Дело № 3а-713/2019 30 сентября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Шинаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 30 сентября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Киселева В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
Киселев В.В. обратился в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование исковых требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 октября 2014 года по делу № 2-4086/2014 удовлетворены его исковые требования к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 22 января 2015 года, для принудительного исполнения был выдан исполнительный лист №. 15 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску было возбуждено исполнительное производство №. До настоящего времени решение суда не исполнено. По вине должника истец лишен возможности проживать в благоустроенном жилом помещении. В настоящее время истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>, где он проживает с супругой и двумя несовершеннолетними детьми. Ранее истцу дважды приходилось менять место жительства в связи с тем, что предоставленные жилые помещения маневренного фонда становились непригодными для проживания, что вызывало дополнительные неудобства, связанные с переездом, необходимостью осуществлять косметический ремонт жилья, дополнительными расходами. Иного пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве истец не имеет. Уровень дохода не позволяет ему самостоятельно приобрести жилое помещение, в том числе с использованием кредитных средств. В целях понуждения должника к исполнению требований исполнительного документа истец неоднократно обращался в Администрацию Северодвинска, в прокуратуру г. Северодвинска с вопросом о времени исполнения решения суда, что не ускоряло его исполнение. Просит взыскать компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 376 100 рублей.
В судебном заседании административный истец и его представитель Бычкова А.П. исковые требования поддержали.
Представители административных ответчиков Финансового управления Администрации Северодвинска, министерства финансов Архангельской области, заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Северодвинск», Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, министерства образования и науки Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Из отзыва заинтересованного лица администрации муниципального образования «Северодвинск» на административное исковое заявление следует, что с 2015 года Администрация Северодвинска предпринимала все возможные меры для исполнения решения суда. По состоянию на 27 сентября 2019 года в списке, сформированном из поступивших решений суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, решение истца находится под номером 6. Предоставление истцу жилого помещения будет возможно после исполнения принятых ранее 5 аналогичных судебных решений. С учетом запланированного министерством образования и науки Архангельской области на 2020 год объема субвенций бюджету муниципального образования «Северодвинск» предоставить административному истцу жилое помещение возможно будет уже в 2020 году. Ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на министерство финансов Архангельской области. Сумма компенсации в размере 376 100 рублей чрезмерно завышена, каких-либо доводов и доказательств, подтверждающих ее разумность и справедливость, истцом не представлено. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде Администрации Северодвинска 318 жилых помещений используются в качестве помещений маневренного фонда. 11 декабря 2018 года Киселеву В.В. предоставлено жилое помещение маневренного фонда, что подтверждается договором №. Администрация полагает, что требования истца не основаны на законе, просит в удовлетворении требований отказать. В случае если суд придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, Администрация Северодвинска просит снизить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок ввиду несоразмерности последствиям нарушенного права.
Министерством финансов Архангельской области в отзыве на административное исковое заявление указано, что Министерство является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть взыскана с лица, на которое этим актом возложена соответствующая обязанность.
Управлением социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска сообщено, что Киселев В.В. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Северодвинске, под № 47 на основании решения Северодвинского городского суда от 21 октября 2014 года. По состоянию на 01 сентября 2019 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Северодвинске за счет субвенций бюджета Архангельской области, включено 249 человек, из них 201 лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право возникло, но не реализовано, из них 156 имеют судебные решения, находящиеся на исполнении.
Заслушав пояснения административного истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного постановления).
Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 22 января 2015 года решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 октября 2014 года по гражданскому делу № 2-4086/2014 иск Киселева В.В. удовлетворен. На администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить истцу по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде квартиры (жилого дома) общей площадью не менее 14 кв.м., благоустроенное применительно к условиям г. Северодвинска, в границах муниципального образования «Северодвинск», за счет средств субвенций бюджета Архангельской области.
10 февраля 2015 года судом выдан исполнительный лист №, который был представлен в ОСП по г. Северодвинску 12 февраля 2015 года.
12 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнение судебного акта виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22 мая 2015 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник предупреждался о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Судом также установлено, что до настоящего времени решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 октября 2014 года по гражданскому делу № 2-4086/2014 не исполнено, исполнительное производство № судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску не окончено.
