Дело № 2а-223/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«24» июля 2017 года с. Мамонтово
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Сильновой Т.Б.,
при секретаре: К.
с участием прокурора: Б..,
представителя административного истца: Бусс А.К., О.В.М..,
представителя административного ответчика: Евгенова М.В.,
представителей заинтересованного лица: Чибряковой Т.Е., Вшивцевой Е.Г., Халтуриной А.А., Лукьянова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Администрации Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании постановления администрации Мамонтовского района Алтайского края о реорганизации дошкольного учреждения незаконным.
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с указанным административным иском в Мамонтовский районный суд Алтайского края, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что на территории Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края располагается МКДОУ детский сад «Сказка», которое обеспечивает право несовершеннолетних жителей на дошкольное образование, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № №
В районном центре с. Мамонтово, на расстоянии 26 км от с. Кадниково находится МКДОУ детский сад «Берёзка».
Учредителем МКДОУ детский сад «Сказка» и МКДОУ детский сад «Берёзка» является администрация Мамонтовского района Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мамонтовского района Алтайского края было принято постановление № о реорганизации МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово в форме присоединения к нему МКДОУ детский сад «Сказка» с. Кадниково. Данное постановление было опубликовано в Сборнике нормативно-правовых актов Мамонтовского районного Совета народных депутатов и администрации Мамонтовского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований закона, мнение жителей с. Кадниково, и мнение жителей с. Мамонтово, при принятии решения о реорганизации МКДОУ детский сад «Сказка» и МКДОУ детский сад «Берёзка», административным ответчиком было проигнорировано, чем были существенно нарушены права жителей с. Кадниково и с. Мамонтово.
Порядок учета мнения жителей сельских населенных пунктов при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Мамонтовского района Алтайского края утвержден Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Мамонтовского района Алтайского края, в соответствии с которым:
Выявление и учет мнения жителей по вопросу принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации проводится в форме собрания граждан, проживающих на территории муниципального образования Мамонтовский район (далее - Собрание);
Собрание проводится по инициативе Учредителя;
Инициатор проведения Собрания обязан не менее чем за 7 дней до проведения Собрания оповестить граждан, имеющих право на участие в Собрании, о месте, дате и времени проведения Собрания, выносимом на рассмотрение вопросе, а также представить информацию об инициаторе проведения Собрания;
Инициатор проведения Собрания оповещает граждан о проведении Собрания путем размещения объявления на информационном стенде сельского поселения, на сайте комитета по образованию, сайте муниципальной организации, подлежащей реорганизации или ликвидации;
Протокол Собрания с решением, отражающим мнение жителей, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления (администрацией Мамонтовского района), при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации.
Но ни на территории с. Кадниково, ни на территории с. Мамонтово собрания граждан по поводу реорганизации ответчиком не проводились.
Какие-либо сведения о предполагаемой реорганизации дошкольных учреждений на информационном стенде сельских поселений с. Кадниково и с. Мамонтово, на сайте комитета по образованию, сайтах МКДОУ детский сад «Сказка» и МКДОУ детский сад «Берёзка» не размещалось.
К администрации Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края с инициативой о проведении соответствующего собрания ответчик не обращался.
При личной беседе главы администрации Кадниковского сельсовета с главой администрации Мамонтовского района, на вопрос: почему такое собрание с жителями с. Кадниково не проводилось, последний ответил, что при реорганизации детских садов эта норма не обязательна.
В соответствии с пунктами 11 и 14 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № №, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательных организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Алтайского края был утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации краевой образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки, в соответствии с пунктом 5 которого, в состав муниципальной комиссии включаются: представитель органа местного самоуправления, руководители образовательных организаций, по согласованию представители иных органов местного самоуправления, руководители образовательных организаций, представители профсоюзных организаций и (или) родительских общественных муниципальных образовательных организаций, в отношении которых рассматривается вопрос реорганизации или ликвидации.
Административный истец полагает, что состав муниципальной комиссии был сформирован неправомерно.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Мамонтовского района Алтайского края было издано Распоряжение №-р о проведении оценки последствий принятия решения о реорганизации МКДОУ детский сад «Сказка» с. Кадниково, с последующим созданием филиала.
В состав комиссии не были включены представители администрации Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края и администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, участие которых обязательно.
Кроме того в состав комиссии не были включены представители родительского комитета МКДОУ детский сад «Берёзка», тогда как председатель родительского комитета учреждения МКДОУ детский сад «Сказка» Вшивцева Е.Г. была включена. Также в состав комиссии не были включены представители профсоюзных организаций МКДОУ детский сад «Берёзка» и МКДОУ детский сад «Сказка».
Участие председателя районной общественной профсоюзной организации работников народного образования Лукьяновой М.В. допустимо, но интересы работников реорганизуемых учреждений она не представляет.
Право главы администрации Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края на обращение в суд с настоящим иском определяется ч. 1 п. 4 ст. 36 «Глава муниципального образования» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края.
Административный истец полагает, что при реорганизации МКДОУ детский сад «Берёзка» в форме присоединения к нему МКДОУ детский сад «Сказка» административным ответчиком было нарушено право несовершеннолетних жителей с. Кадниково на дошкольное образование, права жителей с. Кадниково, Мамонтовского района, Алтайского края, права органа местного самоуправления в лице администрации Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края.
Административный истец считает, что Постановление администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № незаконно, так как принято с нарушением пунктов: 11, 12, 14 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № №; пункта 5 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации краевой образовательной организации, муниципальной образовательной организации, утвержденного Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Алтайского края; Порядка учета мнения жителей сельских населенных пунктов при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Мамонтовского района Алтайского края, утвержденного Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Мамонтовского района Алтайского края.
На основании изложенного административный истец просит:
Постановление администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № о реорганизации Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берёзка» с. Мамонтово в форме присоединения к нему Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» с. Кадниково признать незаконным полностью.
Обязать Администрацию Мамонтовского района Алтайского края Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав.
В судебном заседании представитель ответчика Евгенов М.В. заявил ходатайство о прекращении производства по делу, указывая, что администрация Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края не является участником правоотношений, оспариваемых административным истцом, поэтому не обладает полномочиями на оспаривание Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Комитета по образованию Администрации Мамонтовскго района Алтайского края Чибрякова Т.Е. заявленное ходатайство поддержала в полном объеме, пояснив, что указанное постановление затрагивает только руководителей дошкольных учреждений и их воспитанников.
Представители заинтересованных лиц Халтурина А.А., Лукьянова М.В. заявленное ходатайство поддержали в полном объеме.
Представитель Родительского комитета детского сада «Сказка» Вшивцева Е.Г. возражала против заявленного ходатайства, указав, что считает, что детский сад в результате реорганизации потерял статус самостоятельной организации.
Изучив материалы данного гражданского дела, выслушав представителей административного истца Бусс А.К., О.В.М. представителя административного ответчика Евгенова М.В., представителей заинтересованных лиц: Чибрякову Т.Е., Вшивцеву Е.Г., Халтурину А.А., Лукьянову М.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу прекращении производства по делу по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательством и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Частью 2 данной статьи установлено, что гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения и на предприятиях.
Подпунктом 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N №, к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 Кодекса если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 194 Кодекса суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Из материалов дела следует, что постановление Администрации Мамонтовского района Алтайского края N № от ДД.ММ.ГГГГ о реорганизации Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» с. Мамонтово в форме присоединения к нему муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад « Сказка» с. Кадниково, не содержит норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, и направленных на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Это постановление касается лишь руководителей двух реорганизуемых учреждений, а также их воспитанников.
Согласно исследованных в судебном заседании представленных доказательств со стороны административного ответчика, Администрацией Мамонтовского района Алтайского края была проведена реорганизация муниципальных учреждений, которая не является их реконструкцией или модернизацией. При этом эти учреждения не были ликвидированы, как и не было изменено их назначение, расположение территориально.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по аналогии с положениями пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 - 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что администрация Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края не обладает полномочиями на обращение в суд с заявлением об оспаривании документа о реорганизации детского дошкольного учреждения в порядке 22 главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку не является лицом, в отношении которого применен оспариваемый нормативный акт и не является участником соответствующих правоотношений в смысле положений частей 1 - 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 4, 128, 194, 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по административному исковому заявлению Администрации Кадниковского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Мамонтовского района Алтайского края о реорганизации дошкольного учреждения незаконным прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На Определение может быть принесена частная жалоба в течение 15 (пятнадцати) дней в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: Т.Б. Сильнова.