случае пенсия истцу должна быть назначена с 20.11.2020.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Котовщиковой Ольги Викторовны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда по Орловской области о признании права на досрочное пенсионное обеспечение удовлетворить.
Признать за Котовщиковой Ольгой Викторовной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 2 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Орловской области назначить и производить Котовщиковой Ольге Викторовне выплату пенсии с 20.11.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.02.2022.
Судья В.В. Каверин