Дело № 2- 985/2024
УИД 18RS0003-01-2023-006541-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года г.Ижевск, УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Хариной О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ижболдиной Л.В., Дюпиной Н.Б., Останиной Е.С., Смищук О.А., Вавиловой О.О. к ООО «УК-Ижкомцентр», НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР», Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск» о возложении обязанности устранить недостатки общего имущества многоквартирного дома, возложении обязанности включить дом в краткосрочный план капитального ремонта на 2024, возложении обязанности исполнить предписание,
УСТАНОВИЛ:
Ижболдина Л.В, Дюпина Н.Б, Останина Е.С, Смищук О.А, Вавилова О.О. обратились в суд с иском к ООО «УК-Ижкомцентр» об обязании провести полную замену кровельного покрытия всего здания и частичную замену обрешетки на поврежденных участках дома № <данные изъяты> возложении обязанности исполнить предписание об устранении выявленных нарушений от 05.07.2022 № 1047/06-02 в части проведения полного ремонта чердачного перекрытия дома № <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Ижболдина Л.В, Дюпина Н.Б, Останина Е.С, Смищук О.А, Вавилова О.О. являются собственниками квартир № 11, 20, 12, 13, 15 (соответственно) в многоквартирном доме № 31 по ул.9-я Подлесная г.Ижевска. Ответчик осуществляет деятельность по управлению данным многоквартирным домом с 2014. Данный дом 1962 года постройки, требует капитального ремонта кровельного покрытия всего здания и частичную замену обрешетки на поврежденных участках. Несмотря на состояние дома и своевременную и добросовестную оплату взносов на капитальный ремонт, такой ремонт дома никогда ранее не проводился. Длительное бездействие ответчика, выражающееся в отсутствии каких-либо действий по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы.
05.07.2022 Управлением ЖКХ Администрации г.Ижевска было вынесено предписание № 1047/06-02, согласно которому ООО «УК-Ижкомцентр» до 14.10.2022 было предписано устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещениях квартир № 6,7,8,11,12,19, установить разгрузочные стойки для устранения вероятности обрушения элементов перекрытия, принять меры к проведению ремонта чердачного перекрытия, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 03 мая 2023 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР», а также третье лицо Коробейникова Н.В.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от 04 сентября 2023 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск».
В ходе рассмотрения дела истцы неоднократно уточняли исковые требования и в окончательном виде просили:
1) обязать ООО «УК-Ижкомцентр» произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши и кровли в доме № <данные изъяты> а именно: выполнить усиление узлов опирания рядовых стропил к угловой стропильной балке (над ком.8 кв.19) путем установки накладок, предварительно разгрузив балки; выполнить замену поврежденных элементов стропильных балок ендов над кв.11 (ком.8), 12 (ком.8), 18 (ком.22), выполнить частичную замену кровельного покрытия на участках протечек - в ендовах, на коньках, в местах с отверстиями в кровельном покрытии, в зонах примыкания с выпусками коммуникаций, с заменой поврежденных элементов стропильных балок ендов над кв.11(ком.8), 12 (ком.8), 18 (ком.22);
2) обязать ответчиков ООО «УК-Ижкомцентр», НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР» произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши и кровли в доме № <данные изъяты> а именно: для всех квартир выполнить облегчение чердачного перекрытия и освобождение балок путем снятия утеплителя и шлака; уточнить состояние балок чердачного перекрытия путем детального осмотра по всей длине; демонтировать штукатурку со всех деревянных перекрытий; выполнить демонтаж черновых потолков щитов наката балок перекрытия; установить новые балки; уложить щиты наката, выполнить устройство подшивных потолков, выполнить пароизоляцию и утепление, выполнить отделку потолков;
3) обязать ответчиков ООО «УК-Ижкомцентр», НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР» произвести ремонтно-восстановительные работы конструкции крыши и кровли в доме № <данные изъяты>, а именно: устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещениях квартир №№ 6,7,8,11,12,19, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора;
4) обязать ответчиков НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР», Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск» включить дом № <данные изъяты> в Краткосрочный план капитального ремонта 2024.