С настоящим административным исковым заявлением Киселев В.В. обратился в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области 30 августа 2019 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.
Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 04 года 08 месяцев 07 дней (со дня вступления решения суда в законную силу по день вынесения настоящего решения).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.
В качестве причин, препятствующих администрации муниципального образования «Северодвинск» исполнить решение суда о предоставлении Киселеву В.В. жилого помещения, указано, что в Администрации Северодвинска по состоянию на 22 августа 2019 года на контроле по исполнению учитывается 152 судебных решения о предоставлении жилых помещений для детей-сирот. Для муниципального образования «Северодвинск» на 2015-2018 годы были утверждены размеры субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, с помощью которых в г. Северодвинске приобретено 28 квартир, субвенции израсходованы в полном объеме. Законом Архангельской области от 15.12.2017 № 581-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на приобретение детям-сиротам специализированных жилых помещений за счет средств федерального и областного бюджетов предусмотрены субвенции, с помощью которых в 2018 году возможно было приобрести 7 квартир, на 29 декабря 2018 года 7 квартир приобретены. В адрес министерства образования и науки Архангельской области ежемесячно направляются отчеты о количестве решений суда по гражданским делам о предоставлении детям-сиротам жилых помещений в рамках указанных государственных полномочий, находящихся на контроле в Администрации Северодвинска. Указанные показатели, согласно методике расчета распределения субвенций Архангельской области, учитываются при распределении средств субвенций муниципальным образованиям. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых ежегодно муниципальному образованию «Северодвинск». Администрацией Северодвинска постоянно проводятся мероприятия, направленные на их полное и своевременное исполнение. Министерством образования и науки Архангельской области в 2019 году бюджету муниципального образования «Северодвинск» предоставлены субвенции из бюджета Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в сумме 36 552 600 руб. С помощью указанных средств в г. Северодвинске по состоянию на 21 августа 2019 года приобретено 17 квартир, т.е. освоена вся сумма субвенции на 2019 год. Выплата компенсаций за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок приводит к значительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Расходы местных бюджетов, связанные с выплатой данной компенсации, препятствуют как исполнению судебных актов, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по исполнению требований имущественного и (или) требований неимущественного характера, так и исполнению ими социально значимых обязательств. Выделение и расходование бюджетных средств на региональном и муниципальном уровнях осуществляется за счет ограниченных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и направлены на обеспечение исполнения получателями бюджетных средств, прежде всего, социально-экономических обязательств соответствующих публичных образований, поэтому выплата компенсации, присуждаемой в настоящее время в крупных размерах, объективно невозможна без ущерба для обеспечения исполнения иных социально значимых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Систематическое присуждение компенсации за счет финансовых средств местных бюджетов может повлечь систематическое несвоевременное исполнение таких обязательств в еще большем размере или ненадлежащее исполнение иных обязательств. Согласно сведениям, представленным Финансовым управлением Администрации Северодвинска, местный бюджет на 2017-2019 годы утвержден с дефицитом. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта в случае отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели в муниципальном правовом акте представительного органа муниципального образования о местном бюджете в финансовом году, в котором принят соответствующий судебный акт, не может считаться нарушением права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Министерством финансов Архангельской области указано, что ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на муниципальное образование «Северодвинск», являющееся ответчиком по рассмотренному Северодвинским городским судом Архангельской области 21 октября 2014 года делу № 2-4086/2014. Данным судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Надлежащим административным ответчиком по делу является Финансовое управление администрации муниципального образования «Северодвинск». На осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений бюджету муниципального образования «Северодвинск» на 2014 год перечислены субвенции на общую сумму 10 682,5 тыс. руб., на 2015 год – 7 748,2 тыс. руб., на 2016 год – 21 356,2 тыс. руб., на 2017 год – 17 035,2 тыс. руб., на 2018 год – 13 563,8 тыс. руб., на 2019 год предусмотрены субвенции в размере 36 552,6 тыс. руб.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 вышеназванного постановления от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 45, пункт 1 статьи 46).
В силу пункта 2 статьи 46 данного закона в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.
Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий, указанных в статье 46 областного закона № 84-5-ОЗ, установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, в соответствии с которым финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По сообщению министерства образования и науки Архангельской области на 2015 год муниципальному образованию «Северодвинск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 10 339 279,40 руб. Также в 2015 году муниципальному образованию «Северодвинск» восстановлены остатки денежных средств из областного бюджета, не использованные на вышеуказанные цели в 2014 году, в размере 6 166 200,00 руб. Таким образом, общий объем финансирования в 2015 году составил 16 505 479,40 руб. По состоянию на 31 декабря 2015 года вышеуказанные средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 8 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 6 человек.
На 2016 год муниципальному образованию «Северодвинск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 17 788 064,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 года предусмотренные средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 10 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 8 человек.
На 2017 год муниципальному образованию «Северодвинск» за счет средств федерального и областного бюджетов на те же цели выделено 24 646 680,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2017 года средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 13 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 15 человек.
На 2018 год муниципальному образованию «Северодвинск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 18 343 240,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2018 года средства Администрацией Северодвинска израсходовано 16 090 990,00 рублей, приобретено 8 жилых помещений для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 6 человек.
На 2019 год муниципальному образованию «Северодвинск» на те же цели выделены денежные средства в размере 38 804 850,0 руб.
За истекший период 2019 года Администрацией Северодвинска израсходовано 38 185 185 руб., приобретено 17 жилых помещений для детей-сирот, обеспечено жилыми помещениями 16 человек.
По состоянию на 01 сентября 2019 года численность детей-сирот, включенных в список на обеспечение жильем в г. Северодвинске, составила 249 человек, в том числе лиц, у которых право на получение жилого помещения возникло и не было реализовано, – 201 человек, количество неисполненных судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилья в г. Северодвинске – 156. Общая потребность средств на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории в г. Северодвинске составляет 455 290 446,6 руб., из них 353 359 749,6 руб. необходимо на исполнение судебных решений.
В 2017 году муниципальному образованию «Северодвинск» на исполнение государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были увеличены объемы финансирования из федерального и областного бюджетов на 7 423 580,00 руб. (с 17 223 100,00 руб. до 24 646 680,00 руб.).
Также в 2018 году на октябрьской сессии Архангельского областного Собрания депутатов на вышеуказанные цели муниципальному образованию «Северодвинск» были дополнительно выделены средства из областного бюджета в размере 308 267,09 рублей.
Также в 2019 году муниципальному образованию «Северодвинск» восстановлены остатки областных средств, неиспользованные на вышеуказанные цели в 2018 году, в размере 2 252 250,0 руб. (с 36 552 600,0 руб. до 38 804 850,0 руб.).
В настоящее время дефицит финансовых ресурсов, необходимых для полноценной реализации полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, возложенных федеральным законодательством на субъекты Российской Федерации, а также ограничения уровня государственного долга, установленные в соглашениях с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации бюджетных кредитов, не позволяют предусмотреть необходимые объемы финансирования муниципальному образованию «Северодвинск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.
Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные решения о предоставлении жилья.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Архангельской области.
В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и пунктом 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении данной категории граждан жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают договор найма.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
В силу пунктов 1.1, 1.5 Положения о Финансовом управлении Администрации Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 24.05.2007 № 64, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации Северодвинска, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовым органом Северодвинска. Управление является юридическим лицом.
Согласно пунктам 1, 5 и 6 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 217-пп, данный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет функции финансового органа Архангельской области, обладает правами юридического лица, его финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана как с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета, так и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области.
При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
11 декабря 2018 года должником истцу по договору найма жилого помещения маневренного фонда № было предоставлено жилое помещение маневренного жилищного фонда по <адрес>.
Таким образом, с 2018 года истец обеспечен временным жильем.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для истца, суд считает необходимым взыскать в пользу Киселева В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в размере 50 000 рублей, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере 70 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
Следовательно, взысканию в пользу Киселева В.В. подлежит государственная пошлина в возврат с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Киселева В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу Киселева В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Киселева В.В. №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Киселева В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 70 000 (семьдесят тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет Киселева В.В. №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу Киселева В.В. государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Киселева В.В. государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко