Дело (УИД) №58RS0025-01-2020-001366-80
Производство №2а-45/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Ломов 28 января 2021 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
при секретаре судебного заседания Зобниной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №6 по Пензенской области к Кокоревой Т. В. о взыскании пени по земельному налогу,
Установил:
Межрайонная ИФНС России №6 по Пензенской области обратилась в суд с административным иском к Кокоревой Т.В. о взыскании пени по земельному налогу, указав, Кокорева Т.В. в 2012, 2013 году являлась плательщиком земельного налога. По сроку уплаты 01 октября 2015 года Кокоревой Т.В. был начислен земельный налог в 2012 году в размере 100893 рублей 91 копейки, за 2013 год – 218 835 рублей. Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 08 июня 2016 года по делу №2а-141/2016 с Кокоревой Т.В. взыскана задолженность по земельному налогу за 2012 и 2013 годы. В связи с неуплатой налогов в установленный срок налогоплательщику Кокоревой Т.В. начислены пени и выставлено требование №9234 от 10 марта 2020 года, которое было направлено административному ответчику по почте заказным письмом 17 марта 2020 года и до настоящего времени не исполнено. В требовании №9234 по состоянию на 10 марта 2020 года Кокоревой Т.В. предложено уплатить пени по земельному налогу за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную в установленный срок недоимку за 2013 год по сроку 01 октября 2015 года в размере 93561 рубля 41 копейки. Согласно данных КРСБ налогоплательщика пени по земельному налогу Кокоревой Т.В. до настоящего времени не оплачены. 01 июня 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №2 Нижнеломовского района Пензенской области был вынесен судебный приказ по данному делу №2а-542/2020 года о взыскании с Кокоревой Т.В. пени по земельному налогу, который определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Нижнеломовского района Пензенской области от 22 июня 2020 года был отменён в связи с тем, что от должника поступили письменные возражения. Просит взыскать с Кокоревой Т.В. пени по земельному налогу за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную в установленный срок недоимку за 2013 год по сроку 01 октября 2015 года в размере 93561 рубля 41 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №6 по Пензенской области – Гущина Т.А., имеющая высшее юридическое образование, действующая на основании доверенности от 23 сентября 2020 года, требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Просила административный иск удовлетворить, поскольку до настоящего времени пени по земельному налогу административным ответчиком не уплачены.
Административный ответчик Кокорева Т.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что с неё ежемесячно производятся удержания из пенсии, а также ею в декабре 2020 года произведена уплата налога по требованию, которое поступило в её адрес.
Выслушав объяснения представителя административного истца Гущиной Т.А., административного ответчика Кокоревой Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Такая же обязанность установлена ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, административный ответчик Кокорева Т.В. является правообладателем следующих земельных участков:
- <адрес>, кадастровый №, право собственности возникло 23 августа 2010 года, дата отчуждения – 09 октября 2015 года;
- <адрес>, кадастровый №, право собственности возникло 24 сентября 2010 года;
- <адрес>, кадастровый №, право собственности возникло 23 августа 2010 года, дата отчуждения - 09 октября 2015 года;
- <адрес>, кадастровый №, право собственности возникло 16 сентября 2009 года, дата отчуждения - 09 октября 2015 года;
- <адрес>, кадастровый №, право собственности возникло 19 мая 2008 года (выписка из ЕГРН №КУВИ-002/2020-46815158 от 10 декабря 2020 года).
Следовательно, являясь лицом, которому принадлежат на праве собственности земельные участки, административный ответчик является плательщиком земельного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Как следует из материалов дела, на основании решения Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 08 июня 2016 года с Кокоревой Т.В. взыскана задолженность по налогу на землю за 2012, 2013, 2014 годы в размере 321004 рублей 51 копейки и пени за период со 02 октября 2015 года по 31 октября 2015 года в размере 2687 рублей 13 копеек; задолженность по имущественному налогу за 2011 год в размере 20 рублей 44 копеек и пени за период с 06 ноября 2014 года по 30 октября 2015 года в сумме 3 рублей 03 копеек, а всего налог в размере 321 024 рублей 95 копеек и пени в размере 2690 рублей 16 копеек. Одновременно с Кокоревой Т.В. взыскана государственная пошлина в размере 6 437 рублей 15 копеек (л.д. 16-28).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пенёй признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме (ч. 5).
В соответствии с требованиями действующего налогового законодательства Налоговым органом в связи с неуплатой административным ответчиком Кокоревой Т.В., как в добровольном порядке, так и по решению суда, земельного налога за спорные периоды, были начислены пени за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную недоимку за 2013 год по сроку уплаты 01 октября 2015 года в размере 93561 рубля 41 копейки (л.д. 28-29).
Указанный расчёт произведён административным истцом верно, оснований не согласиться с указанным расчётом пеней у суда не имеется, административным ответчиком указанный расчёт не опровергнут.
17 марта 2020 года в адрес административного ответчика Кокоревой Т.В. было направлено требование №9234 от 10 марта 2020 года, в котором Кокоревой Т.В. предлагалось уплатить пени в срок до 30 апреля 2020 года (л.д. 12-13, 14, 15).
Данное требование было направлено Кокоревой Т.В. заказной почтой 17 марта 2020 года, что соответствует требованиям статей 69,70 НК РФ.
Как следует из карточки «расчёты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) административным ответчиком Кокоревой Т.В. уплата пени за указанный спорный период не производилась.
При этом, довод административного ответчика Кокоревой Т.В. о том, что в декабре 2020 года ею была произведена уплата налога по полученному ею требованию, не свидетельствует об уплате пени за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года, поскольку, как следует из данных карточки «расчёты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) административным ответчиком уплата пени за указанный спорный период не производилась (административным ответчиком 30 ноября 2020 года произведена уплата иного налога, 02 декабря 2020 года произведена уплата пени по сроку уплаты 01 декабря 2020 года). Доказательств, подтверждающих, что Кокоревой Т.В. была произведена уплата пени за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную недоимку за 2013 год по сроку уплаты 01 октября 2015 года в размере 93561 рубля 41 копейки, административным ответчиком в судебном заседании не представлено.
Следовательно, к уплате административным ответчиком подлежит пени за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную недоимку по сроку уплаты 01 октября 2015 года в размере 93 561 рублей 41 копейки.
Порядок взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налога, регламентирован ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч. 1 ст. 94 КАС РФ).
Пунктом 4 части 4 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование №9234 от 10 марта 2020 года должно было быть исполнено административным ответчиком до 30 апреля 2020 года, соответственно в силу ч. 2 ст. 48 НК РФ административный истец должен был обратиться к мировому судье с заявлением о принудительном взыскании пени в порядке приказного производства в срок до 30 октября 2020 года.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился к мировому судье 28 мая 2020 года (л.д. 41-44).
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьёй судебного участка.
Из представленных материалов следует, что 01 июня 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №2 Нижнеломовского района Пензенской области вынесен судебный приказ о взыскании с Кокоревой Т.В. в пользу МИ ФНС России №6 по Пензенской области недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, пени в размере 134503 рублей 41 копейки (л.д. 45).
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Нижнеломовского района Пензенской области от 22 июня 2020 года указанный судебный приказ и.о. мирового судьи судебного участка №2 Нижнеломовского района Пензенской области от 01 июня 2020 года отменён в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д. 46).
04 декабря 2020 года налоговый орган направил в суд настоящее административное исковое заявление, то есть в установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения и.о. мирового судьи определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, административным истцом срок для обращения в суд не нарушен.
Учитывая, что Кокорева Т.В. является плательщиком земельного налога, имеет задолженность по оплате пени, которая до настоящего времени ей не погашена, срок обращения в суд налоговым органом не пропущен, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с Кокоревой Т.В. пени за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную недоимку по сроку уплаты 01 октября 2015 года в размере 93 561 рублей 41 копейки являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объёме.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объёме, а в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины с административного ответчика Кокоревой Т.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3006 рублей 84 копеек, которая исчисляется на основании п.п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Решил:
административные исковые требования МИ ФНС России №6 по Пензенской области к Кокоревой Т. В. о взыскании пени по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Кокоревой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, пени по земельному налогу за период с 01 ноября 2015 года по 09 марта 2020 года на неуплаченную в установленный срок недоимку за 2013 год по сроку 01 октября 2015 года в размере 93561 (девяносто три тысячи пятьсот шестьдесят один) рубля 41 копейки.
Взысканную сумму задолженности перечислять на счёт №40101810222020013001, ИНН 5827008446 (Межрайонная ИФНС РФ №6 по Пензенской области), получатель: УФК по Пензенской области (межрайонная), БИК 045655001 отделение по Пензенской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, КБК пени по земельному налогу: 18210606043102100110, ОКТМО 56651410.
Взыскать с Кокоревой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по <адрес>, государственную пошлину в размере 3 006 (три тысячи шесть) рублей 84 копеек, зачислив её в бюджет Нижнеломовского района Пензенской области по следующим реквизитам: Получатель УФК по Пензенской области (Межрайонная ИФНС России №6 по Пензенской области), ИНН налогового органа 5827008446, КПП налогового органа 582701001, Отделение Пенза г. Пенза, БИК Банка 045655001, счёт 40101810222020013001, КБК 18210803010011000110, ОКТМО 566 51101.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Богданова
Решение в окончательной форме принято 02 февраля 2021 года.
Судья О.А. Богданова