В судебном заседании истцы Останина Е.С., Дюпина Н.Б., представитель истцов Мерзляков А.В., действующий по доверенности от 08.02.2023 сроком на пять лет, представитель истца Смищук О.А. Смищук Д.А., действующий по доверенности от 11.10.2020 года сроком на 5 лет, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что общее собрание по поводу объемов работ, сроков работ, источника финансирования не проводили, но полагают, что на ответчиках лежит обязанность обеспечить им безопасные условия проживания вне зависимости от этого.
Истец Ижболдина Л.В., истец Смищук О.А., истец Вавилова О.О., третье лицо Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, третье лицо Коробейникова Н.К., представитель ответчиков Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Администрации МО «город Ижевск», Главного Управления по государственному надзору в Удмуртской Республике, которые о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ответчик Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель ответчика НУО «ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА В УР» Гариффулина А.А, действующая по доверенности от 09.01.2024 года сроком по 31.12.2024 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить без удовлетворения, доводы, изложенные в письменных возражения на иск, поддержала.
Представитель ответчика ООО «УК-Ижкомцентр» Бабушкина Эльмира Наибовна, действующая по доверенности от 11.10.2022 года сроком на один год, в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить без удовлетворения, доводы, изложенные в письменных возражения на иск, поддержала.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из его материалов, Ижболдина Л.В, Дюпина Н.Б, Останина Е.С, Смищук О.А, Вавилова О.О. являются собственниками квартир № 11, 20, 12, 13, 15 (соответственно) в многоквартирном доме № <данные изъяты> (л.д.27-33 т.1).
Ответчик ООО «УК-Ижкомцентр» осуществляет деятельность по управлению данным многоквартирным домом с 01.08.2014, что подтверждается договором управления МКД (л.д.34-45 т.1).
Указанный многоквартирный жилой дом - 1962 года постройки, по результатам обследования чердачного перекрытия МКД № 31 по ул.9-я Подлесная г.Ижевска выявлены гнилостные разрушения балок до 100% сечения, свидетельствующие об ослаблении и возможном обрушении конструкций чердачного перекрытия. В результате многолетних протечек кровли в процессе эксплуатации произошло гнилостное поражение чердачного перекрытия. Глиняная обмазка, служащая пароизоляцией при нормальных условиях, в период протечек кровли служила своеобразным корытом, защищая частично помещения от протечек, но и при этом постепенно подпитывая влагой балки чердачного перекрытия. По результатам обследования состояния конструкций крыши и кровли выявлено аварийное состояние стропильных балок ендов над кв.11 (кон.8) (нумерация помещений дана по техпаспорту), 12 (комн.8), 18 (комн.2). Над кв.11 стропильная балка держится за счет крепления к обрешетке. Стропила ендов на кв.12 и 18 имеют значительные повреждения опорных узлов. Выявлено огневое повреждение стропил над кв.18 (комн.8) со значительным разрушением узлов опирания рядовых стропил на угловую. По результатам обследования определено, что опасность обрушений перекрытий актуальна для квартир: кв.6 (над ком.7), кв.7 (над комн. 7,8), кв.8 (над коридором 1), кв.11 (над комн. 7,8), кв.12 (в коридоре 1, кухне 4, над комнт.8,9), кв.19 (над кухней 6, над санузлом 4,5). Эксплуатация данных помещений не допускается до устранения аварийного состояния. Эксплуатация прочих помещений, в т.ч. квартир 1,2 этажа, на период до устранения аварийности, допускается при условии установки ограничений в виде запрета на производство всех видов строительно-монтажных работ: по штраблению стен, пробивке отверстий под коммуникации, работы с применением электромеханических приборов и инструментов ударного действия. Запрещаются любые работы с увеличением нагрузки на чердачное перекрытие (л.д.46-65 т.1).
В рассматриваемом случае содержание многоквартирного дома осуществляется согласно минимальному перечню работ и услуг, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее по тексту – ПП № 290).
В соответствии главой I ПП № 290: Управляющая компания обязана проводить работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, а именно:
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов:
- выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний;
-выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит;
- выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила;
-выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов;
выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями;
-проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия);
-при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов:
-контроль состояния и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, устойчивости, прогибов, колебаний и трещин;
-выявление поверхностных отколов и отслоения защитного слоя бетона в растянутой зоне, оголения и коррозии арматуры, крупных выбоин и сколов бетона в сжатой зоне в домах с монолитными и сборными железобетонными балками перекрытий и покрытий;
-выявление коррозии с уменьшением площади сечения несущих элементов, потери местной устойчивости конструкций (выпучивание стенок и поясов балок), трещин в основном материале элементов в домах со стальными балками перекрытий и покрытий;
-выявление увлажнения и загнивания деревянных балок, нарушений утепления заделок балок в стены, разрывов или надрывов древесины около сучков и трещин в стыках на плоскости скалывания;
-при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов:
-проверка кровли на отсутствие протечек;
-проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше;
-выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока;
-проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах;
-проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке;
контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек;
-осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий;
-проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод;
-проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи;
-проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами;
-проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель;
проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов;
-проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей;
при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости).
В соответствии с требованиями в иске, Истцы просят обязать ООО «УК-Ижкомцентр» провести работы, подлежащие текущему либо капитальному ремонту. Проведение таких работ требует принятое на общем собрании собственников соответствующее решение, а также определение источника финансирования. Кроме того, ООО «УК-Ижкомцентр» в силу жилищного законодательства и договора управления все работы проводит за счет средств собственников помещений МКД.
Текущим ремонтом общего имущества МКД является комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей и восстановления работоспособности элементов, оборудования и инженерных систем МКД для поддержания эксплуатационных показателей (разд. II Правил, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 – далее по тексту – Приказ № 170).
В соответствии с п.18 ПП РФ №491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
В соответствии с п. 20 того же постановления, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.
В части исковых требований об исполнении предписания «проведения полного ремонта чердачного перекрытия дома № <данные изъяты> (истцы от данных требований в ходе рассмотрения дела не отказывались):
- общество инициировало внеочередное общее собрание собственников по вопросу проведения ремонтных работ чердачного перекрытия, за счет целевых средств на текущий ремонт, а также установлению целевого сбора на текущий ремонт в размере 78,37 руб./кв.м. сроком на 36 месяцев. По итогам проведения собрания кворум отсутствует, собрание не правомочно.
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о наделении совета многоквартирного дома полномочиями принимать решения о текущем ремонте принимается более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений (п. п. 4.1, 4.2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил N 491).
Таким образом, для исполнения пункта предписания о принятии мер к проведению ремонта чердачного перекрытия собственниками помещений МКД №<данные изъяты> необходимо принять соответствующее решение, что в настоящее время собственниками не принято.
Выполнение полной замены кровельного покрытия всего здания и частичная замена обрешетки на поврежденных участках дома №<данные изъяты> подпадает под работы, проводимые в рамках капитального ремонта.
Денежные средства по капитальному ремонту МКД №<данные изъяты> аккумулируются в НУО «Фонд капитального ремонта УР».
В случае формирования денежных средств по капитальному ремонту в НУО «Фонд капитального ремонта УР», управляющая компания не имеет полномочий определять сроки проведения работ в рамках капитального ремонта, выходить с инициативой на голосование собственников помещений МКД, определять подрядчика и заключать договор подряда.
Таким образом, ООО «УК-Ижкомцентр» по требованию истца о проведении полной замены кровельного покрытия всего здания и частичной замены обрешетки на поврежденных участках дома №<данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком.
Как отмечалось, собственники МКД формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Указанный многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики со следующими периодами выполнения работ:
- ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения – 2014-2015 гг;
- ремонт внутридомовых инженерных систем водо-, тепло-, газоснабжения, крыши, фасада и фундамента – 2022-2024 гг.
Во исполнение п.2.1 ч.3 ст.3 Закона № 64-РЗ приказом Минстроя УР от 11.06.2021 № 01-09/296 утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики на 2022-2024.
В указанный Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирный дом Удмуртской Республики на 2022-2024 многоквартирном доме № <данные изъяты> не включен.
Общее собрания собственников помещений МКД в целях принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта крыши в период 2022-2023 не состоялись по причине отсутствия кворума.
Выполнение функций регионального оператора на территории Удмуртской Республики возложено на НОУ «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР».
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Вопросы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентированы главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189).
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 189).
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189).
В силу части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189).
Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 названной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 названной части 2 статьи 168.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168).
Согласно части 4 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4.1 статьи 168).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168).
Указанный многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики со следующими периодами выполнения работ:
- ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения – 2014-2015 гг;
- ремонт внутридомовых инженерных систем водо-, тепло-, газоснабжения, крыши, фасада и фундамента – 2022-2024 гг.
Во исполнение п.2.1 ч.3 ст.3 Закона № 64-РЗ приказом Минстроя УР от 11.06.2021 № 01-09/296 утвержден Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Удмуртской Республики на 2022-2024.
В указанный Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирный дом Удмуртской Республики на 2022-2024 многоквартирном доме № <данные изъяты> не включен.
Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений, принимаемого большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о наделении совета многоквартирного дома полномочиями принимать решения о текущем ремонте принимается более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений (п. п. 4.1, 4.2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; п. 18 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (п. 17 Правил N 491).
Как было указано ранее, общее собрания собственников помещений МКД в целях принятия решения о необходимости проведения капитального либо текущего ремонта крыши в период 2022-2023 не состоялись по причине отсутствия кворума (л.д.159-162 т.1) и по день вынесения решения суда такие решения общими собраниями не приняты, что исключает возможность вынесения решения о возложении на ответчиков обязанности провести как работы, отнесенные к текущему, так и к капитальному ремонту общего имущества МКД.
В соответствии с частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик Фонд ссылался на то, что многоквартирный дом по ул.9-я Подлесная, д.31 не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта 2021-2023 годов.
Возложение на Фонд обязанности по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома ранее установленного краткосрочным планом срока в отсутствие в материалах дела сведений о внесении в установленном законом порядке изменений в утвержденный в целях реализации региональной программы краткосрочный план проведения капитального ремонта, при том, что нормативные акты органов государственной власти Удмуртской Республики, в том числе и об утверждении краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, являются действующими нормативными правовыми актами, которые не оспорены и не отменены в установленном порядке, а указанные в них требования являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Обстоятельств, при которых ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (части 2 и 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации), судом также не установлено.
Что касается доводов о необходимости без принятия решений общим собранием выполнить ремонтно-восстановительные работы в целях обеспечения безопасных условий проживания, суд отмечает следующее. 05.07.2022 Управлением ЖКХ Администрации г.Ижевска было вынесено предписание № 1047/06-02, согласно которому ООО «УК-Ижкомцентр» до 14.10.2022 было предписано устранить нарушения кровельного покрытия, приводящие к попаданию атмосферных осадков в чердачное помещение, в помещениях квартир № 6,7,8,11,12,19, установить разгрузочные стойки для устранения вероятности обрушения элементов перекрытия, принять меры к проведению ремонта чердачного перекрытия, устранить захламление чердачного помещения от бытового и строительного мусора (л.д.66 т.1). В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что указанное предписание было выполнено ООО «УК-Ижкомцентр» (л.д.98-103 т.2). Указанные документы не оспорены, доказательств обратного суда не предоставлено, оснований не доверять им у суда не имеется. Изложенное исключает удовлетворение требований о возложении на ответчика ООО «УК-Ижкомцентр» обязанности исполнить предписание, а также доводы о том, что указанные в исковых требованиях работы носят аварийный характер и не требует принятия решения собственниками помещений МКД о проведении текущего и капитального ремонта крыши и чердачного перекрытия с соблюдением установленной законом процедуры. Решение суда не может подменять собой решения собственников помещений МКД, а также возлагать на ответчиков обязанность выполнить соответствующих работы без соблюдения установленной законом процедуры.
Доводы о том, что длительное неисполнение обязанностей по договору управления МКД стало причиной сложившегося состоянию общего имущества МКД (кровли и чердачного перекрытия) материалами дела не подтверждены: доказательств обращения истцов в управляющую компанию с заявлениями об устранении протечек в квартирах истцов на протяжении длительного периода времени в материалы дела не представлено.
На основании изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, включая судебные расходы.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░ ░.░.░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░ «░░-░░░░░░░░░░» (░░░░ 1111841013811), ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░» (░░░ 1831165469), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░ 1021801156420), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░» (░░░░ 1031800554400) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2024, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 07 ░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 07 ░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░